Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музыка и Я

  Все выпуски  

"Женщина и музыка" (статья из книги С. С. Мамулова <<Эта многоликая и чарующая музыка>> (Москва, изд-во <<Интервал>>, 1998)


Музыка и Я

50

 2010-02-08

 

Здравствуйте!

С Вами снова я - Ирина Тихонова!

В этом выпуске рассылки продолжение статьи "Женщина и музыка" из книги С. С. Мамулова «Эта многоликая и чарующая музыка» (Москва, изд-во «Интервал», 1998). Речь пойдёт об исполнительском мастерстве женщины.

Женщина... С ее именем в истории музыки связаны любопытные факты. В древней арабской «Книге песен» Абул Фараджа сообщается, что большую роль в музыкальном творчестве VII-VIII веков играли женщины. Они участвовали во всех представлениях, выступали в знатных арабских семьях. Родоначальниками пения у арабов были две наложницы богатого вельможи, сочинившие первые мелодии. В XVI веке в Ферраре (Италия) был чрезвычайно популярен вокально-инструментальный ансамбль.. монахинь, которые играли на разных инструментах и сочиняли музыку. В XVII веке одним из лучших итальянских музыкальных учебных заведений была «Венецианская женская консерватория Пиета», которой руководил знаменитый Вивальди. Подобные факты, свидетельствующие об активном участии женского пола в музыкальной культуре, не единичны.

Итак, женщина вдохновляет, влияет и определяет. Каков же ее реальный, созидательный вклад в развитие музыкального творчества?

Исполнительское мастерство женщины известно. В памяти всплывает милый образ молодой девушки, играющей на модном в прошлом инструменте — лютне и запечатленной на популярной картине Караваджо «Девушка с лютней», а также известное в мире живописи полотно П. Сезанна «Девушка у пианино».

Привелегия женщин в этом направлении, действительно, неоспорима. Можно привести многочисленные примеры замечательных скрипачек, виолончелисток, пианисток, освоивших не только классику, но и область джазового искусства, в частности Тошико Акиоши и Мери Лу Вильяме. В игре на арфе женщинам принадлежит несомненный приоритет. Недаром, в далеком прошлом изображение девушки, изящно склонившейся к инструменту и перебирающей струны, сделалось своего рода традиционной эмблемой той эпохи. Женщины безраздельно господствуют в игре на этом инструменте и в более новое время (Дулова, Эрдели, Сараджева, Москвитина и другие). Название «Верджинала» — прямоугольного клавесина в Англии — связано с латинским «Вирго», т.е. девушка, поскольку это был любимый инструмент девиц в период его создания. Привычным воспринимается образ флейтистки: еще в VI-VII веках греческий поэт Мимнерм посвятил свои песни прекрасной флейтистке Нанно. Маргарита Шапошникова, пожалуй, мало в чем уступает мужчинам в игре на саксофоне, а американка Клара Браянт неплохо усвоила роль джазового трубача.

Продолжение следует...

Статьи о целебном воздействии музыки, исцеляющие программы смотрите и слушайте Целебной муз. дозе.

Много интересного и полезного по теме о психотерапевтическом воздействии музыки можно найти на сайте Рушеля Блаво.

И как всегда в любое время жду Вас на сайте Музыка и Я.

Другие интересные факты о музыке можно посмотреть и обсудить в моём блоге Музыка и Я.

Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна, если порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!

С уважением, Ирина Тихонова. Всегда рада Вам и Вашим письмам!

автор рассылки Ирина Тихонова

Рассылка 'Музыка и Я'

 http://subscribe.ru/archive/culture.music.musicologist/nav/prev//archive/culture.music.musicologist/201002/08100736.html

 


В избранное