Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева


* * *

"НОВИНКИ БЛЮЗА" - ERIC CLAPTON «I STILL DO» 2016

Eric Clapton «I Still Do» 2016

Факты, связанные с 23-м альбомом EC, нет смысла излагать, поскольку они исчерпывающе изложены уже с сотнях мест, включая Википедию. Альбом повторяет концепт опусов англичанина за последние 10 лет, за исключением связанных с Джей Джей Кейлом, - блюзы, каверы (в том числе опять Кейл), а также вещи, специально написанные для диска, всего дюжина (есть издание с 2-мя бонус-песнями).

«I Still Do» содержит три густых, махровых блюза из эпохи чёрного до/электрического периода: Лероя Карра, Скипа Джеймса, Р. Джонсона. Их объединяет 1) вязкая плотная фактура; 2) «заторможенный», словно тянущий в гору тяжкий груз, темп; 3) слайд-гитара; 4) аккордеон. Колоритные блюзы, очень отдалённо напоминающие привычного Клэптона-Slowhand золотой его поры. 

Имеется личный авторский номер «Catch The Blues», который является на поверку просто милой камерной поп-песней с приятно квакающей гитарой. Вообще, Клэптона-гитариста следует искать на других его дисках. В «I Still Do» он скорее певец. И в этом качестве он допускает тут и там эмоциональные всплески чуть выше среднего по альбому уровня. Но наиболее сильная в этом смысле вещь – «Spiral», где наш герой поворачивается к нам своей лучшей стороной, выпевая печаль, горесть, искренность, блюз.

Одни скажут, «пенсионерский диск», другие - красивый, третьи будут просто в восторге, ибо фанаты. Все будут правы. Стрелки часов Клэптона сделали полный круг, он закончил. Поёт для себя, состарившегося, но в отличие от иных он способен создавать нечто, порождающее разные мнения, а не окончательный приговор.

PS: Angelo Mysterioso (Харрисон?) так и остался инкогнито. (НК для BN).

 

"КЛАССИКА БЛЮЗА" - Tony McPhee “Foolish Pride” 1993

Tony McPhee “Foolish Pride” 1993

Тони МакФи - во все времена лидер исторического коллектива - английской блюз-роковой группы Groundhogs. В середине 60-х трио играло с Champion Jack Dupree и John Lee Hooker во время их европейских вояжей. Кстати и своё название группа получила по песне Хукера «Groundhog's Blues». В начале 70-х у группы было несколько удачных альбомов, попавших в чарты (альбом Split 1971 года - 5 место в UK charts). Собственно, в 70-х по большому счету и закончилась славная история. Поздние реинкарнации 80х, 90х и нулевых представляли собой бизнес-проекты, игравшие классику Groundhogs и выпускавшие исключительно живые альбомы. Для Тони эта история завершилась в 2009 году, когда в результате сердечного приступа он частично потерял слух и голос.

Но музыкальная карьера Тони не ограничилась творчеством Groundhogs. Он играл со многими коллективами и выпустил несколько сольных альбомов. "Глупая гордость" 1993 года - именно такая сольная работа. Этот диск вышел через 20 лет (!) после предыдущего сольника Two Sides (1973). Музыка, конечно, уже была не та, и Foolish Pride можно рассматривать как эксперимент, попытку вписаться, приспособиться к реалиям. Но сделать это по-своему, на основе накопленного багажа. Тони записал диск в домашних условиях, сыграв на всех инструментах, активно используя технические достижения - секвенсоры и гитарные процессоры.

Материал представляет собой среднего темпа гаражный буги-рок, паб-рок с элементами панка; блюз где-то глубоко на подсознании и присутствует, но, очевидно, не в явном виде. Звук нарочито неряшливый, грязный. Одна гитара держит ритм аккордами или риффами, другая абсолютно свободно, не сдерживаясь, солирует. Именно как гитарная работа этот диск интересен. Тони здесь играет легко, с настроением, используя разнообразную гитарную технику.

