Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музыка и Я

  Все выпуски  

"Женщина и музыка" (статья из книги С. С. Мамулова > (Москва, изд-во >, 1998)


Музыка и Я

46

 2010-01-28

 

Здравствуйте!

С Вами снова я - Ирина Тихонова!

В сегодняшнем выпуске рассылки продолжение статьи "Женщина и музыка" из книги С. С. Мамулова «Эта многоликая и чарующая музыка» (Москва, изд-во «Интервал», 1998).

Женская тема, широко представленная в различных жанрах, нередко служила «отправными воротами» популярности, прокладывая путь к известности ее создателей.

Интродукция «Мария Магдалина» Массне — первое произведение, принесшее успех композитору. Дорога к Олимпу Легара началась с оперетты «Венские женщины». Опера «Манон» открыла имя Пуччини. Балеты «Копеллия» и «Сильвия» принесли Делибу мировое признание. «Смерть и девушка» — наиболее популярный квартет Шуберта. «Покинутая Дидона» — знаменитая сюита Тартини. «Тамара» — одно из значительнейших программных произведений русской симфонической музыки, принадлежащее перу Балакирева. Одними из лучших в жанре оперетты считаются «Веселая вдова» Легара, «Прекрасная Елена» Оффенбаха, «Сильва» Кальмана. Балеты «Раймонда», «Лауренсия» и «Жизель» являются своеобразными визитными карточками композиторов Глазунова, Адана и Минкуса.

Ряд известных произведений обязаны идеей создания также женщине.

Замечательное «Болеро» Равель написал по заказу популярной танцовщицы Иды Рубинштейн, а оперу-балет «Дитя и волшебство» по феерической поэме писательницы Сидони Коллет. Мысль о создании оперы  «Евгений Онегин» была подсхазана Чайковскому певицей Е. Лавровской. Соавтором Мусоргского в рождении сценарного плана «Сорочинской ярмарки» была А. Воробьева-Петрова — певица, которую композитор назвал гениальной. По предложению выдающейся певицы Полины Виардо, Гуно написал оперу «Сафо», поставленную в Париже в 1851 году и имевшую успех.

В творчестве некоторых композиторов женщина занимает наиболее важное, центральное место.

Музыка Моцарта в целом близка образному воплощению Леонардо да Винчи в его «Джоконде». У Чайковского — это чистое сердцем женское создание, безотчетно преступающая ограничения, налагаемые на нее обычаем, условной моралью, неравенством общественного положения. Таковы Татьяна, Мария, Лиза, героическая Иоанна из «Орлеанской девы», гордая кума из «Чародейки», кроткая Иоланта и влюбленная Джульетта. Оперы Доницетти — «Анна Болейн», «Лючия ди Ламмермур», «Лукреция Борджа» и «Линда ди Шамуни» — вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. В операх Пуччини, основанными на характере лирической драмы, главным героем является страдающая молодая женщина, в частности Тоска, Манон, Турандот, Чио-Чио-Сан.

Следует отметить, что иногда образ женщины неправомерно идеализируется, что приводит к курьезным решениям. Так, в опере Беллини «Мон-текки и Капулетти» партия Ромео написана для женского голоса.

На сегодня всё. До встречи в следующем выпуске, который выйдет так же как и этот - в автоматическом режиме - в воскресенье.

Статьи о целебном воздействии музыки, исцеляющие программы смотрите и слушайте Целебной муз. дозе.

Много интересного и полезного по теме о психотерапевтическом воздействии музыки можно найти на сайте Рушеля Блаво.

И как всегда в любое время жду Вас на сайте Музыка и Я.

Другие интересные факты о музыке можно посмотреть и обсудить в моём блоге Музыка и Я.

Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна, если порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!

С уважением, Ирина Тихонова. Всегда рада Вам и Вашим письмам!

автор рассылки Ирина Тихонова

Рассылка 'Музыка и Я'

 http://subscribe.ru/archive/culture.music.musicologist/nav/prev//archive/culture.music.musicologist/201001/28100551.html

 


В избранное