Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вокальное мастерство

  Все выпуски  

Вокальное мастерство Учитесь говорить! Дикция для вокалистов/Musician


 Вокальное мастерство

2010-06-30

Журнал Musician
Журнал Musician
Журнал Musician
Журнал Musician

Учитесь говорить! Дикция для вокалистов.

MUSICIAN ноябрь/декабрь 2007

Вам когда-нибудь приходилось осознавать, что вы, слушая песню, не понимаете слов? Хотя поется, казалось бы, что-то на родном... Или взять обычный день, обычный разговор - к вам обращается подруга со словами: "Превед! Как типа?", а вы слышите: "Прет кадилак!"

Возможно, у вас проблемы со слухом, или подруга только что вернулась из Албании, но чаще виноваты "фифекты фикции". Да-да, именно дефекты дикции. И у вас они, скорее всего, тоже есть.

Вообще, в последнее время я прихожу к выводу, что большинство людей говорит ужасно. Мы не чувствуем своего языка и всячески коверкаем речь: окаем, акаем, шепелявим, картавим, пищим, гнусавим и т.д. и т.п. И проблема в том, что мы этого порой не замечаем, особенно касательно собственной речи. Мы не можем адекватно оценить ее, потому как для этого необходимо услышать себя со стороны. А это требует некоторых усилий. Если для вас голос не является профессиональным инструментом, тогда особых причин для волнений нет. Ваших "дикционных способностей" для изложения мыслей будет достаточно, в крайнем случае - перейдете на мимику и жесты. Но для людей, профессиональная сфера которых - работа с большой аудиторией, в частности, вокалистов, правильное и четкое произношение - обязанность.

Итак, дорогие вокалисты, если вы хотите, чтобы ваше слово было услышано, понято и прочувствовано, вам необходимо поработать над усовершенствованием своего артикуляционного аппарата, развить его технические возможности. Но для начала познакомимся с самим понятием. И в этом нам поможет психолог и логопед центра "Азбука Души" Светлана Ведрашко.

"Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи", - рассказывает Светлана. - "В его состав входят органы, выполняющие активную роль: голосовые складки, язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, нижняя челюсть; и пассивную роль: зубы, твердое небо, задняя стенка зева и верхняя челюсть.

Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных), называется артикуляцией.

Гласные звуки - это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки; эти звуки состоят, главным образом, из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.

Вокальными являются ВСЕ гласные.

Согласные звуки - это звуки речи, состоящие либо из одного шума, либо - из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

"Гласные - река, согласные - берега"

При пении гласных звуков изолированно от согласных, больших трудностей нет, но как только мы добавляем согласные, песня "не звучит". Отчего это происходит? Основная ошибка заключается в том, что у многих людей гласные "рождаются" в одном месте голосового аппарата, а согласные - в другом. Поэтому последние приходится "подкатывать" из разных мест, чтобы слить с гласными.

Запомните: "Гортанное гудение согласных должно накапливаться и резонировать там же, где создаются и гласные"(!)

С. М. Волконский точно подметил, что "гласные - река, а согласные - берега, следовательно, надо укреплять последние, чтобы не было разливов". Как добиться того, чтобы согласные не мешали звучанию гласных, не прерывали звучание голоса? Рассмотрим основные согласные, при пропевании которых возникают трудности.

Светлана говорит:

1) [Б], [П]

Дело в том, что эти наиболее простые для произнесения звуки, которые образуются с помощью губ, как бы взрываются воздушной струей - отсюда их название: взрывные, ("б" - звонкий, при участии голоса: "п" - глухой, без участия голоса, шепотный). Эти звуки создают сложности для вокалистов. При пропевании их в микрофон часто возникает тот самый "взрыв", "щелчок", "хлопок"- все эти побочные звуки "режут" ухо и мешают восприятию песни. Именно поэтому на эти звуки мы обращаем особое внимание, и при их произнесении как бы уменьшаем время соприкосновения губ, то есть, делаем так: губы приближаются друг к другу, чтобы произнести звуки, но не соприкасаются,- образуется как бы воздушная подушка, которая и является преградой для пропевания "б" и "п". Как будто мы хотим сдуть перышко, прилипшее к губам.

