Начало XX века отмечено новым направлением -импрессионизмом, внесшим соответствующие изменения в исполнительский стиль: романтическая приподнятость, открытая эмоциональность уступили место рафинированному звучанию, утонченным тембрам. Яркой представительницей нового стиля была Мэри Гарден - первая исполнительница партии Мелизанды в опере К.Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда".
Творчество группы "Шестерка" способствовало дальнейшему развитию вокального искусства во Франции. Появление нового жанра "монооперы" связано с именем Ф.Пуленка и первой исполнительницы вокальной партии монооперы "Человеческий голос" - Дениз Дюваль. Вокальная педагогика Франции, послушно следуя за исполнительством, претерпела существенную эволюцию с XVII по XX век. Ее важнейшая особенность - стремление к научному обоснованию процесса голосообразования. Первый труд по вокальной
методологии принадлежит М.Басилли; Ж.Б.Берар - пионер в области научного подхода к проблеме воспитания голоса.
ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ФРАНЦИИ XX ВЕКА
Задачи, поставленные композиторами XX века перед исполнителями, вызвали необходимость коррекции в сложившейся вокальной школе. Методические принципы крупнейших представителей педагогической мысли Франции XIX века Мануэля Гарсиа и Жана Баттиста Фора подверглись серьезной критике со стороны вокальных педагогов первой половины XX века.
Ярким представителем вокальной педагогики первой половины XX века является Рауль Дюгамель - автор ряда статей, посвященных вопросам вокального образования во Франции. Дюгамель считает устаревшей существующую систему воспитания голоса певца, сведенную, с его точки зрения, к чисто физиологическому методу (имеется в виду сознательное управление певческим дыханием, гортанью, артикуляционным аппаратом). Координированное действие всех частей голосового аппарата, по его мнению, приводит к рождению "звука
на опоре", характеризующегося объемностью, полнотой, округлостью, звонкостью, полетностью, наличием вибрато. Однако музыка XX века требует, прежде всего, богатства тембров. "Опертый звук" неприемлем для исполнения произведений композиторов XX века. Дюгамель утверждает, что только воспитание "эмоционального тембра", способного передать изменение настроений и чувств, может быть основой современного пения.
Аргументируя необходимость создания новой методики Р.Дюгамель подвергает критике упражнения на один гласный звук, в частности, пение на "а". Он считает, что побочная тренировка приучает мышцы, участвующие в голосообразовании, к однотипной работе и непригодна для пения произведений, требующих гибкого участия различных групп мускулатуры артикуляционного аппарата. Дюгамель предлагает упражнять голос на различных слогах, комбинациях гласных и согласных на всех участках диапазона, видоизменяя силу,
продолжительность, ритмический рисунок и тембры в зависимости от эмоционального состояния. Автор далек от мысли, что воспитание эмоционального тембра исключает тренировку мускулатуры, участвующей в голосообразовании, а потому рекомендует дыхательные упражнения, развивающие мышцы брюшного пресса, спины, активизирующие работу диафрагмы. Настаивая на коррекции методики преподавания пения, Р.Дюгамель подчеркивает ее необходимость именно для французских певцов с учетом фонетики языка и особенностей вокальной музыки
во Франции.
Не менее известный французский педагог первой половины XX века Р.Фюжер также отрицал роль вокализов и упражнений на статичный гласный и подчеркивал важность работы над мимикой.. В зависимости от выражения лица, соответствующего трем чувствам (удивление, печаль, радость), звук приобретает соответствующую окраску. Он советует начинать упражнения на различные слоги и слогосочетания в пределах квинты в среднем участке диапазона, постепенно расширяя границы. Основные правила: во время пения грудная клетка
должна оставаться в расширенном состоянии; ноздри расширены; каждый слог отчетливо произносится; упражнения продолжаются не более десяти - пятнадцати минут по два-три раза ежедневно. В настоящее время во Франции профессиональное обучение пению проходит в нескольких консерваториях, но самые крупные - в Париже и Лионе. Парижская консерватория является ведущей. Вокальный факультет состоит из трех кафедр или, как называют французы, "классов": кафедра сольного пения, кафедра оперной подготовки ("класс
лирического искусства") и кафедра музыкальной комедии. Вступительные экзамены и обучение платные. Небольшой процент особо одаренных студентов освобождается от платы за обучение. Срок обучения колеблется от двух до пяти лет и определяется степенью профессиональной подготовленности к выпускному экзамену.
