Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мастер-класс: вокал для начинающих и одаренных!


Вокал
Для начинающих и одаренных,
для любителей и профессионалов!
Мастер-класс Ирины Дельской

Хотите петь красиво?
Желаете, чтобы Ваше пение вызывало восхищение и очарование?
Стремитесь к популярности?
Если Вы любите петь с друзьями, караоке, или поете профессионально,
участвуйте в единственном в России виртуальном Мастер-классе вокала!
# 4  О звукоизвлечении

… Паутиной была стена, -
Лишь касанием - снесена!
Из песни Звенеть – лететь

Боязнь пения, точнее – звукоизвлечения, у неопытных певцов иногда становится поводом для депрессии. Волнение вполне естественно в этом случае. Ведь перейти из обычного бытового состояния в певческое, одухотворенное - трудный психофизический процесс.

Некоторые мои друзья - драматические артисты  одержимы стремлением во что бы то ни стало научиться хорошо петь. Некоторым это удается легко, думаю по природе, а некоторые прибегают к моим профессиональным советам. У немногих людей  существует врожденная постановка голоса. Человек не учился петь, а поет как профессионал! Это и называется - Дар Божий. У таких людей нет ни капли стеснения во время пения. Наоборот, они получают от процесса невероятное наслаждение, забывая про время, про все суетное, унося себя и слушателей в миры иные… Но так, конечно, увы, не у всех. Часто талантливый человек не знает как переступить ту заветную черту, за которой находятся эти самые МИРЫ.

Вот так было и с одним очень известным актером (я не буду называть его имя, простите, но он - частый гость телепередач и обладатель престижных театральных и кино-премий). Мы вместе участвовали в работе кинофестиваля. В один из вечеров должна была состояться презентация нового фильма с участием в главной роли этого самого актера. В фильме звучал популярный романс. И у режиссера презентации  возникла  идея - предложить спеть этот романс нашему актеру (назовем его Сергеем). Загоревшись возможностью спеть, Сергей в панике прибежал ко мне в гостиничный  номер и стал умолять научить его петь! Если учесть, что премьера была назначена на следующий день, то времени  на подготовку будущего певца было более чем достаточно!!!

Выучить текст для драматического актера оказалось самым простым! Но когда мы стали подключать звукоизвлечение, а проще говоря - голос, текст каким то странным образом выскочил из памяти сам.

И тут, дорогие читатели и ученики я стала тихонько вести Сергея по лабиринтам мастерства. Первое, что я предложила, это подключить его к «градусу» романса, его истории: грусть, отчаяние, тоска по ушедшей возлюбленной, но ВЫСОКАЯ печаль. Сергей сразу как-то подтянулся, глаза стали немного УДИВЛЕННЫМИ (помогает при пении ощутить правильную позицию), чуть наивными, что придавало ему вид открытого душевно человека.

Итак! Первое - наивная вера в то, что ты сейчас будешь делать.

Второй этап - УСЛЫШАТЬ саму мелодию, ее движение, эмоцию, и принять, что называется на веру, на душу. Потом первое слово, второе соединяем с мелодией. И о чудо! Движения души совпали с мелодией и общим эмоциональным состоянием Сергея.

Дальше-проще. ИНТОНАЦИЯ!!! Точно интонируя, мы помогаем своей душе, и сердцам слушателей точно и глубоко понять, куда же ведет дорога. А ведет она в те сакраментальные миры.

Помогаю опять. Вместе с Сергеем пою сама, дышу, строю фразу  как бы прячу его за своим дружеским плечом, вовремя даю ЗВУК ПОМОЩИ - интонирую и дышу точно и грамотно вместе с ним. Таким образом Сергей научился запоминать ОЩУЩЕНИЯ ПРИ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИИ!

Пение - процесс психофизический. Эмоциональный градус, предлагаемые обстоятельства в исполняемом  произведении - дают толчок к звукоизвлечению, а затем и к ЗАПОМИНАНИЮ голосовых связок, дыхания, жеста, взгляда, своей работы. Сначала необходимо услышать Музыку внутри себя. Как бы МОЛЧА спеть мелодию, подумать - что ты будешь петь, О ЧЕМ?

