Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музыка и Я

  Все выпуски  

"Женщина и музыка" (статья из книги С. С. Мамулова <<Эта многоликая и чарующая музыка>> (Москва, изд-во <<Интервал>>, 1998)


Музыка и Я

51

 2010-02-11

 

Здравствуйте!

С Вами снова я - Ирина Тихонова!

В предыдущем выпуске рассылки речь шла об исполнительском мастерстве женщины (статья "Женщина и музыка" из книги С. С. Мамулова «Эта многоликая и чарующая музыка» (Москва, изд-во «Интервал», 1998). В сегодняшнем выпуске эта тема будет продолжена: вокальное исполнительство. А также затронется тема композиторского творчества среди женщин.

Вокальный жанр представлен целым созвездием талантливых певиц. Небезинтересно отметить, что городские блюзы были созданы именно женщинами, потому что, образно говоря, блюз — это женщина, на душе у которой тоска по милому. Они же считаются лучшими исполнителями этого жанра (Смит, Франклин, Фитцджеральд и др.).

Если факт крайне неохотного вовлечения женщин в крупные симфонические оркестры Западной Европы на основании вышеуказанных примеров представляется не очень состоятельным и логичным, то невысокий уровень творческой деятельности является доподлинно известным и реальным — среди талантливых и ярких композиторов, оставивших неизгладимый, неповторимый след, почти нет ни одной женщины. Примеры Гайгеровой, Макаровой, Левиной, Пахмутовой, Лядовой, Губайдулиной не могут в достаточной степени воздействовать на изменение этого общего постулата.

Действительно, миллионы женщин занимаются музыкой, однако никто из них, за редким исключением, не создал ни одного крупного оригинального и законченного музыкального произведения, ибо им «не хватает,- по убеждению одного из старых критиков,- той объективности мышления, которая необходима  во всякой интеллектуальной работе».

А. Рубинштейн, в частности, отмечает, что  «для музыкального творчества у женщин отсутствует абсорбция, концентрация, сила  мысли,  широта эмоционального горизонта, свобода штрихов». Известный немецкий социолог и психолог О. Веинингер считает главной причиной этого явления отсутствие фантазии у женщины, необходимой, по его мнению, для музыкального творчества. «В отличие от других областей,- пишет он,- музыка стоит как бы вне всяких отношений к миру опыта, к эмпирической реальности. Эта абсолютная независимость музыки от внешнего мира делает ее совершенно неподходящей для того, чтобы служить средством выражения существа женщины. Композитор должен обладать наиболее развитой фантазией. Очевидно, «женская фантазия» сильно отличается от мужской: если ни одна женщина не приобрела в музыке сколько-нибудь заметного значения».

Несмотря на приведенные гипотезы, «тайной» остается, почему музыка, этот благородный, прекрасный, чистый и эмоциональный продукт человеческого ума, оказалась недоступной для женщины. Нет ни одного искусства, которое привлекало бы женщин с такой силой к себе и нет ни одного искусства, в котором они оказались бы более безнадежными неудачниками. Таким образом, в эволюции музыки женщины сыграли очень незначительную роль.

В следующий раз Вас ждёт окончание статьи "Женщина и музыка". До скорой встречи в воскресном выпуске рассылки!

Статьи о целебном воздействии музыки, исцеляющие программы смотрите и слушайте Целебной муз. дозе.

Много интересного и полезного по теме о психотерапевтическом воздействии музыки можно найти на сайте Рушеля Блаво.

И как всегда в любое время жду Вас на сайте Музыка и Я.

Другие интересные факты о музыке можно посмотреть и обсудить в моём блоге Музыка и Я.

Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна, если порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!

С уважением, Ирина Тихонова. Всегда рада Вам и Вашим письмам!

автор рассылки Ирина Тихонова

Рассылка 'Музыка и Я'

 http://subscribe.ru/archive/culture.music.musicologist/nav/prev//archive/culture.music.musicologist/201002/11100556.html

 


В избранное