Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа Вокала

  Все выпуски  

Школа Вокала Секреты мастерства студийного бэк-вокалиста


Школа вокала

Автор: Мария Дубовик

 

 

С нами

уже 556

подписчиков!

 

Выпуск No31 2008-02-05

Секреты мастерства студийного бэк-вокалиста


Одним из самых ярких художественных приемов обогащающим музыкальное произведение является вокальное многоголосие. Голоса, собираясь в аккорд, как самый совершенный музыкальный инструмент оказывает воздействие на слушателя.
История хорового пения уходит в глубокую древность. В любом жанре музыкального искусства используется вокальное многоголосие – от строевых военных песен, до духовных церковных песнопений. Естественно в музыкальной культуре каждого народа существуют прекрасные образцы народного творчества и наша страна не является исключением. В России богатые традиции народного многоголосия. Высшей степенью развития профессионального пения является оперное искусство, которое создало неповторимые шедевры, вошедшие в золотой фонд музыкальной культуры человечества.
Вокальное ансамблевое пение неотъемлемая часть практически всех жанров так называемой легкой эстрадной музыки. Трудовые песни негров, спиричуэлсы, блюзы, джаз, рок, фанк, соул, современный фьюжн, не говоря уже о массовой музыке – везде мы слышим вокальные ансамбли, которые так органично насыщают музыкальную палитру.
Словом, вокальные многоосные партии в музыкальном искусстве являются одним из самых распространенных приемов и находится вне временных рамок, в категории вечных ценностей.

В наши дни в многоголосном исполнительстве произошли коренные изменения. Лежат они исключительно в электронно-технической плоскости. Во-первых, наука дошла до создания удивительных музыкальных устройств, например, гармонайзеров, которые из одного голоса могут сделать полнозвучный аккорд. Применение этих устройств в современной музыке вполне доказало свою состоятельность, несмотря на ряд спорных моментов. Но особенно упрощает процесс создания многоголосных партий современная многоканальная звукозапись. Благодаря ей один человек может спеть за весь вокальный ансамбль, записывая партии по очереди. И вполне естественно, что вокалист, записывая песню и имея такие возможности, не может удержаться от соблазна «подпеть себе в терцию». Поэтому каждый современный певец так или иначе столкнется с работой бэк-вокалиста. Многие исполнители создают многоголосные партии сами, то есть, подпевая самому себе. Но многие певцы поняли, что бэк-вокал это несколько другая профессия, которая имеет сою специфику. Стоит еще добавить, что многие продюсеры и аранжировщики предпочитают записывать бэк-вокальные партии исполненные другими людьми. В этом случае получается более яркая картина, ведь именно при слиянии разных голосов зачастую получается уникальные тембровые сочетания. Таким образом, в наши дни образовалась новая необычная профессия – студийный бэк-вокалист, в задачу которого входит создавать своим голосом многоголосные вокальные партии в музыкальных произведениях.

Многие могут подумать, что имея хороший голос, слух и профессиональную подготовку можно сразу приступить к записи. Зачатую, переоценив свои возможности, вокалист попадает в не очень приятные истории, которые доводят до депрессии. Связаны они с тем, что вокалист, не совсем зная специфику, просто не готов к такой работе.
В данной статье в обзорной форме хочется остановиться на некоторых моментах, которые надеюсь помогут избежать сложностей при работе в студии в качестве бэк-вокалиста.

1) Чистота интонации
Наверное одним из самых главных элементов профессионального арсенала бэк-вокалиста является умение чисто интонировать. Стоит отметить, что создание голосовых аккордовых «подкладов», в интонационном отношении, несколько отличаются от исполнения главной партии. В мелодическом исполнении (т.е. при пении основного голоса) вокалисты используют художественное интонирование, где в основе лежат ладовые тяготения. Ноты в ладу не имеют какой-то раз навсегда четкой фиксации (тем более фортепианной темперации). При художественном интонировании тяготениями создается энергия, нотам придается внутреннее движение. Иногда ноты в ладу настолько отличаются от рояльного строя, что взятые изолированно, вне музыкального контекста, это будет откровенная фальшь. Но вся тайна в том, что в конкретном ладу, в музыке это не дефект, наоборот, отклонения от темперированного шаблона является мощным эмоциональным художественным средством.
При гармоническом пении, то есть, создавая аккорды, интонирование подчиняется другим законам. Здесь главное отсутствие биений нотных частот. Поэтому интонирование аккордовых звуков строится по чистому строю, основанному на натуральном гармоническом звукоряде, который, кстати, тоже отличается от рояльного.
Все эти факты отчасти могут объяснить почему вокалисты, привыкшие петь соло и главные партии, не всегда могут быстро создавать чистые аккорды. Здесь как и в любом другом деле нужна тренировка, так как аккордовые ноты интонируются во взаимосвязи с другими нотами, т.е. «подбираются» частоты аккорда. Поэтому для работы бэк-вокалистом певец должен ежедневно работать именно с аккордами и накапливать опыт чистоты их создания. В противном случае на студии неожиданно всплывут недочеты, с которыми будет трудно бороться сиюминутно, т.е. во время записи.

