Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музыка и Я

  Все выпуски  

"Женщина и музыка" (статья из книги С. С. Мамулова > (Москва, изд-во >, 1998)


Музыка и Я

45

 2010-01-25

 

Здравствуйте!

С Вами снова я - Ирина Тихонова!

В сегодняшнем выпуске рассылки продолжение статьи "Женщина и музыка" из книги С. С. Мамулова «Эта многоликая и чарующая музыка» (Москва, изд-во «Интервал», 1998).

В предыдущем выпуске речь шла о женских именах в музыке:

Они представлены не только в образах достойных, порядочных женщин, но и легкомысленных, фривольных. К их числу относятся куртизанки Манон, Лулу, гейша Чио-Чио-Сан.

А теперь продолжим дальше:

Женщину подобного типа обессмертил Верди в одной из своих знаменитых опер "Травиата" (по-итальянски - падшая), написанной на сюжет произведения А. Дюма-сына "Дама с камелиями", прототипом которой была популярная парижская красавица Мари Дюплесси.

У Верди «падшая женщина» — это страдающая жертва обостоятельств, полная мягкой женственности и безграничной любви. А ля травиата в «Лулу» Берга - это олицетворение нравственного распада.

История сохранила имена многих куртизанок,  покоривших «светлые умы» человечества. Чем был бы Гораций без Лидии, Тибул без Делии, Катулл без Лесбии, Деметрий без Ламии. В этом нет ничего поразительного, если вспомнить, что служительницы «первой древнейшей профессии» получали широкое образование — они должны были знать знаменитые «64 искусства», в том числе пение, танцы, игру на музыкальных инструментах. Разумно предположить, что музыка в различных ее жанрах была одним из наиболее эффективных соблазняющих средств на пути к завоеванию мужчины.

Чаще всего композиторы обращались к многогранному образу Манон Леско. Роман А. Прево был использован независимо друг от друга в оперном творчестве Пуччини, Обера и Массне.

Некоторые женские образы имеют счастливую судьбу — они фигурируют в произведениях разных авторов.

«Аве Мария» написана Бахом, Верди, Брамсом и Шубертом. Умной и находчивой Шехеразаде посвящены оркестровая сюита Римского-Корсакова, фортепьянная пьеса Шумана в "Альбоме для юношества", симфоническая увертюра и вокальный цикл Равеля. Композиторы Гаво, Паэр и Бетховен на основе аналогичного сюжета создали три одноименных варианта оперы «Леонора». Позже «великий поэт симфонии» переименовал ее в «Фиделио», но с образом не расстался — три увертюры «Леонора» занимают достойное место в его богатом творчестве.

Продолжение следует...

Статьи о целебном воздействии музыки, исцеляющие программы смотрите и слушайте Целебной муз. дозе.

Много интересного и полезного по теме о психотерапевтическом воздействии музыки можно найти на сайте Рушеля Блаво.

И как всегда в любое время жду Вас на сайте Музыка и Я.

Другие интересные факты о музыке можно посмотреть и обсудить в моём блоге Музыка и Я.

Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна, если порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!

С уважением, Ирина Тихонова. Всегда рада Вам и Вашим письмам!

автор рассылки Ирина Тихонова

Рассылка 'Музыка и Я'

 http://subscribe.ru/archive/culture.music.musicologist/nav/prev//archive/culture.music.musicologist/201001/25100606.html

 


В избранное