2) [Р], [Р']

Также сложные звуки. При их пропевании также следует уменьшить соприкосновение звукообразующих органов и создать легкую вибрацию. Представьте, как мурлычет кошка - она это делает "мягким" и "теплым" звуком, как бы играючи. Вот и наши звуки надо произносить играючи, с небольшим придыханием, используя ту же воздушную подушку, что и при произнесении предыдущих звуков.

3) свистящие [3], [3'], [С], [С']

Тут очень важно правильное артикулирование, правильное звукообразование. Проверьте свистящие звуки образуются с помощью передней части языка и зубов, язык упирается своим кончиком, как "иголочкой", в нижние резцы. Воздушная же струя должна быть холодной и идти четко по подбородку вниз. Иначе - будет слышен присвист, благодаря которому создастся впечатление, что вы присвистываете.

4) шипящие [Ж], [Ш], [Щ]

"Чашечка - иголочка". В положении "чашечки" язык уложен, его средняя часть тянется вниз, а боковые края и кончик загнуты кверху. Представьте, что вы хотите налить в язык чай - жидкость не должна выливаться. В положении "иголочки" язык напряжен и тянется своим узким, острым кончиком изо рта.

Попробуйте ритмично чередовать положения "чашечка"-"иголочка". Это упражнение нужно, чтобы развить гибкость и переключаемость позиций языка, улучшить дикцию. Эти звуки образуются при помощи вышеописанной "чашечки". Язык в этом положении поднимается к твердому небу и образует с ним преграду. Только при правильной артикуляции вы сможете избежать шепелявого произнесения данной группы звуков".

Подведем итог. Основным "каркасом" звука в пении являются ГЛАСНЫЕ, а согласные как бы накладываются на них - бережно, как снежинки на землю. Максимально укорачиваем согласные и произносим их четко, но в то же время легко.

Патриотизм в топку?!

Многих людей интересует следующий вопрос: почему так много вокалистов, поющих на иностранном языке (в частности, английском)? Неужели нельзя петь на русском?

Петь-то, конечно, можно - и иногда даже нужно, но весь секрет заключается в том, что английский наиболее удобен для пения. Почему? Об этом нам расскажет лингвист-преподаватель Дмитрий Нечаев.

"Весь секрет заключается в том, что английский язык - более "плоский"", - говорит Дмитрий. - "Он требует минимальной работы артикуляционных органов: губы практически не участвуют, а движения языка минимальные. Места образования звуков расположены рядом. Кроме того, англичанам свойственен так называемый апикальный (а русским-дорсальный (распластанный)) уклад языка, при котором кончик языка находится как бы в вертикальном положении относительно передней части неба. Говоря языком вокалистов - язык всегда уложен. Именно этим и объясняется тот факт, что в английском языке нет смягченных, или палатализованных, согласных (русское слово "дед" англичане произнесли бы как "dead"). Отсюда возникает разница в акустических результатах и между такими словами, как "нет" -"net", "тень"-"ten", "бить"-"beat" и т.п.

Но, несмотря на это, и при пении английского текста возникает немало проблем, одной из которых являются звуки-stops: р, b, d, k, t, g. Как быть с ними? Для решения этой проблемы существует такое явление, как редукция (упрощение артикуляции без потери смысловой составляющей).

Для начала рассмотрим три типа гласных звуков:

1. монофтонги (гласная состоит из одного звука);

2. дифтонги (из 2-х) - ai, ua, ou; дифтонгоиды-i, а;

3. трифтонги (из 3-х) - например, в словах: poet, fire, where.

Редукция дифтонгов происходит методом акцентирования первого звука, т.е. второй звук мы практически не произносим (take - [teik] -> [tek]).

Также редуцируются следующие гласные: [о] в [a]: [i] в [е].

Покажем на примере, как действует редукция в целых предложениях. Берем фразу "I don't want to be" и выкидываем из нее все мешающие нам петь звуки. Получается следующее - "А dou wanna be". Подобным образом вы можете обработать всю песню.

Редукция очень важна в пении, она помогает избежать утрирования многих звуков.

Рассмотрим следующее явление в английском языке - аспирация (придыхание). Аспирация присуща всем английским согласным (исключение из правила: если согласная стоит перед "s", то аспирации нет).

Дмитрий Нечаев посоветовал нам следующее упражнение на аспирацию:

"Берем лист бумаги, держим его рукой перед собой. Смыкаем губы так, чтобы между ними оставалась маленькая щелочка, через которую мы направляем поток воздуха. Цель - сдвинуть бумажку в направлении от себя потоком воздуха.

