Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музофил: джаз с довеском

  Все выпуски  

Музофил: джаз с довеском 43


Приветствую всех музофилов и кайфариков!

Это сорок третий выпуск еженедельной рассылки "Музофил: джаз с довеском".



Музцитата:

«Я сначала сыграю, а потом объясню вам, что это было».

                                                                                   (Майлс Дэйвис).

 

Спутник рассылки - сайт www.muzofil.com

 

Kurt Elling - Nightmoves

 

И-и-и-их, бабоньки!  Что ни говори, а настоящих мужчин не хватает!  А с учётом инфляции, ОЧЕНЬ не хватает!  Есть пацаны и мачо, мужики да мужчинки, модельные мальчики и метросексуалы («Дочк, а зачем они в метро-то, а?»).  А вот степных волков, этаких трагических поэтов, которые беспрекословной рукой берутся и за перо, и за штурвал – с ними засада. 

 В новом тысячелетии образ сурового романтика из мира музыки смыло начисто.  Иных уж нет, а те на пенсии.  Что до нового поколения...  Я даже не стану раскочегаривать свой любимый бульдозер, чтобы вновь проехаться по Мише Бублику (Michael Buble).  Мы уже знаем, его место на свадьбах.  Джейми Каллэм (Jamie Cullum) – интересный пацан, но от мальчика до мужа ему ещё прыгать и прыгать... 

 Кто же в джазовом мире может заставить мужчин горделивей побрякивать своими икс-хромосомами, а восприимчивых интеллектуалок - чаще протирать запотевшие линзы очков?  Ответ один:  Кёрт Эллинг.  Возможно, что в жизни Кёрт - хлюпик, нытик и невротик.  Сомневаюсь, но всё может быть.  Но на джазовой сцене Эллинг единолично и безоговорочно вывел «игру в Хемингуэев» на золотой уровень. 

 Что интересно, будущий любимчик публики и критиков мог закончить карьеру на тех же свадьбах.  Только в качестве священника.  Но однажды студент последнего курса духовной семинарии в поисках лёгкого заработка зашёл в один из популярных джазовых клубов Чикаго.  С тех пор, как говорится, он и потёк.  Из семинарии отчислился, зафонтанировал битниковской поэзией и приходил петь за копейки, лишь бы допустили до микрофона. 

 Прошло 15 лет.  За это время Кёрт Эллинг записал с десяток сольных альбомов, стал председателем наградной коммиссии «Грэмми» и заслужил титул самой яркой звезды на скудном небосклоне мужского джазового вокала.  Он коллекционирует современное искусство, смотрит Бергмана и Джармуша, слушает всё от Count Basie до King Krimson, читает Набокова и Гессе, и даже сам пописывает в духе Реймонда Чандлера. 

 Но главное, он поёт.  Все эти годы Эллинг не даёт своему голосу ни дня покоя.  Он, пожалуй, единственный из приметных певцов постоянно улучшает и разнообразит свой вокал.  Работает чувак!

 Мастер скэта и вокализа, Кёрт всегда брался за самое сложное и интересное.  Он придумывал слова и виртуозно исполнял сложнейшие импровизационные партии из репертуара Wayne Shorter, Keith Jarrett и Pat Metheny.  Харизматичный чертяка на сцене и дотошный перфекционист в студии, он никогда не давал повода сомневаться в своей творческой искренности.  Но звучал Кёрт в начале своей карьеры, мягко говоря, не очень.  Низкие ноты он избегал, а на высоких давал визг и скрежет.  Чаще же всего Кёрт монотонно гудел низким тенором, как рыболовецкий траулер из тумана: «У-у-у-у-у, Зинаида, я всё знаю-у-у-у-у-у!..».  Если сравнивать его тогдашний голос с саксофоном, то Эллинг звучал как Pharoah Sanders. 

 Cегодняшний Кёрт уже больше похож на Zoot Sims или Stan Getz.  В интонации и фразировке Эллинг нашёл золотую середину между Фрэнком Синатрой и Стиви Уандером.  Плоский тенор уступил место тёплому баритону, а скрежет на верхних нотах переродился в насыщенный фальцет. 

Nightmoves” – не самый свежий, но cамый амбициозный альбом Эллинга.  Голос звучит хорошо.  Музыканты приглашены замечательные.  А в репертуарный замес брошены скэт, вокализ, хард-боп, босса, эвергрины, фьюжн, рок, стихи.  Но главное – небеса услышали мои молитвы, и кто-то, наконец, сподобился спеть вещь Майкла Фрэнкса по-человечески! 

Зуб на Майкла Фрэнкса (Michael Franks) я имею давно.  Он пишет замечательные мелодии, сочиняет дивные тексты, но зачем-то сам же это всё и поёт!  Манная каша из его мявканий и бесцветных аражировок лично мне очень мешает насладиться его творчеством.  Пару лет назад я была на его клубном концерте.  И хотя сам Фрэнкс всё так же гундосил в выкрученный на максимальную громкость микрофон, молоденькие ребята в его бэнде перегнали фрэнковские аранжировки  из манки в кислотную джазуху с латиноамериканской перкуссией.  И как это было хорошо!  А уж когда пару вещиц вместо Фрэнкса спела стоявшая на подпевках  чернокожая девочка, все были в экстазе! 

Там, где чернокожая девочка сделала хорошо, пришёл Кёрт Эллинг и слабал гениально.  Вяленькая босса “Nightmoves” приобрела мистичность и чувственный надрыв, обнажилась классическая красота мелодии и мудрая ироничность стихов.  Была мышь белая, стала пантера!  А всё почему?  За дело взялся настоящий мужчина!   

Слушаем Kurt Elling - Nightmoves  www.muzofil.com

 

Timewarp Inc. - Afrofunk

 

Что мы знаем о Греции?  Ну, во-первых, «в Греции всё есть».  А далее – мифы, эллины, ракия, Демис Русос...  Ждём ли мы от Греции что-нибудь?  Вряд ли.  А меж тем, там уже пять лет зреет новая музыка.  Силами греческого грека по-имени Анжелос Стомпос (Angelos Stoumpos) Афины с 2004 года шлют на экспорт не базуки, не сиртаки, а нью-фанк и фристайл.

На сенсацию наскрести нечего.  Сначала Анжелос Стомпос родился, потом ему подарили синтезатор, потом он стал диджеем, а в 30 лет он обозвал себя Timewarp, Inc. (был одинокий грек – стала корпорация!) и организовал собственный звукозаписывающий лейбл.  Интересно то, что Анжелос принадлежит к элитной и, увы, немногочисленной касте диджеев, которые сочиняют собственную музыку и играют на музыкальных инструментах.  А здесь он потому, что все эти вещи у Timewarp, Inc. получаются очень неплохо. 

Свеженький альбом Timewarp, Inc. называется «Попа просто как орех – так и просится на грех!» (если вы можете точнее перевести “Groovy Booty” – сделайте одолжение).  Благодаря качевым ритмам и живым инструментам, альбом цепляет сразу и звучит как живой нью-фанковый сет хорошо сыгранного бэнда.  Поди ж ты, в Греции и вправду всё есть!

Слушаем Timewarp Inc. – Afrofunk  www.muzofil.com

 

Нет джазу без газу! www.muzofil.com


В избранное