Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева


* * *

 

"СОБЫТИЕ" - ZZ Top: Билли «пошёл налево»

ZZ Top: Билли «пошёл налево»

Мистер William Frederick "Billy" Gibbons «изменил» своему вечному кредо – блюз-based/rock! В октябре бородатый монстр техасского буги выпустит сольник, отбрасывающий его далеко в сторону от его привычного миру амплуа. Вопрос, однако в другом: хорошо ли мы знаем Билли, особенно его ранние годы, чтобы подозревать в измене? 23 октября в продаже появится его первый в жизни личный релиз, обещающий долю шока фанатам ZZ Top. Судя по всему в диске будет latino/cubano - кубинцы называют эту музыку salsa, в которую когда-то в юности сына окунул папаша. Диск называется «Perfectamundo» (исковерканное сочетание испанских слов «совершенный мир»). Сопровождающий состав обозначен как BFG’s, то есть сокращение от подписи музыканта « Billy F Gibbons», дескать его группа. Главными в ней два латина – мультиинструменталист Martin Guigui и некто по имени Chino Pons, кубинец, живущий и выступающий в Нью-Йорке с собственным квартетом.

В проекте участвует перкуссионный коллектив Cubano Nationale Beat Generator. Вообще, пластинка обещает быть предельно полиритмичной, в духе афро-кубинской музыки. И сам Билли приложил к тому руки, причём в буквальном смысле: в детстве отец отослал его поучится искусству кубинской перкуссии у ассов оркестра Тито Пуэнтеса (тоже легендарный барабанщик-кубинец), обосновавшихся в городе «Большого яблока». Гиббонс овладел тогда навыками обращения с такими ударными инструментами как conga, bongo, maracas, timbales, и воспользовался ими при записи своего «Perfectamundo».

Нельзя сказать, что в дебютном сольнике техасец вовсе манкировал блюзом. В диске есть песня Слима Харпо “Got Love If You Want It”, изменённая в кубинском духе, а также другой блюз/стандарт-латино/мутант “Baby Please Don’t Go”, который сочинил Lightnin’ Hopkins’.

В телеграммах СМИ подчёркивается отдельно - Гиббонс был, есть и будет частью ZZ Top, а собственный кубинский опус создал с одобрения подельников по трио. (ОТ).

 

"ТЕКСТ" - Robert Cray в 2015

"4 Nights of 40 Years Live" можно расценить как своеобразное событие в ритм-блюзе-2015: Robert Cray вживую и в движении, причём в течение всей карьеры. Получив промо-диск, я решил "полистать" подшивку BluesNews и обнаружил постоянство оценок творчества Крэя на протяжении многих лет - без вопросов музыкант высочайшего класса, однако его актуальная музыка, так называемый "гитарный неосоул", не слишком импонирует нашему слушателю, предпочитающему менее утонченных и более мускулистых слингеров. Тем не менее, как справедливо отметил мой коллега Алексей Дорохов, если бы Крэй приехал в Москву, например, зал ММДМ был бы заполнен – человек со вкусом почел бы за честь присутствовать там. В том числе и по этой причине, мы не оставим без должного внимания новый релиз – ревю концернах записей на протяжении карьеры. "4 Nights of 40 Years Live" демонстрирует не только неосол, антология напоминает: Крэй – уникальный блюзмен.

Несмотря на название, мне кажется, не стоит считать "4 Nights" подведением итогов или буквальной антологией творчества. Любой концертный диск демонстрирует какой-то этап творчества артиста, но здесь нет попытки любоваться собственной ретроспективой или объяснить слушателю who is Роберт Крэй. Конечно, он в этом уже давным-давно не нуждается, нет нужды доказывать что-то миру 5-кратному обладателю Грэмми, пластинки которого разошлись миллионными тиражами по всему миру. 

