Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа Вокала

  Все выпуски  

Школа Вокала Советы музыкантам, приходящим в студию


Школа вокала

Автор: Мария Дубовик

 

 

С нами

уже 598

подписчиков!

 

Выпуск No34 2008-02-26

Советы музыкантам, приходящим в студию

Первым делом прошу заметить, что в этой статье я не стараюсь отвадить вас от экспериментов и поисков оригинальных звучаний в студии, от неожиданных и тем более приятных тембральных и акустических находок. Есть, конечно, музыканты, которые приходят записываться в студию не только ради достойного результата, но и с желанием получить удовольствие от общения с увлеченными своим делом людьми, обмениваться опытом, творческими идеями и т.д. Однако для такого непринужденного подхода к записи требуется безлимитный бюджет и отсутствие ограничений во времени, что встречается крайне редко.

Поэтому данная статья предназначена «всем остальным»…

Подготовительный период к записи чрезвычайно важен. Чем более подготовленными артист и звукорежиссер приходят в студию, тем меньше вопросов приходится решать на месте — соответственно, более дешевым и менее трудоемким становится процесс. Не стоит забывать, что даже для достаточно опытного музыканта студийная работа является стрессом, не говоря уже о тех, кто только входит в мир звукозаписи. На что же стоит обратить внимание во время подготовительного процесса?

Шаг первый. Начнем с выбора песен. Решите точно, какие из них вы хотите записать именно для этого проекта. Разговоры типа: «А давайте лучше запишем такую-то песню, она вчера Машке очень понравилась!» — не для студии. Приходя на запись, нужно иметь определенный список вещей. Для каждой из них надо точно подобрать тональность, подходящую не только для инструменталистов, но и комфортную по высоте для вокалиста. Делать это за один раз не совсем корректно. Вы должны провести, как минимум, три репетиции, на которых все музыканты скажут, что эта тональность им подходит — особенно, повторяю, для вокалиста.

Дело в том, что голосовой аппарат по природе своей несовершенен и имеет свойство меняться в зависимости от всех обстоятельств, начиная от погоды и заканчивая настроением исполнителя. Напомню, что репетировать при подборе тональности нужно в полный голос, а не напевая себе под нос, как говорится, для ориентира. Это не значит, что нужно просто все петь громко, забыв про манеру. Полноценное яркое звучание — вот что требуется от вокалиста на репетиции, ведь в студию желательно прийти, уже найдя средства отображения характера и текста песни (такие, как фальцет, шепот, рэп, хрип и так далее).

Шаг второй. Нужно выбрать темп. Желательно вычислить его в ударах в минуту. Для подбора лучше использовать цифровой метроном, а не маятниковый — он точнее. Предварительный подбор темпа поможет не сделать типичные для студийной работы ошибки: хорошо выученные произведения обычно загоняют, то есть берут слишком быстрый темп, а новые, не выученные, затягивают, то есть берут тот темп, в котором уж точно все смогут сыграть. Опять же очень важно обратить внимание на вокальную партию. В выбранном темпе вокалист должен успевать не только переходить с ноты на ноту, но и проговаривать четко все слова.

Репетиционный период не должен быть коротким. Аранжировка, придуманная за час, редко бывает успешной. Репетируйте, меняйте, импровизируйте, ищите… Особое внимание обращайте на сочетания партий инструментов, играющих в одном регистре. К примеру, бас-гитара и большой барабан, ритм-гитара и клавишные — эти пары партий должны не мешать друг другу, а работать вместе, дополняя и насыщая аранжировку. Лучше, если во время подготовительного периода будут определены тембры каждой из партий: как гитары и клавишных инструментов, так и перкуссии и других дополнительных компонентов аранжировки. При этом каждую из партий нужно уметь сыграть как с музыкальным сопровождением, так и под метроном. Это в первую очередь касается барабанщика, который должен уметь играть под метроном.

Дело в том, что произведение, сыгранное «вживую», без метрономной основы, в дальнейшем труднее монтировать, ведь в нем будет все относительно. Усложнится процесс копирования партий и станет почти невозможным использование лупов. Польза от игры «под клик» состоит еще и в том, что записанный на студии материал можно использовать и после сведения. Некоторые артисты на записи используют намного больше инструментов, чем в концерте. Чтобы добиться звучания, подобного студийному, на концерте используют секвенсор или какой-нибудь звуковой аудионоситель, который доигрывает те партии, которые не успевают исполнять музыканты. Так вот, такие трюки возможны только тогда, когда во время записи используется метроном, а на концерте барабанщик тоже играет «под клик».

