Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музыкальные Аркады

  Все выпуски  

Музыкальные аркады - выпуск 2


Выпуск 2

15-октября-2009

Здравствуйте, дорогой Читатель! Поздравляю Вас с праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Не знаю как у Вас, а в Новосибирске сегодня шел снег :)

В этом выпуске я расскажу Вам о том,

КАК СДЕЛАТЬ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫМ И РАДОСТНЫМ

Учиться музыке - значит приобретать необходимые навыки и знания с целью свободного самовыражения в творчестве. И как невозможно заниматься творчеством без положительных эмоций (наслаждение процессом, удовольствие от результата), так и учиться музыке нужно только с радостью!

Но как совместить радость с ежедневной тренировкой навыков и отработкой нудных упражнений? Все очень просто. Радость от учебы появляется только тогда, когда учеба становится интересной.

В детском возрасте музыкальные занятия должны быть исключительно игровые, в этом случае ребенку интересно, и он с радостью занимается музыкой. Играть в музыкальные игры можно начинать с самого раннего возраста. А пользу от таких занятий для общего развития ребенка трудно переоценить.

Не секрет, что когда ребенок взрослеет, вызвать интерес к учебе становится гораздо сложнее. А как трудно бывает взрослому заставить себя заниматься! Мотивы типа хочу играть как Хендрикс и много зарабатывать или сыграешь – получишь конфетку срабатывают далеко не всегда, и результат выходит гораздо меньше ожидаемого. Потому что очень скоро возникает ощущение неимоверной скуки.

Дело в том, что интерес, мотивы - должны быть, прежде всего, внутренними. Любовь к музыке – это любовь к красоте звука, и именно это чувство должно быть основным мотивом для музыкальных занятий. Сам процесс музицирования должен вызывать удовольствие. Музицировать – значит выражать свои мысли и чувства в звуке, не важно, импровизируете Вы или играете по нотам, исполняете упражнение или просто балуетесь за инструментом.

Что ж, это бывает трудно понять даже взрослому человеку, а как объяснить и дать почувствовать это ребенку? Лично я знаю только один способ – необходимо наполнить музицирование смыслом. Постоянно думайте о содержании музыки, которую играете Вы или Ваш ребенок. Обязательно обсуждайте с ребенком исполняемую и услышанную музыку (только не переусердствуйте: ведь не каждое чувство, переданное в музыке, можно пересказать словами). А главное, необходимо действительно чувствовать и проживать во время исполнения музыки те эмоции, которые Вы хотели донести до слушателя.

Что касается обсуждения, не думайте, что если Вы сами не музыкант, то Ваше мнение о музыке не многого стоит. Обязательно говорите ребенку свое мнение, выслушивайте его мнение о музыке, помимо всего прочего, это отличный способ лучше узнать и понять его как личность.

Вот несколько советов, как сделать более интересными и продуктивными домашние занятия:

1) Играя гамму или арпеджио, не делайте это механически. Каждый раз старайтесь передать какой-нибудь конкретный образ или настроение. Например: сейчас я сыграю гамму торжественно, изображая парадное шествие (уверенно, постепенно увеличивая громкость и затихая к концу, изображая приближение и удаление шествия, используя прием non legato); а сейчас я сыграю ее же тихо и отрывисто, изображая дождь, или наоборот legato, изображая ветер. Таким образом, можно играть одно и тоже упражнение, изменяя ритм, штрихи, динамику, темп и, соответственно, характер.

2) Исполняя этюды, помните, что это не просто пьеса для повышения уровня исполнительской техники. Этюды также способны передавать определенный художественный образ! Подумайте, какие эмоции Вы хотите выразить, прежде чем сыграть этюд - гнев или радость, восторг или огорчение. Не забывайте учитывать отмеченные в нотах темп, динамику, штрихи. Попробуйте в процессе работы изменить их и посмотрите, как изменился передаваемый музыкой образ.