При пении это явление также подвергается редукции, но умеренной - мы просто уменьшаем поток воздуха".

Между прочим, не только английский язык удобен для пения. Сюда можно отнести также и итальянский, испанский и даже украинский.

Таким образом, мы рассмотрели основные вопросы, касающиеся проблем произношения у вокалистов.

И напоследок хочу процитировать К.С. Станиславского, который воспринимал искусство речи как искусство не менее сложное, чем искусство пения: "Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза - уже речь".

Ниже приведены рекомендуемые преподавателями рок-лицея MusicWay упражнения, которые помогут активизировать работу вашего артикуляционного аппарата.

Упражнения для активизации языка

Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед-назад, вправо-влево, сделайте круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта. Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки (поднимаются боковые стенки и кончик языка) или паруса (рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов).

  • 1. Упражнение "Лягушка". Язык делает ритмичные движения вниз. Рот открыт максимально широко, язык четким и резким движением максимально далеко выбрасывается изо рта. Повторять до ощущения усталости подъязычной связки. :*
  • 2. "Лошадки". Рот приоткрыт, цокаем языком, как лошадка. Челюсть неподвижна.
  • 3. Из положения "Лошадки" упражнение "Грибок". Рот открыт максимально широко. Язык "присосался" к твердому небу. Сохранять положение максимально долго, пока язык сам не "отскочит" от неба.
  • 4. Из положения "Грибок" упражнение "Гармошка". Рот открыт максимально широко. Язык присосался к твердому небу. Двигаем челюстью вверх-вниз, тем самым потягивая подъязычную связку, как будто играем на гармошке.
  • 5. В положении лежа делаем равномерный выдох со звуками [Р] и [Р']. Лечь на спину, руки положить на живот, надавливая на пресс в районе пупка, выдыхать, пытаясь надуть живот как "шарик", который на выдохе надувается максимально большим. Произносить звуки на одном выдохе, медленно, длительно.

Дело в том, что в положении лежа вибрация достигается проще, чем в вертикальном положении, язык как бы естественно расслабляется, кончик в тонусе, и вибрация четкая и без лишнего напряжения в других частях артикуляционного аппарата. Если появилось легкое головокружение, упражнение следует прекратить.

Упражнения для правильной артикуляции

Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную форму губ. Теперь попробуйте их активизировать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.

Неправильно: язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.

Правильно: горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняется ощущение легкого

Малоподвижная небная занавеска (мягкое небо) и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.

  • 1. Опустить кончик языка к нижним резцам, переднюю часть спинки языка прижать к верхним резцам. В этом положении произносить звук Т с сильным выдохом, при этом как бы последовательно произнося звуки Т и С. Чтобы получился слитный звук, произносите слог AT; получается сочетание АТС. Повторите то же самое, теснее сблизив переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижнимирезцами).
  • 2. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек (в этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе "высокое небо" и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.
  • 3. Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо. Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.
  • 4. "Внутренним взглядом" осмотрите полость рта, естественное положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. Наверху - "высокое небо". Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная, свободная. "Послушайте" и запомните эти ощущения. Если не получается сразу все почувствовать, то возьмите зеркало, посмотрите, а потом представляйте себе строение рта, как будто вы смотрите в зеркало. Педагоги-вокалисты заметили, что когда язык лежит горбом, то он подтягивает и напрягает гортань, нарушая спокойствие и гармонию в пении. Насильно укладывать язык не стоит, полезно с помощью зеркала зафиксировать этот дефект, почувствовать его и поискать комфортное положение и состояние. Здесь помогут глаза и внимание.
  • 5. Чтобы освободить язык и гортань, выполните такое упражнение: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как "выброс" воздуха со звуком "ФУ" (щеки "опадают").
  • 6. А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично: К-Г, К-Г, К-Г. 3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ. НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.
  • 7. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Данные упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые мышцы.

Не отчаивайтесь, если у вас не получается выполнить все упражнения. Вполне достаточно, если вы ограничитесь регулярным выполнением самых простых. Работайте ритмично, в удобном темпе до ощущения легкой усталости. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.

 Источник MUCICWAY

С вами была ведущая рассылки, Анна Симеонова

 


В избранное