2) Особенности тембра
При пении основной партии вокалист много работает над тем чтобы создать максимально богатую тембровую палитру голоса. Однако в бэк-вокале это не всегда дает желаемый результат. Более того, это может отрицательно влиять на конечный продукт в целом. Зачастую от бэк-вокалиста требуется создание мягкого пэда , некой легкой «подушки» на фоне которой будет красоваться основной голос. Если же человек в бэк-вокале введет тембровые окраски, то они могут отвлекать слушателя от основной партии, что естественно никак не входит в задачи. Бэк-вокалист не должен стараться самовыражаться в «пачках», все должно быть максимально ровно и служить основной цели – создать оправу «бриллианта», т.е. для основной партии. Конечно, все это зависит от задач конкретного произведения, от художественной задумки именно этой песни.

3) Музыкальная память
Специфика работы бэк-вокалистов такова, что зачатую он приходит на студию еще не слыша песни, не зная что его ждет впереди. Он должен быть готов к самым разным поворотам событий. Помимо крепкой нервной системы, здесь требуется хорошая профессиональная подготовка, а главное – музыкальная память. При многоканальном наложении вокалист должен хорошо помнить нюансы предыдущих партий – ритмические и звуковысотные моменты и особенно длительности нот. Хотя современные компьютерные технологии могут подкорректировать исполнителя как по вертикали так и по горизонтали, все же лучше делать работу чисто максимально избегая глубокого редактирования, которое отнимает много времени и сил у звукорежиссеров и саунд-продюсеров.
Но на этом необходимость хорошей памяти не ограничивается. Быть может самым сложным моментом в бэк-вокале является то, что вокалисту требуется выполнять поставленные задачи очень быстро, сходу. Как правило запись происходит следующим образом. За пультом сидит звукорежиссер, рядом с ним саунд-продюсер, аранжировщик, иногда композитор и музыканты… Вы за стеклом перед микрофоном… Вам дают послушать музыкальный отрезок, а далее ставят задачу, напевая или наигрывая партию, которую вы должны исполнить. Естественно, что учить и репетировать вам времени не дадут. Все надо делать быстро, схватывая налету, в противном случае место перед микрофоном займет кто-то другой. Понятно, что при такой работе нужна быстрая скорость реакции и хорошая память. Для выработки этих навыков можно заниматься, например, продеванием музыкальных отрезков, сыгранных на инструменте музыкантом. Уже через пару недель можно получить неплохой результат и быть готовым к несложным записям.

4) Психологическая устойчивость
Работа в студии, как правило сопряжена с нервным напряжением всех участников записи. Действительно, эта работа очень ответственна, так как ошибки и недочеты приведут к потере времени, сил и материальных средств. Бэк-вокалист в студии может попасть в разные условия работы. Например, одни саунд-продюсеры шуткой поднимают настроение, другие могут кричать в эмоциональных приступах. У каждого свои методы работы и это надо понимать. Ранимый человек (а таких среди музыкантов большинство) может не спеть ни одной ноты, только видя недовольное лицо звукорежиссера, он может просто «зациклиться» на самом элементарном обороте от малейшего раздражения саунд-продюсера, который хочет добиться определенной звуковой картины. Чтобы этого не случилось бэк-вокалист должен быть готов к контакту с разными типажам и стойко переносить нервный накал, который иногда имеет место в студии.
Психологическая устойчивость требуется и в те моменты, когда что-то вдруг не получается. Чтобы окончательно не встать в ступор, надо уметь максимально концентрироваться и выходить из сложных ситуаций.
Поэтому при желании поработать бэк-вокалистом хорошо настройтесь, будьте сильны, хотя в большинстве случаев запись проходит легко, гладко, с радостью.

* * *

Итак, в данной статье мы рассмотрели некоторые моменты специфики работы бэк-вокалиста. В заключении хочется сказать, что для успешной работы студийным бэк-вокалистом требуется постоянная тренировка, специальные занятия. Эти занятия имеют свою специфику, например, аккордовое интонирование, «вокальные диктанты» (повторение прослушанных партий) и другие. В этих занятиях хорошо помогает компьютер и специальные музыкальные программы, в которых можно выполнять записи наложением.
Кроме этого, вокалист должен слушать и анализировать различный музыкальный материал, интересные вокальные партии. Это может расширить профессиональный кругозор. И конечно, лучшей школой является практика, реальная студийная запись, которая всегда непроста, но всегда полезна.

Источник: http://www.guitar-club.ru/1school/vocal/Ermak_6.htm

По материалам различных веб-сайтов, книг и личного опыта.

Пишите мне на m.dubovik@bk.ru

 

 

 


В избранное