Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева


* * *

 "НОВИНКИ БЛЮЗА" - LUCKY PETERSON «LONG NIGHTS» 2016

Lucky Peterson «Long Nights» 2016

Само по себе то, что Питерсон продолжает творить столь эмоциональную и технически точную музыку, - подарок судьбы для блюза. Ему 51 год и диск Лаки умудрился сделать особым (казалось бы, всё он испробовал и испытал в этом жанре, нет?). Вот, что предпринял наш герой: он вооружился акустическими гитарами, national steel гитарами. Играл на них так и сяк, обычной техникой и слайдом, потом пересаживался за рояль и делал партию просто на обычном БОЛЬШОМ акустическом инструменте – «короле оркестровой ямы», говоря словами музыкантов. С известной натяжкой можно было бы назвать 22-й диск Питерсона unplugged. Однако это относится исключительно к его действиям – как солист, он пользовался исключительно акустикой. В аккомпанементе отчётлив лишь единственный электроинструмент – бас/гитара, да и то не во всех произведениях (кое-где спорадически можно различить и электрогитару). Изрядное число партий баса сделал контрабасист.

Серьёзное обстоятельство не вяжется с «обесточенным» концептом и повторяющейся с усердием попугая рекламной фишкой – полуночная музыка, «после 3-х утра» (впрочем, это написано на обложке). Гиперэмоциональный, зажигательный характер всего материала от начала до конца! Какой уж тут «ночной блюз», если Lucky Peterson поёт и играет так, словно собирается разбудить сам метущийся и сумрачный дух своих предков, не говоря уж о нас, соседях по планете? Придремать возможно только под единственный трек, под благостную поп-песню «Six O' Clock Blues». Старый добрый Лаки, казалось бы, пользуясь избитым инструментарием, поднял такой свежий блюзовый ветер. Волшебство? Волшебство Лаки и его Дар Божий. (ОТ).

 

 

"РЕКОМЕНДУЕМ" - Moreland & Arbuckle “Promised Land Or Bust” 2016

Moreland & Arbuckle “Promised Land Or Bust” 2016

Первая работа дуэта на лейбле Alligator Records, седьмая их пластинка по счету. Предыдущий диск 7 Cities вышел три года назад, хорошо продавался, попал в чарты Биллборд и освещался на страницах нашего издания.

С облегчением можно отметить, что стиль группы не поменялся. И дрейф в сторону подражания суперуспешнымThe Black Keys скорее придуман журналистами для облегчения позиционирования коллектива. Продюсер новой пластинки Matt Bayles работал и над предыдущим диском группы. Да и сам лейбл Alligator больше заинтересован именно в самобытном, современном, но в корне блюзовом звучании дуэта-команды, чем просто в модных тенденциях рынка. Так что можно сказать, что лицо сохранено во всех отношениях и со всех сторон. Даже ударник остался прежний - Kendall Newby. В принципе, он уже полноправный член группы, на всех фото присутствует. Помимо него в записи также принимали участие басист Mark Foley и клавишник Scott Williams.

Начинается альбом очень мощно, по хард-року, хотя блюзовые корни (roots) здесь очень хорошо слышны. Жесткая гитара, заводные риффы, крепкий вокал, напористый харп, увесистые раскаты ударных - всё в полный рост, щедро, без экономии, по-взрослому и мужественно. Напор лишь немного сбавляется к пятой песне - Woman Down In Arkansas, после которой еще чуть более спокойная и мелодичная Mount Comfort. Стоит отметить I’m а King Bee - классический блюз Слима Харпо с убедительным  соло на гармонике и Long Way Home со слайд-гитарой.

Тексты песен про жизнь, любовные измены, женщин пострашнее дьявола, страдания неразделенной любви - привычная тематика блюзового репертуара, но всё звучит достаточно современно и свежо. Вообще, это главная “фишка” Moreland & Arbuckle - уважение и знание блюзовой классики, помноженные на актуальную стилистику. Получается творческое развитие стиля и привлечение новых слушателей к неувядающему источнику вдохновения и позитивных эмоций.

