Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева


* * *

 "НОВИНКИ БЛЮЗА" - BUDDY GUY «BORN TO PLAY GUITAR» 2015

Buddy Guy
«Born To Play Guitar» 2015

Старый конь борозды не испортит - 79-летний «король чёрного блюза» сделал диск чистого блюзового золота. Гай не отказывал себе здесь ни в чём. «Born To Play Guitar» открылся особым треком - монологом на фоне блюза «о себе любимом». Потом явился грозный и лукавый бородач Билли Гиббонс для столь же сурового как они оба «почти рок/блюза»; Гай «имел» в гостях Джосс Стоун, одну из самых восхитительных белых певиц, с которой пел в форме диалога на фоне скрипок милый шаффл; ему понадобилось сделать что-то с гармонистом – появился Ким Уилсон, лучший из лучших, - они записали пару классических блюзов. Наконец, дуэт с Вэном Моррисоном, посвящение Би Би Кингу. “Flesh and bone” - симпатичная поп-песня с прочувствованной лирикой, славными бэк-вокалами/девочками и вообще исключительная прочувствованная a la gospel, но на любителя. Во всяком случае, в альбоме она особняком (я проматываю, поскольку не поклонник стиля Моррисона, а он тут в полном цветении). Возвращаясь к самому ценному, к «золоту», Buddy Guy и его «формула» блюза (студийная/звуковая/композиторская/продюсерская) переживает период пика. Из 13-ти блюзов, - громких, сочных, диковатых - сложно выделить козырные. Они больше чем на «пять», а сам Гай уже за пределами унылой шкалы! Для меня вершина диска – бушующая «Thick like Mississippi mud», ещё для себя выделяю тихий минорный номер «Свихнувшийся мир» и финальную песня под акустику и рояль, такой «плачь» по учителю, по Мадди. Лучший альбом года – ведь выше классом в жанре артиста нет, вы согласны? (АК).

 Buddy Guy Born To Play Guitar

 

 

"ЧАРТЫ/ПРЕМИИ" - Adrianna Marie and Her Groovecutters “Double Crossing Blues” 2013

Adrianna Marie and Her Groovecutters “Double Crossing Blues”
2013

Весь июль считай (3 недели) альбом провел в блюз/чарте БИЛЛБОРДА. Загадкой остаётся, почему сейчас? Ведь диск вышел пару лет назад.

Олег Павлов: Целью “Double Crossing Blues” было воспроизвести музыкальную атмосферу послевоенных 40-х эпохи «просперити». Тогда в дорогих фешенебельных кварталах Америки бушевал hot jazz, всего было навалом и через край; красивые женщины, импозантные и уверенные в себе мужчины, сверкающие автомобили – читай романы Скотта Фитцджеральда или смотри “Клуб Коттон” с одной лишь существенной оговоркой: джазовые темы диска чередуются с конкретным блюзом.

Познакомимся с участниками проекта. Имя певицы Адрианны Марии вынесено в заголовок. Выросла в семье гастролирующих музыкантов (цыганские корни), рано начала петь, в 17 лет сбежала в Калифорнию, выходила и на подиум, пела фолк, блюз, джаз - вполне себе биография для какой-нибудь рок-певицы. Но лишь совсем недавно она попала в поле зрения компании Delta Groove, исполнив партии бек-вокала в некоторых композициях альбома Mannish Boys Double Dynamite (2012). И уже в следующем году выходит этот “сольный” альбом, который был номинирован в 2014 году Blues Music Award в категории “Дебют года”.

Успех альбома во многом делает “свита”, именуемая на обложке как Groovecutters. Это, в первую очередь, гитарист LA Jones, в проектах которого певица начала работать еще до своего большого успеха. Джонс, в частности, играл в группе Отиса Раша да и с другими известными исполнителями. Звук его большой акустической электрогитары - джамп-свинг вместе с west side sound и традиционным блюзом Чикаго. Другие музыканты, собранные в проекте, также в своём роде звезды. К примеру, что на басу и контрабасе играет Дейв ДеФорест, номинант Blues Music Award.

