Вам когда-нибудь говорили, что у вас нет голоса? Или что он просто отвратителен? Что вы квакаете как лягушка? Или кроме подражания змеиному шипению не можете издать ни звука? А может быть, ко всему выше перечисленному вам еще и медведь на ухо наступил? Но вы при этом очень любите петь, особенно в общественных местах… Тогда вам прямая дорога на вокальные занятия! О том, стоит ли петь, если особого вокального дара не наблюдается, рассказывает преподаватель эстрадного и рок вокала
Екатерина Белоброва.
«Если вы можете говорить – у вас есть голос! Надо им заниматься, тренировать и развивать. Постановка голоса похожа на конструирование музыкального инструмента – сначала выпиливаешь – потом учишься на нем играть».
Людей, которые приходят учиться петь, можно разделить на две основные группы: тех, кто когда-либо занимался музыкой и тех, кто знает о её существовании исключительно из средств массовой информации. На первом этапе обучения многие пугаются своего голоса, так как при его постановке меняется тембр, который поначалу может быть неприятен самому его обладателю, но такое ощущение рано или поздно проходит. Эффект «чужого голоса» может длиться довольно долго – это зависит от того, насколько
велика разница между изначальным голосом и новым тембром. Такое же ощущение возникает, если прослушать свой голос в записи с недорогого диктофона. После такого эксперимента я долго ненавидела свой голос. У музыкантов, решивших позаниматься вокалом, появляются дополнительные проблемы: интонировать – попадать в ноты - новым звуком не получается, а собственная фальшь режет ухо. Как ни странно, но абсолютный слух иногда даже мешает! Например, при работе над расширением диапазона.
«В моей практике, - рассказывает Екатерина, – встречались случаи такой уверенности обучаемого в неспособности спеть выше, что преодолеть границу изначального диапазона было довольно сложно. Мною был совершен обманный маневр путем подвешивания несчастного начинающего певца вниз головой, вследствие чего, в силу свежести ощущений, «комплекс абсолютника» был успешно преодолен».
Что же делать когда нет никакой возможности посещать преподавателя вокала и некому подвесить вас вниз головой? Варианта два: тихо плакать ночами в подушку или заниматься самостоятельно. Первый вариант отметаем сразу (мы же оптимисты, молодцы и удальцы!), а второй вариант можно обсудить.
Вот примеры наиболее частых ошибок при самостоятельных занятиях. Огромное количество начинающих музыкантов ставят любимый компакт диск и начинают снимать (копировать) партии. Для вокалиста это недопустимо, так как можно повредить голос, снимая определенные «фишки», и не зная, как физиологически тот или иной прием выполняется. К тому же человеку не близко знакомому с современными методами звукозаписи, довольно сложно услышать, что многие ухищрения созданы исключительно с помощью компьютерной
обработки, и повторить их живым голосом нереально.
Вторым опасным моментом является самообучение во время мутации голоса. Это связано с неравномерным ростом органов голосообразования и скачками гормонального фона и может наблюдаться как у подростков, так и у взрослых людей (например, у женщин во время беременности). В этот период заниматься нужно исключительно под присмотром преподавателя. Домашние эксперименты могут закончиться не очень хорошо – восстанавливать голос придётся долго и нудно.
Еще одной распространенной ошибкой является самообучение приемам экстремального вокала, таким как гроулинг и скриминг. Если у вас голос поставлен, то проблем нет – двух, трех занятий будет вполне достаточно для овладения данными приемами. Если вы начали заниматься недавно, то лучше немного повременить с таким вокалом. В любом случае, учиться рычать, кричать и издавать другие неприличные звуки безопаснее (да и веселее!) под присмотром преподавателя.
Теперь о хорошем. Заниматься дома можно и нужно! Главное знать, как и чем. Упражнения от Екатерины Белобровой помогут вам значимо улучшить качество вашего пения, расширить диапазон и узнать об использовании приёмов и техник современного эстрадного и рок-вокала.
В начале обучения главная ваша задача - научиться правильно дышать. Уделите данному разделу упражнений особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Приведенные ниже упражнения помогут начинающим вокалистам освоить технику дыхания, а остальным пригодятся в качестве оздоровительной гимнастики.
Упр.1 Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц. Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок
живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают
с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.
Упр.2 Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на
единицу (пять, шесть, семь и т.д.).
Упр.3 Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.
Упр.4 Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым,
как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.
Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите "животом" в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание
живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели
к закреплению неправильного навыка.
Совершенствуйте свой голос, любите его, развивайте и через некоторое время злопыхателям, которые обвиняли вас в шипении и кваканье придётся взять свои слова обратно. Хочешь петь – пой!