В буклете Макфи выражает благодарность всем фирмам, предоставившим ему оборудование (Fostex, Alesis, Yamaha, Sony), которое в 70х весило бы под тонну, а теперь легко поместилось в его доме. Отдельно не забывает поблагодарить Джона Ли Хукера за вдохновение. И говорит спасибо своим соседям, пережившим эти сессии, обещая им в следующем году обязательно сделать достойную звукоизоляцию.

Great highway music - так отозвался один из рецензентов об альбоме. Право, стоит составить собственное мнение. (ОП для BN).

 

"ПЕРЕИЗДАНИЯ" - The Moody Marsden Band “Real Faith”

The Moody Marsden Band “Real Faith”

Оба участника этого проекта - гитаристы Мики Муди и Берни Марсден - в первую очередь известны по своей карьере в первом составе Whitesnake с Дэвидом Ковердейлом. Да они и сами постоянно обращаются к тем годам (1978 - 1984), так или иначе ностальгируют и воскрешают свою молодость в различных составах (Moody Marsden Band, M3, The Snakes, Company Of Snakes, Snakecharmer), переигрывающих блюзроковый репертуар ранних Whitesnake.

“Real Faith” как раз интересен с полярной точки зрения - он содержит полностью авторский репертуар. Более того, это единственный такой альбом. The Moody Marsden Band с 1992 по 2000 год выпустили пять альбомов, четыре из которых были концертными, и только данный релиз 1994 года - студийная работа. В 2001 году еще был издан диск под названием Ozone Friendly, и здесь часто возникает путаница. На самом деле это ремастерReal Faith с измененным порядком песен и другой обложкой.

Порядок песен на альбоме важен, так как на Real Faith есть и инструментальная интродукция (Awakening) и инструментальный же финал (Genauso), в концовке переходящий в рифф Whole Lotta Love Лед Зеппелин.

Вплоть до восьмой песни диск развивается скорее по сценарию “рока для взрослых” (AOR) имея отдаленное отношение к блюзу. Приятные песни с любовной тематикой (My Kind Of Woman, Louisa), среднего темпа, полуакустическая ритм-гитара (как у Eagles), духовая секция, гитарные дуэты строго в меру, согласно сценарию.

Начиная же с Silver On Her Person драматургия будто бы разворачивается. Словно обязательная программа закончилась и начинается произвольная. Обе гитары зазвучали уже не так сдержанно, соло стало больше одного на песню. На самом деле эта песня - другой текст на стандарт Роберта Джонсона If I Had Possession Over Judgement Day. Дальше всё развивается по блюзовому сценарию. Есть хорошая полуакустическая 2000 Miles Back To Hell, протяжная грустная баллада I Got a Mind to Get Even, заводная Kinda Wish You Would, тяжеленькая All Revved Up, наконец, раскрывшимся в полную силу гитарным дуэтом и аккуратно вкрапленным одним из риффов Whitesnake в финале.

Диск вполне достойный, слушать его приятно, ненапряжно. Потом всё-таки образчик 90-х, голоса Мики и Берни молодые, высокие и напористые. Клавишных непривычно мало, совсем только фоном. Но так ведь не Джон Лорд и не Дон Эйри играет, к чему мы привыкли на записях Whitesnake и в других группах Мики и Берни.

В одном из интервью по случаю успеха своей сольной работы 2014 года (Shine) Берни Марсден упомянул переиздание некоторых прошлых работ, в том числе назвав и Real Faith. Если же говорить о других альбомах The Moody Marsden Band (помните что их всего пять, из которых четыре концерты), возможно, будет интересно поискать-послушать концерт записанный в 1995 и выпущенный только в 2000м году - The Night The Guitars Came To Play. На этом концерте группа исполняет и песни с Real Faith и некоторые из репертуара Whitesnake. Вполне себе должно быть устойчивое балансирование для “братства белой змеи”. (ОП для BluesNews).

 

* * * 

 


В избранное