Конечно, если у вас под рукой не нашлось учителя, поющего самые трудные нотки вместе с вами (в ответственную минуту), то пойте вместе с любимой пластинкой! Ставьте диск любимого исполнителя и пойте с ним, используя современную звуковую технику! Это и мне когда то помогло в работе над новыми звуками, над новым звукоизвлечением, которое мне в консерватории не преподавали.

А что произошло на премьере фильма? Сергей все же не решился петь один, и мне пришлось, аккомпанируя ему на рояле, тихонько подправлять интонацию, и ободрять его одинокую неопытность начинающего вокалиста! Нам бы еще денек!!! Но зрители вознаградили моего маститого ученика искренними и теплыми аплодисментами за смелость и огромное желание победить!

* * * * * * *

Напомню, в выпуске # 2 я начала рассказывать о голосообразовании и о свойствах певческого голоса. Продолжаем.

Голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному уникальный тембр придают индивидуальные особенности формант. В певческом голосе особенно сильно выражены высокие обертоны с частотой 2500...3000 герц (высокая певческая форманта), которые придают голосу звонкий оттенок. Сила этих обертонов в голосе хорошего певца в десятки раз больше, чем в обычном разговорном голосе.

Голоса всех выдающихся певцов отличаются исключительным своеобразием тембра. Однако наблюдается одна общая закономерность: у всех у них сильно выражена высокая певческая форманта, которая и придает им чарующий серебристый оттенок.

Чтобы доказать, что именно высокая певческая форманта придает голосу силу и звонкость, записанные голоса Карузо, Шаляпина, и других знаменитых певцов, подвергли своеобразной «хирургической операции». При помощи специальных электроакустических фильтров высокая певческая форманта была полностью «вырезана» из записи и «пересажена» на другую. Оказалось, что голос, лишенный певческой форманты, звучит на слух тускло, без звонкости и яркости, присущих хорошему певческому звуку. Сама же по себе изолированная форманта напоминала соловьиную трель, или звон маленького серебряного колокольчика. Выяснилось, что высокая форманта содержится не только в самих высоких голосах, таких, как сопрано или тенор, но абсолютно во всех, даже у самого низкого баса. И чем сильнее выражена высокая певческая форманта в голосе певца, тем больше его звонкость и приятный серебристый тембр.

Высокую певческую форманту удается не только выделить из голоса, ее можно измерить. У начинающих, малоопытных певцов содержание певческой форманты в голосе составляет 3...5, у опытных профессиональных певцов – 15...30, а у выдающихся мастеров вокала доходит до 35 процентов и более. Поскольку высокой певческой форманты зависит звонкость голоса, ее процентное содержание в певческом звуке вполне логично назвать коэффициентом звонкости голоса. Коэффициент звонкости голоса зависит и от эмоционального состояния человека: положительные эмоции повышают («Голос его зазвенел от восторга»), а отрицательные уменьшают («Он сказал эту фразу унылым, тусклым, глухим и сдавленным голосом») звонкость голоса.

Исследования свойств, придающих звонкость голосу, имеют огромное практическое значение. Искусственно усиливая на концерте, или в студии, область обертонов в полосе 2500…3000 герц, голосу любого человека можно придать приятный серебристый оттенок. И, наоборот, плохой звукорежиссурой, аппаратурой или записью, можно испортить даже самые красивые голоса.

Красота голоса зависит не только от высокой певческой форманты, но и от ряда других обертонов. Впечатление «мягкости» и «массивности» голосу придает низкая певческая форманта, которая обнаружена в голосе хороших певцов. Она расположена в области 300...600 герц. Объем голоса зависит от силы основного тона. Объемные голоса проявляют себя при пении в больших, просторных помещениях. Плотность голоса определяется по наличию гармонических тонов ниже 2500 герц. Плотные голоса сохраняют эти качества независимо от положения певца по отношению к слушателю.

Применяется также термин «общая окраска голоса», которая бывает светлой и темной в зависимости от присутствия обертонов в общей звуковой картине выше и ниже 1500 герц. Определение различий в окраске голоса всегда связано с определенными трудностями, поскольку физические ее параметры выделить сложно, а оценка на слух зависит от индивидуального восприятия.