3) Прежде чем исполнить какое-либо музыкальное произведение, задумайтесь о его содержании. Исполнение ни в коем случае не должно быть формальным. О чем вы хотите сказать в музыке, какие эмоции и чувства передать? Какие образы передает музыка и как они изменяются в процессе развития? Задавать эти вопросы надо с самого начала работы над произведением, а не только когда все ноты будут выучены. Для ребенка можно придумать даже сюжет, сказку по музыкальной пьесе (только не навязывайте свое мнение, пусть он сам Вам все расскажет).

5) Поощряйте свободное музицирование ребенка (импровизацию, подбор известных мелодий). Помните, что если он сам тянется просто побрякать на инструменте – значит, ему интересна музыка! Ваша задача – не подавить, а усилить этот интерес. Чем больше Ваш ребенок балуется - импровизирует, тем сильнее развивается его творческое мышление. И опять-таки нужно не забывать обсуждать его импровизации: о чем или о ком он сейчас играл? Можно поставить на пюпитр картинку и попросить ребенка изобразить музыкой то, что на ней нарисовано, или рассказать музыкой известную ему сказку.

6) Еще один интересный прием на развитие творческого воображения и самовыражения: попросите ребенка изобразить птичку, кузнечика, киску, собаку, медведя. После того как Ваш сын или дочка сыграл птичку, спросите его, например: Ну, какая-то грустная она у тебя! А можешь сыграть птичку, которая радуется восходу солнца и резвится над лугом? и т.п. Иногда в начальных классах педагоги делают такие иллюстрации, чтобы привлечь внимание, но потом их не повторяют. А между тем, множество музыкальных произведений известных композиторов построены на имитации живой природы! Именно подражая природе, можно освоить множество исполнительских приемов и средств музыкальной выразительности. Подобные задания я выполнял, когда учился уже на первом курсе консерватории, осваивая профессию композитора.

7) Попробуйте оживить занятия с ребенком через игру или соревнование – здесь все зависит от его характера и конкретные рекомендации дать очень сложно. Все что Вам нужно – это заинтересовать ребенка не каким-то внешним стимулом (конфеткой), а непосредственно музыкальными занятиями, разнообразными и увлекательными. Для этого Вам необязательно быть самому музыкантом, просто фантазируйте, изобретайте, думайте вместе с Вашим ребенком.

Таким образом, чтобы лучше учиться музыке, чтобы сделать процесс учебы продуктивным и радостным, необходимо следующее:

1) расставить правильные акценты в мотивации, то есть сделать так, чтобы занятия музыкой сами по себе были интересны;

2) научиться любить музицировать (выражать свои мысли и чувства в музыке);

3) думать о содержании музыки, не играть на инструменте формально, для галочки;

4) больше уделять времени свободной импровизации;

5) по возможности наполнять занятия игровым, соревновательным процессом, делая их более живыми и интересными.

Что ж, дорогой Читатель, я вынужден попросить у Вас прощения, но этот выпуск получился достаточно длинным, и другие вопросы, обещанные Вам в предыдущем выпуске, сюда уже не входят. Не волнуйтесь, в последующих выпусках я обязательно на них отвечу. А через неделю мы обсудим:

1) Что такое музыка?

2) Что такое музыкальный звук и чем он отличается от немузыкального?

3) Какой музыкальный инструмент выбрать?

Желаю Вам успехов! До новых встреч!

Алексей Выграненко
av@virartech.com
http://virartech.ru/


P.S.:

Я намеренно не разделяю свой материал на детский и взрослый. Если мы говорим о начальном обучении, то большинство приемом универсальны. Другое дело, что мы, взрослые, часто искусственно себя ограничиваем: вот этот способ для детей, а этот – для взрослых. Нет! Я уверен, что игра и позитивное настроение – универсальные средства, об этом свидетельствуют ВСЕ прогрессивные формы обучения.

P.P.S.:

Обязательно пишите мне о том, какие вопросы Вас интересуют в музыке, какие проблемы музыкального образования Вас волнуют. Не забудьте также посетить наш сайт, уверен, Вы найдете там много интересной и полезной для Вас информации.


В избранное