Репертуар альбома - стандарты выбранного периода истории музыки. Есть песня Sugar из репертуара Билли Холидей. Можно выделить заглавную композицию Double Crossing Blues. Обязательно хочется обратить внимание на инструментал Sad Night Owl Фредди Кинга - последняя композиция альбома, где гитара Джонса и клавишные звучат расслабленно, салонно и джазово.

В аннотации альбома рассказывается, как музыканты старались достичь звука тех лет, используя винтажные инструменты, микрофоны и студийную технику. Этот подход встречается достаточно часто в последнее время, словно внутри модной «американы» артисты ищут утраченный секрет вдохновения, разочаровавшись в бездушности и вторичности навороченной электроники. 
У солистки масса достоинств, однако на автора этих строк не произвел впечатления голос Марии – вокал лишён индивидуальности. Да, высокий, да, сильный и она справляется с задачей любой сложности, но не хватает индивидуальных чёрточек (в том числе, от слова “чёрт”), позволяющих выделить и запомнить певицу. Впрочем, её большая карьера ещё только раскручивается. А переслушивать альбом лично я – поклонник блюзового гитаризма - буду в первую очередь из-за гитары Джонса. (ОП).

Adrianna Marie and Her Groovecutters 

 

"СОБЫТИЕ" - Robert Johnson ненастоящий

Robert Johnson ненастоящийRobert Johnson ненастоящий

Один из артефактов, связанных с Робертом Джонсоном, похоже, забракован. Группа историков и деятелей культуры США подписала заявление относительно «третьего фото Джонсона». Пора признать, что на снимке другой человек, и не морочить публике голову – таков его смысл. В 2013 семья знаменитого блюзмена на основании шатких доводов признала в человеке на фотографии, случайно всплывшей среди прочих на eBay, своего знаменитого пращура, хотя на обороте имелась фраза, связывающая кадр с Би Би Кингом. Приобретатель обратился к пожилому эксперту, бывшему полицейскому, имевшему успех в делах по идентификации личности по фотографии, который безапелляционно заявил – это Robert Johnson. Он ошибся, считают специалисты   

Проданное через Сеть в 2005 «фото Джонсона» считается поклонниками блюза несерьёзным, заявил газете The Guardian мистер Bruce Conforth, профессор культурологии Университета штата Мичиган. Он был в числе 49 серьёзных специалистов разного рода, подписавших документ. «Заявить об обнаружении «новых» фото или гитар Джонсона стало своеобразным «спортивным» развлечением», посетовал Конфорт. История с фото «не имеет отношения ни к истории, ни к музыке. Такие вещи происходят ради наживы», констатируется в документе. Кстати, современники и коллеги Джонсона Robert Lockwood и David Edwards не признали его на снимке – с гитарой запечатлён некто, но не их приятель, уверенно утверждали оба.  Сохранились лишь 2 несомненных фото Джонсона, умершего в 1938, они принадлежат семье музыканта и поэта. (АТ).

Robert Johnson - Crossroad 

 

 

 

 

"КЛАССИКА БЛЮЗА" - Bill Jazz Gillum «Harmonica Chicago Blues: 1934-1947»

Bill Jazz Gillum  «Harmonica Chicago Blues: 1934-1947»

Текст Андрея Струкова:

Сценические псевдонимы могут ввести в заблуждение. Скажите, какую музыку должен исполнять музыкант по прозвищу «Джаз»? А вот и не угадали! Джаз Гиллам (Jazz Gillum) всю жизнь играл и пел самый что ни на есть блюз.
Он слегка «затерялся» среди своих без преувеличения великих коллег-современников (Биг Билл Брунзи, Биг Масео Мерриузер, Сонни Бой Уильямсон 1-ый), но в период с 1936 по 1942-й год Гиллам был одним из самых успешных блюзменов в Чикаго. 

Полную версию статьи Андрея Струкова читайте на нашем портале BluesNews.Ru 

 

Bill Jazz Gillum - Keys To The Highway, recorded 1940 

 

 

* * * 

 


В избранное