Запись совсем без метронома возможна в том случае, если весь коллектив записывается единовременно — получается как бы концертное исполнение. Такой способ записи сейчас очень распространен на Западе. В России мало коллективов, способных, сделав несколько дублей, удовлетвориться своей игрой. Да и студий с возможностью разместить всех исполнителей так, чтобы они не мешали друг другу не только физически, но и тембрально, не много.

Раз уж я упомянула аранжировку, не могу не напомнить, что ошибки допускают даже самые опытные. Репетиции обычно проходят на большой громкости, что оправдывается громкостью прямого звука барабанов в закрытом помещении, и плюс каждый музыкант хочет услышать себя. За этой шумовой завесой можно упустить любую гармоническую несогласованность партий. Я часто встречала коллективы, которые приходили с хорошо отрепетированным материалом, с четко продуманной аранжировкой, с выученными партиями, но на студии выяснялось, что, например, в припеве гитарист играл мажорный аккорд, а клавишник — минорный. Или красивый басовый ход содержал в себе ноты, не гармонирующие с другими партиями. Чтобы избежать таких ошибок, советую пройти каждое произведение от начала до конца без барабанов, только гармонические инструменты. Для точности можно сильно замедлить темп. Это даст дополнительную возможность выловить даже кратковременные диссонансы между партиями.

Шаг третий. Проверьте, в каком состоянии находятся ваши инструменты. Напомню, что барабаны должны иметь новые или хотя бы свежие пластики. Отстройкой каждого из них нужно озаботиться заранее. И не надо говорить, что при перевозке они все равно расстроятся! При аккуратной перевозке хорошо звучавших барабанов на отстройку в студии уйдет намного меньше времени (около часа), чем на настройку изначально плохо звучавших инструментов (до шести часов).

Все гитары, включая бас, должны иметь комплект новых струн, натянутых на них за сутки до записи. Кроме того, желателен запасной комплект на тот случай, если произойдет обрыв струны во время исполнения. Бывает, что гитара не строит по ладам, и тут ни новые, ни старые струны не помогут. Чтобы не наткнуться на проблему нестроящих аккордов, стоит взять тюнер и проверить строй не только открытых струн, но и по всем ладам, как минимум по тем, которые используются в игре. В процессе записи за строем нужно следить постоянно. В первую очередь это касается бас-гитары, которая записывается сразу после барабанов, или, лучше, вместе с ними. Барабаны не имеют определенного тона, а вот бас — это первый инструмент при последовательной записи, дающий представление о гармонии песни. Если он не будет строить, дальнейшая работа станет бессмысленной.

Есть мнение, что чем старше гитара, тем лучше она звучит. Это так, но только в том случае, если она держит строй. Если же гитару нужно подстраивать после каждой взятой ноты, целесообразность записи именно этого инструмента падает до нуля. О какой осмысленности и выразительности в партии можно при этом говорить? Так что не спешите брать у друга раритетную гитару, не проверив, как она строит и сколько по времени четко держит строй в процессе ее использования по назначению.

Вернемся к тюнеру. Важно заметить, что строй 440 Гц («ля» первой октавы) не всегда практически удобен. Исполнители на струнных инструментах зачастую работают в оркестрах, где давно установился строй 442-443 Гц. Если в вашем произведении будут использоваться живые скрипки, альты, виолончели или контрабасы, лучше изначально возьмите за основу «ля» = 442 Гц. Вам большой разницы нет, а струнникам комфортней.

Та же история и с использованием каких-либо аутентичных инструментов, не имеющих возможности точной подстройки, таких как гармонь, например. В этом случае сначала лучше выяснить, какой же строй у этого ненастраиваемого инструмента, то есть чему соответствует на тюнере его нота «ля», а потом уже брать этот строй за основу.

Тембры клавишных партий желательно приносить с собой в виде реальных инструментов или же на любом носителе в виде выбранных семплов. Подбор тембров на студии обычно превращается в длительный процесс. Было много случаев, когда, к примеру, ни один из многомегабайтных семплов роялей не подходил по характеру в данную аранжировку. Здесь, скорее всего, мы сталкиваемся с проблемой привычки слуха к определенному тембру, тому самому, которым вы пользовались во время репетиций. Да и все остальные элементы аранжировки подбирались именно относительно того тембра, а не нового, пускай даже объективно лучше звучащего сольно. Вывод: старайтесь сразу пользоваться хорошими тембрами, даже если для этого на репетицию придется таскать дополнительное оборудование.

