Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева


* * *

"НОВИНКИ ЖАНРА" - BILLY BRANCH & THE SONS OF BLUES «BLUES SHOCK» 2014 

Название диска вполне оправдывает содержание – музыка поражает наповал напором и качеством! Возвращая своему проекту название, с которого началось вхождение в музыку в начале на рубеже 70-80-х ("Сыновья блюза"), 62-летний Брэнч как бы подчеркивает - в профессии сделан полный круг, и вот как я завершаю очередной на этой спирали профессии. Во-первых, диск фантастически насыщен энергией. Во-вторых, он помпезен, богат истерическими формами блюза. Перед нами стремительно движется панорама разных подходов к трактовке блюза - от лавинообразного, насыщенного медью (диск вообще славен духовыми) «Blues Shock» до барелхаус-буги в сопровождении рояля «Back Alley Cat». Больше того, Брэнч представляет произведения знаменитых современников и гигантов типа Джуниора Вэллса и Джона Ли Хукера (из последнего он взял не что-нибудь, а великий и примитив "Бум-Бум"). Как гармонист он пользуется не только разными техниками, разными языками и разными типами инструментов - как бы играет с разным звуком. Диск не рекомендуется поклонникам чистой "дельты" или джамп-блюза - этих стилей Билли сторонился и раньше, будучи исключительным модернистом и городским виртуозом не калифорнийского склада. "Сыны блюза", музыканты группы, разного возраста, однако все они моложе Билли Брэнча, что отчасти объясняет высокую температуру материала. В пластинке единственный инструментал под названием "Номер для мамы" (Song for My Mother). В нем Билли выходит за пределы блюзового жанра и напоминаете об способности действовать и на территории джаза. Остроумная и светлая пьеса. 

Брэнч создал лучший свой альбом за последние 15 лет и подтвердил статус выдающегося харпера. (АТ). 

 

"РЕКОМЕНДУЕМ" - Joe Louis Walker «Hornet's Nest» 2014

Черный ритм-блюз, поданный белым (блюз слушают не негры, так?), не должен быть слишком сложным. Он теряет свою первозданную прелесть и непосредственность. Таково мнение одного моего чрезвычайно квалифицированного в блюзе знакомого. Случай с новой пластинкой Уолкера не подтверждает данную мудрость, вернее, подтверждает частично. Стоит зазвучать откровенно блюз-роковому первому номеру, в отличие от "белых" аналогов несущего в себе свинг, забываешь теорию - воспринимаешь чистую эмоцию. Далеко не вся работа в таком предельном тонусе, однако часть номеров определенно поднимают настроение и давление любителям рока. В целом же релиз, впрочем, как обычно у Джо Луиса, так тщательно, затейливо аранжирован и сыгран, что хочется сказать: его рок с вкраплениями само совершенство. Как гитарист в черном блюзе Уолкер почти такой же виртуоз как Паганини в скрипичном искусстве. Хотя тут много блистательной гитары, достоинства «Осиного гнезда» не только в виртуозности исполнителя, сколько в том, как жестко и вместе с тем легко он помещает свою гитару в эти огненные сгустки нот – в новые песни. С точки зрения песенной формы многие треки действительно близки к совершенству. Не удалась по загадочной причине медленная баллада, произведение номер 3: начавшись на интригующем звенящем аккорде, она не развилась во внятную минорную тему, столь выигрышную для любого блюзмена. Странно... Излишне говорить, что Уолкер редкостный вокалист, тем более, что пластинку скорее стоит позиционировать как гитарную. Однако голос ее автора, его сила и эмоции не уступают выдающемуся гитаризму. «I'm Gonna Walk Outside», реальный медленный блюз в диске - единственный, к тому же он единственный, где Уолкер использует слайд, что делает композицию маленьким и заметным шедевром. (от/ип).

 

"GRAMMY" - Robben Ford «Day in Nashville» 2014

 Редкий случай, когда критика отделалась сдержанными рецензиями. Отчасти из-за места записи - из-за Нэшвилла, являющегося столицей кантри-музыки. Тут уж «судьи» сами себя сбили с толку). Отчасти по причине завышенных ожиданий поклонников гитаризма Роббина, действительно восхитительного. Среди фанатов Форда таковых большинство, и, прослушав диск, они остались слегка разочарованными: где же доводящие (их) до сладкой дрожи в членах гитарные экспромты, где порхающие и жалящие звуки без конца и края? Кто-то усматривает в восьми авторских композициях и одном кавере (песня Джеймса Коттона, кстати, не самом лучшем треке диска) "влияние родины" деревенской музыки, «печать кантри». Мне думается, тут влияние стереотипа. В Нэшвилле за сутки Форд на одном дыхании записал коллекцию чудесно сочиненных и сыгранных с необыкновенным чувством меры произведений. Он блеснул в первую очередь как автор, способный взглянуть на свои действия со стороны и сбалансировать певческую и инструментальную составляющие, не перегнуть со сложностью и не переборщить с солированием. По-моему, умная, но не бесчувственная умеренность Форда-гитариста - признак его могущества. То, как он строит соло в медленной, хотя и довольно динамичной «Midnight Comes Too Soon» или в инструментальной фанк-джаз-блюзовой «Thump And Bump», где гитара делит пространство с тромбоном, свидетельствую о его исключительном таланте. При таком равновесии не слишком бросается в глаза " неблюзовость" голоса Роббина. Возможно, мы имеем одну из лучших пластинок Форда-певца. Что не исключает дифирамбов в адрес других его музыкантских качеств, прежде всего, повторюсь, композиторских. (АТ).

 

"КЛАССИКА БЛЮЗА" - Lou Ann Barton «The Best!» 2014

Бартон пела в группе Стиви Рэя Вона в70-е, одна из песен, «In The Middle Of The Night», здесь есть, весьма недурная. Однако задача диска представить ныне 60-летнюю мисс Бартон не «в контексте SRV», а самостоятельной артисткой, не спутников-гитаристов превосходной вокалистки, а ее голос. Причем на протяжении самого продуктивного, хотя самого пьяного отрезка ее судьбы – 80-90-е годы. Мисс Бартон своим наступательным, мощным голосом задает стандарты пения техасского ритм-блюза на все времена - другие белые певицы вам не понадобятся. Среди 20 треков новой коллекции обильно представлен старший Джимми Воэн: Лу выступает либо с ним, либо с его группой Fabulous Thunderbirds. Вы найдете здесь лучший дамский вокал техасского разлива, а также предостаточно отменной гитары. Сложно выделить самые-самые выдающиеся треки, субъективная оценкка – «I Idolize You», спетые в компании ещё пары дам - Marcia Ball и Angela Strehli, а также номер с Roomful Of Blues, плюс «You Can Have My Husband» и многие прочие. В аннотации значимся, что у вас на руках коллекция хитов, что не точно: в хит-парадах данные произведения не были. Не потому что они плохи - большинство превосходны, - потому что они блюзы, а блюз в хит-парады не берут. 7 треков до сих пор не издавались. Одна из лучших, с которыми мне пришлось сталкиваться за 30 лет, коллекция женского блюза. (АК) .

 

* * * 


В избранное