Историю группы Moreland & Arbuckle читайте на страницах нашего издания.   (ОП для BluesNews).

 

"GRAMMY" - Evelyn Rubio and The Calvin Owens Blues Orchestra “Hombres” 2016

Evelyn Rubio and The Calvin Owens Blues Orchestra “Hombres” 2016

Альбом «Мужчины» Эвелин выпустила в двух версиях – по-английски и на родном языке, в обоих случаях диск, имеющий непростую историю, начатый в 2009, «выстрелил» - попал в чарты США для латинов и блюзовый (к середине апреля в последнем 6 недель).

Материал - причём в обоих вариантах, - big band blues. С первого же трека, начинающегося атакующей гитарой в духе Би Би, видно, что мы имеем дело с мастерами американского блюза, хотя припев идёт по-испански: «О-М-Б-Р-Е-С!». Не стоит настраиваться на ретро, и аргумент не заставляет себя ждать. Песня Keep on Moving явно с оттенком тягучего стильного ритм-блюза и фанка, с мощной подпевкой и дюжиной медных. Такой он здесь не один.

Сакс Эвелин вы застанете в пьесе “Freedom”, произведении, близком к «лёгкой эстрадной музыке». Она умело перекликается с другими солистами, в том числе с обширной струнной секцией и великолепным фортепиано. Другой пример, названием говорящий о содержании, это уже полноценная песня на стыке танцевального джаза и фанка «Мой саксофон», признание в любви инструменту и самой музыке.

Вероятно, диск в немалой степени обязан своей популярности в США сентиментальным поп-блюз-балладам типа “I gonna love you tonight”. Здесь максимально раскрывается подход латиноамериканки к медленному блюзу – некоторый перебор с сахаром, склонность томиться красиво, с привкусом карамели, свойственная приторным медлякам сальсы.   (АТ).

 

"КЛАССИКА БЛЮЗА" - “Otis Spann Is The Blues” 1960

“Otis Spann Is The Blues” 1960

Диск неизбежно попадает у любого эксперта в список лучших канонического фортепьянного блюза. Длящийся ровно 45 минут, он был записан в августе 1960 года во время единственной вдохновенной сессии в нью-йоркской студии звукозаписи. Это первый сольный опус Отиса Спэнна - до этого он был сайд-мэном Мадди Вотерса и прочих чикагских титанов. Странно, но далеко не везде в справочниках упоминается, что альбом, в сущности – пластинка дуэтов Спэнна и гитариста Роберта Локвуда-младшего. На четырех из десяти номеров Роберт к тому же поет.

Запись получилась на редкость эмоциональная, что называется, сделанная с огоньком, и в то же время Локвуду нужно адресовать как минимум две пятых дифирамбов. К ее гигантским достоинствам относится взаимодействие партнёров на этой, по сути, спонтанной записи – ведь аранжировки никакие не писались, и заранее ничего не репетировалось. Поистине достойно восхищения! Все это так легко, гармонично и умно, что невольно хочется воскликнуть: «Вы думаете, блюз примитивная музыка? Послушайте вот это!»

Номера 2 и 9 – явные перепевки песен Роберта Джонсона, и вы легко узнаете, каких именно. Но это уж часть карьерной «игры» Локвуда, всегда подчеркивавшего свою музыкальную близость к «отчиму». Главное же, насколько Локвуд уже тогда был продвинутым и развитым гитаристом, пожалуй, имевшим мало конкурентов по части техники и умения вдумчиво подходить к интерпретации самых простых песен, превращая гитару в подобие микроскопического струнного оркестра. Обсуждать Спэнна, даже в самом простом, третьем номере альбома, инструментале, - дело пустое. Его игра поражает изобретательностью и какой-то первобытной, способностью выражать которую ТАК, сидя за блюзовым фортепьяно, природа наделяет немногих. (АК).

* * *


В избранное