Более того, некоторые клавишники приносят свои партии в виде MIDI- или аудиофайлов, записанных дома или на базе под метроном. Самые хитрые из них предлагают барабанщику при записи в наушники давать не только клик, но и заранее прописанную ими партию клавиш, оправдывая это тем, что так будет легче ориентироваться в форме песни. Имея такие партии, вы получаете шанс не переигрывать их в студии, не тратя на это ни времени, ни денег. Правда, звучать они будут хорошо, только если все остальные музыканты точно попадут в движение. В конце концов, переиграть часть — это не сыграть с начала до конца.

Запись вокала — это отдельная история. Здесь понятие подготовки довольно относительное. Главное прийти в хорошей физической форме (без простудных заболеваний, без хрипоты после вчерашнего выступления), хорошо распеться и найти настроение, которое хотелось передать. Затем просто встать к микрофону и исполнить песню. Не забывайте, что первый дубль может оказаться самым лучшим. Дайте время звукорежиссеру настроить микрофонный тракт, исполняя лишь самые громкие и самые тихие куски композиции, а не пропевая всю песню от начала до конца. Если же после первого дубля возникли вопросы, нужно быть готовым к тому, что петь неудавшиеся части придется большими кусками, даже если из этих кусков будет использоваться только пара строчек. Такой подход применяется, чтобы в конечном монтажном варианте не потерялась сама идея песни и не исчезло настроение.

Бэк-вокал, будь то просто интервал к основному голосу или «пачки», то есть аккорды, нужно продумать заранее. Если исполнитель не владеет нотной грамотой и не способен записать партии нотами, нужно хорошо их выучить и уметь исполнить в манере, не идентичной основному голосу. Желательно, чтобы эти партии вообще исполнял не солист, а другой член группы, не говоря уже о специально обученном человеке.

И последнее, что касается тембров инструментов. Не стесняйтесь показать звукорежиссеру записи, которые вы слушаете на досуге, которые вам нравятся по звучанию. Возможность говорить на одном языке о специфике звучания гитар или барабанов не будет лишней в работе. Постарайтесь на чужих примерах объяснить, какого звучания хотелось бы добиться. Это поможет правильно выбрать средства (микрофоны, компрессоры и т.п.) и подобрать соответствующие вашему представлению о звучании приемы записи (более комнатное с явно слышимыми близкими отражениями или индивидуальное близкое сухое звучание).

Шаг четвертый. Хорошо бы иметь возможность записать репетицию. Запись можно производить на любой носитель, но советую воспользоваться хотя бы восьмиканальной системой, будь то компьютер, портастудия или старый аналоговый магнитофон. Разделив максимальное количество партий, вы получите возможность прослушать их парами. К примеру, клавишное и гитарное ритмическое движение проверить на совпадение долей, бас и большой барабан на попадание друг в друга и т.д. В процессе игры далеко не каждый может полностью контролировать то, что играет, а услышать себя со стороны никому не помешает. Анализируйте, высказывайтесь, прислушивайтесь друг к другу и не обижайтесь на замечания: все вы вместе делаете одно дело — будьте командой!

Шаг пятый. Если автор или группа пришли к выводу, что какие-то партии лучше сыграть приглашенному музыканту, постарайтесь быть уверенными в том, что тот, кого вы пригласили, выучит партии к приходу в студию. Лучше всего пригласить его на пару репетиций, где вы будете все вместе. Это даст возможность подкорректировать партии, которые вы ему поручите исполнить во благо конечной аранжировки.

Шаг шестой. Желательно продумать план записи. Имеется в виду последовательность записи песен, инструментов, партий. Вы сэкономите массу времени, если, к примеру, одинаковые по тембру и задаче партии гитар в нескольких песнях пропишите в один и тот же день, а не будете скакать с ритм-гитары на соло, потом на рифф и снова по кругу…

Шаг седьмой — счастливый. Музыка без хорошего настроения и легкости не зазвучит. Не забывайте расслабляться и давать себе отдышаться во время записи. Получайте удовольствие от процесса!

По материалам различных веб-сайтов, книг и личного опыта.

Пишите мне на m.dubovik@bk.ru

 

 

 


В избранное