Конкурсный экзамен состоит из двух туров. В программу вступительных экзаменов по сольному пению входит исполнение арии из оперы, оратории или кантаты и произведения по выбору абитуриента (романс или песня). Кроме того, проводятся экзамены, определяющие слух абитуриента, его подготовку по теории и сольфеджио. Выдержавшие конкурсные экзамены зачисляются на первый курс.
Для студентов вокального факультета кроме специальных дисциплин, связанных с пением, обязательными во время обучения в консерватории являются три теоретических предмета: сольфеджио, чтение с листа и анализ музыкальных произведений. Эти предметы объединены в один экзамен, после сдачи которого выдается диплом музыкальной культуры. Он может быть получен на первом, втором, третьем, но не позднее четвертого курса. Без диплома студент не допускается к выпускному экзамену по сольному пению. Не сдавшие экзамен
по трем указанным дисциплинам до окончания четвертого курса отчисляются из консерватории.
По окончании второго года обучения (минимальный срок обучения) студенты кафедры сольного пения должны сдать контрольный экзамен. Не явившиеся на этот экзамен или получившие неудовлетворительную оценку отчисляются из консерватории. Выпускной экзамен, определяющий профессиональную подготовленность студентов и дающий право получить диплом, носит характер конкурса на первое место.
В программу выпускного экзамена входят произведения французских, итальянских немецких и реже - русских композиторов. Исполняются классические арии, вокальные произведения крупной формы композиторов XIX века, а также романсы и песни. В учебный репертуар студентов всех курсов включаются произведения современных авторов, исполнение которых является обязательным на выпускных экзаменах.
Студенты, желающие посвятить себя оперному искусству, могут после трех лет обучения в классе сольного пения перейти на кафедру оперной подготовки (в класс "лирического искусства"), имея рекомендацию ведущего профессора. В класс музыкальной комедии может перейти студент, прошедший двухлетний курс обучения на кафедре сольного пения.
На вокальном факультете работают семь профессоров. В классе каждого профессора восемь-десять студентов. Имея двенадцать часов в неделю, профессор распределяет количество занятий с каждым учеником по своему усмотрению. На занятиях профессора присутствует концертмейстер. В учебном плане предусмотрены концертмейстерские часы. В функцию концертмейстера-репетитора входит только работа над интерпретацией произведения в свете указаний профессора пения, без вмешательства в вокальную технологию.
Единой методики, которой придерживались бы все преподаватели пения, нет. Однако, сохраняя особенности индивидуального почерка, все преподаватели стремятся достичь льющегося характера звука, однородности звучания голоса на всем диапазоне, техники беглости у сопрано, компактности звучания низких голосов, богатства динамики и разнообразия тембров. Результативна работа профессоров Режин Креспин - в прошлом известной оперной певицы, Ирен Еахими Андре Гийё.
В классах сольного пения используются различные приемы и вокальные упражнения, от простейших до сложных, охватывающих весь диапазон голоса. Характерным является то, что "мычание" широко используемое в итальянской, немецкой, русской школах, как правило, не применяется французами, что легко объясняется фонетическими особенностями языка. В упражнениях употребляется округлое "а" и "о", в некоторых классах - "и" и "у", но основным является индивидуальный подход
с учетом особенностей ученика: выбирается тот гласный, на котором выявляются лучшие свойства голоса ученика.