Еще одно важное свойство звука – полетность. Это свойство определяется как способность звука лететь вдаль, распространяться на большие расстояния, выделяться на фоне других звуков, например, лететь через оркестр и зрительный зал.

Бывают голоса как будто бы и сильные, но почему-то неполетные. В маленькой комнате они заглушают любые звуки, а на большой сцене их не слышно. Такие неполетные голоса итальянские маэстро обозначали термином «металло-фальзо», то есть «ложный металл». С другой стороны, встречаются голоса как будто маленькие и невзрачные, не впечатляющие в малом помещении, но в большом зале они не теряют в звучности и далее усиливаются - прекрасно слышны во всех уголках, прекрасно звучат в окружении многих звуков, свободно выделяясь на фоне музыкального окружения и других голосов. Именно это свойство голоса и называется полетностью.

В чем же секрет полетности певческого голоса? Специальные исследования показали, что причина вновь кроется в высокой певческой форманте: чем больше уровень этой форманты, тем звонче голос и тем он полетнее. Для сравнения голосов различных певцов можно вычислить для каждого из них коэффициент полетности голоса, который пропорционален логарифму отношения интенсивности шума к пороговой силе голоса и выражается в децибелах. Исходя из этой формулы, коэффициент этот правильнее было бы назвать коэффициентом помехоустойчивости голоса. Этот коэффициент показывает, на сколько децибел голос певца может быть слабее шума, с тем, однако, условием, чтобы «не потонуть» в этом шуме. Измерения показали, что у хороших (звонких) голосов коэффициент полетности равняется 25...30 децибелам, а у плохих (сырых) голосов – всего лишь 15...20 децибелам.

Если из хорошего (звонкого) голоса «вырезать» и удалить высокую певческую форманту, то вместе со звонкостью теряется и полетность голоса, причем коэффициент полетности падает с 25...30 до 12...15 децибел. Эти опыты доказывают, что высокая певческая форманта придает голосу не только красоту тембра – приятную на слух серебристую звонкость, но также и важнейшее техническое свойство – полетность звука.

Полетностью звука обладают и музыкальные инструменты, и зависит она не только от мастерства исполнителя, но также и от свойств самого инструмента. Известно, что великие скрипичные мастера Гварнери, Страдивари, Амати и некоторые другие умели создавать скрипки-шедевры, которые ценились не только своим великолепным, благородным звучанием, но также и поразительной полетностью звука. Секрет этого чудесного свойства скрипок Страдивари, давно ставших музыкальной редкостью, несмотря на усилия многих исследователей, все еще до конца не разгадан.

Следующее качество певческого голоса называется «вибрато». Вибрато создает у слушателя приятное впечатление богатства звучания, эмоциональности и звучности. Вибрато является результатом периодических изменений высоты и силы голоса. Прислушайтесь к голосу хорошего певца – вы услышите, что он слегка колеблется с частотой примерно 5...7 пульсаций в секунду. Это и есть вибрато. Такая частота вибрато для нашего звука наиболее благозвучна. Более редкие колебания воспринимаются как качание звука, а более частые – как дрожание («барашек» в голосе). Пульсации вибрато делают голос живым и одухотворенным. Если вибрато нет, голос кажется безжизненным и невыразительным, по образному выражению вокалистов «прямым, как палка».

Вибрато разных певцов по своему характеру отличается колоссальным разнообразием, и характеризует индивидуальную особенность каждого певца. Детские голоса, за исключением специально обученных исполнителей, не обладают вибрато.

У неопытных певцов вибрато нередко бывает очень резким и глубоким, что создает впечатление прерывистого звука. Такое вибрато часто называют «тремоляцией голоса», или «тремоло». Кроме того, у начинающих певцов вибрато не имеет той ритмичности, которая свойственна мастерам пения. Это создает впечатление неустойчивости, неопределенности звука и говорит о несовершенстве вокальной техники, а точнее, является прямым следствием этого несовершенства.