Первый диск - "выжимка" из четырех выступлений декабря 2014 года в разных залах Калифорнии. Помимо трёх музыкантов группы The Robert Cray Band на сцене пояаляются приглашенные "звезды" - вокалист Ким Уилсон (Wrap It Up) и знаменитый харпер, "человек-бренд" датчанин Ли Оскар (в стандарте Sittin' On Top of the World). Партии других духовых инструментов очень интеллигентно вписаны в общую канву исполнения и представлены саксафономи Тревора Лоуренса и Тома Скотта и трубой ( с сурдинкой) Стива Мадайо.

Второй CD (бонус) заслуживает отдельного внимания так как на нем концертные записи начала карьеры музыканта. 1982 год - это фрагменты из выступления на блюзовом фестивале в Сан-Франциско и 1987 год - появление на голландском телешоу Countdown. Здесь присутствуют композиции Smoking Gun и Too Many Cooks, на которых построился успех Крэя в 80-е, и стандарт T-Bone Shuffle. 

94 минуты видео на DVD повторяет содержимое двух аудиодисков. Роберт Крэй в промежутках комментирует песни, свою карьеру и музыкальную философию. Отдельные интервью с "великими" (Эрик Клаптон, Кейт Ричардс, Бадди Гай и др.) не оставляют сомнений в статусе музыканта и кое-что добавляют к портрету личности Роберта Крэя. Если этот артист вам интересен – конечно, стоит ознакомиться с обоими форматами. Концертный видеоряд всегда скажет несколько больше, чем просто звуковая запись.

В пресс-релизе к выходу альбома указаны составляющие музыкального стиля Роберта Крэя - госпел Five Blind Boys of Mississippi, соул Бобби Бланда, рок-гитара Джимми Хендрикса и поп-песни Битлз. Слушать, как он спокойно и свободно извлекает чистые звуки из своей гитары, - сплошное удовольствие и своего рода сонарная терапия. Слушать его голос a la «red clay» - сочный, высокий, гибкий, мощный – наслаждение (для посвященных).

Концертный альбом вышел на Provogue (лейбл, подобравшей под свою "опеку" добрую долю современного кассового блюза). Альбом, как уже принято, выпускается в нескольких форматах - 2LP (+download MP3), 2CD+DVD, BluRay+2CD и цифра в iTunes и прочих глобальных библиотеках. (ПО).

"ПЕРЕИЗДАНИЯ" - “The Chronological Lil Green”

“The Chronological Lil Green”

Многие блюзмены имели опыт тюремных отсидок. Любители блюза легко вспомнят, например, Lead Belly. Да что там отдельные блюзмены! Целые группы, которые сформировались в тюрьме, провели в ней годы карьеры, расформировались, не выходя на свободу. Скажем, легендарные Prisonaires, пусть не чистый блюз, но близкий ему зарождающийся doo-woop. А вот блюзледи-зеки – редкость. Одна из них – Lil Green.

Текст Андрея Струкова

Она родилась в декабре 1919-го года, на Юге, в большой семье – девять братьев и сестёр.

В 10 лет осиротела и переехала к родственникам в Чикаго, в Южный Район (South Side, фактически родина почти всех чикагских блюз-достижений в 1930-1940-х годах).

В 14 лет начала работать в одном из местных ресторанчиков, видимо – добавив себе лет до требуемых семнадцати, необходимых для работы в заведениях с алкоголем в ассортименте. Работала она, так сказать, «на две ставки»: и официанткой, и певицей. Именно за счёт певческого искусства она быстро продвинулась - через пару лет пела в All Star Club, это свидетельство серьёзных навыков и нешуточной популярности у местной публики. В то время она уже Лил Грин; так и осталось неизвестным, откуда взялась новая фамилия - или от раннего мужа, или от родственников, приютивших её в Чикаго (фамилия её отца Johnson, матери – Crocket, т.е. Грин – это позже приобретённое).

Примерно в это время (1935-1936-й годы) она и угодила в тюрьму. Неудачно поучаствовала в какой-то внутри-клубной заварушке, и случайно убила одного из участников, за что и получила срок. В тюрьме тоже пела – на субботних богослужениях. 

Полный текст статьи  Андрея Струкова читайте на страницах нашего веб-журнала!

 

* * * 


В избранное