Вибрато придает голосу эмоциональную окраску, от него зависят эстетические свойства голоса. Именно вибрато выражает эмоциональное волнение певца и несет его слушателю. Некоторые известные драматические артисты для выражения сильных эмоциональных переживаний также иногда прибегают к вибрато. С этой же целью музыканты – виолончелисты, скрипачи, трубачи – сознательно стараются придать звуку своих инструментов вибрирующий характер, сходный с вибрацией певческого голоса: этот прием делает музыку более выразительной.

Вибрато – очень важное украшение звука. Иван Сергеевич Тургенев, который был тонким ценителем и большим знатоком пения, так пишет о вибрато талантливого певца-самородка Якова Турка в рассказе «Певцы». «Голос его не трепетал более – он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя».

* * * * * * *

ПРИГЛАШЕНИЕ НА КОНЦЕРТЫ!

20 ЯНВАРЯ, ГЛОБАЛЬНАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ!

В эту субботу, 20 января, с 19.00 до 21.00, состоится мое выступление в глобальном Интернет-эфире радиостанции «Живое Радио»,  в программе «Между небом и землей».

Ток-шоу и live-концерт в прямом эфире можно будет слушать в любой точке планеты, подключившись к Интернет-вещанию «Живого Радио»: http://www.live-radio.ru

Вопросы можете задавать в прямой эфир через Чат «Живого Радио» и мой официальный Форум: http://www.global-project.ru/forums/index.php?c=2


31 ЯНВАРЯ, МОСКВА!

HIT-FANTASY
Откровение Ангела

В новой концертной программе «Откровение Ангела» - впервые в России представлен новый эстрадный формат “HIT-FANTASY”. Впервые в России применяются оригинальные звуковые спецэффекты в традициях Pink Floyd и Alan Parsons! Программа построена на лучшей мировой музыке трех столетий в современном звучании в прогрессивном стиле Classical Crossover. В единый фантазийный сюжет объединяются мои произведения и музыка легендарных композиторов - Моцарта, Грига, Пуччини, Альбинони, Форе, Эндрю Ллойд Уэббера, Шуберта, Рахманинова, группы Queen, Андреа Бочелли, Евгения Доги.

Ангел, сошедший с небес, попадает в мир человеческих страстей. Самые трепетные и сокровенные мечты и фантазии, волнующие небесного странника и манящие его в неизвестность загадочной земной жизни, становятся реальностью.

Земное воплощение в прекрасную женщину, полную любви и желаний, встреча с избранником, пробуждение человеческих чувств и бурное наслаждение любовью. Жизнь полна немыслимых удовольствий и восхитительных открытий!

Небеса и пустыни, горы и океаны, жара и холод, встречи и разлуки - приносят новые испытания чувствам. Трепетные желания, волнующие фантазии,  вдохновляющие надежды, и страсть, которая всецело поглощает, но порабощает светлую душу Ангела, и не приносит долгожданного счастья.

Любовь и нелюбовь, страсть и ярость, блаженство наслаждения, одиночество и страх потери… Мир человеческих страстей принес смятение в душу Ангела.

Для чего я здесь? Почему рядом с любовью живет ненависть? Как найти свой путь? Ангел приходит к покаянию, смирению, уединению.

Но вновь небесная музыка окрыляет сердце Ангела и открывает вечные истины. Сумрак неизвестности пронзает луч ясного света! Озарение всемогущей вселенской Любовью и просветление! Восхождение и триумф!

Небесная музыка земного мира открывает тайны Любви!


Ближайший концерт HIT-FANTASY «Откровение Ангела»
состоится в Москве 31 января
в Большом концертном зале Центрального Дома Учёных,
Пречистенка, 16, метро Кропоткинская, тел. 637-45-55

КОНЦЕРТЫ Ангел Музыки  Ирина Дельская

Поздравляю всех моих поклонников, учеников и коллег,
всех, кто сейчас с нами
с Великим праздником КРЕЩЕНИЯ!!!
Радости вам и духовного благоденствия!



Я буду рада каждому Вашему достижению!

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИМ СЛУШАТЕЛЯМ!

НОВОСТИ

КОНЦЕРТЫ

МУЗЫКА MP3


В избранное