Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #052


Новости "Машинного отделения"



Меня давно занимает импровизационная музыка. Акустическая и электронная, цифровая и аналоговая. В её появлении на Машинном Отделении сомневаться не приходилось, и то, что вы прочтете сегодня - авангард вторжения.

Рецензии написаны на компакт-диски, увидевшие свет на лондонском лейбле Emanem. Эти архивариусы английской импровизационной музыки более пятнадцати лет издают всё: от свободного джаза до лэптоп посиделок. Мой выбор пал на вторую сольную работу гитариста Джона Расселла "From Next To Last", дуэт Дерека Бэйли и Мило Файна "Scale Points On The Fever Curve" и диск "Weird Weapons" интернационального трио, объединившего Олафа Руппа, Джо Вильямсона и Тони Бака. Это акустическая музыка, сыгранная без помощи электронных устройств и последующего процессинга.


John Russell

"From Next To Last" - CD
2002, Emanem, 4071

John Russell - From Next To Last
Импровизационная музыка - штука занятная, и чем дольше в ней копаешься, тем больше интересных деталей отыскиваешь. Но первое, что бросается в глаза - это контраст между гастрольным графиком и количеством альбомов в дискографии подавляющего большинства артистов. Несмотря на то, что британский гитарист Джон Расселл засветился на сцене больше тридцати лет назад, изданный в 2002 году компакт-диск "From Next To Last" стал его второй сольной работой. Впрочем, время даром не потеряно, и в периоды издательского равнодушия этот англичанин успел поиграть со всеми ключевыми фигурами импровизационной музыки, вступая порой в более или менее постоянные альянсы (например, с перкуссионистом Роджером Тернером).

John Russell
Этот альбом записан во время сессии в лондонской студии и выступления в Мопомосо, имевшем место пару недель спустя. Одержимый техникой исполнения адепт акустической гитары и металлических струн, Расселл складывает из многообразия звуков простые геометрические фигуры. Ни сумбура, ни сумасбродства, ни истерик. Сосредоточенность и предельная концентрация. Музыка не льётся сама по себе, но выжимается им по капле, рождается в процессе тяжелого физического труда - дыхание и сиплые стоны хорошо слышны на записи. Кроме того, в отличие от молодых, вечно спешащих коллег по цеху, английский ветеран не наслаивает пассаж на пассаж, ноту на ноту. Его музыка - как хлопок - прекрасно пропускает воздух. Это утверждение равно справедливо как для студийной, так и для концертной работы.

Самый любопытный номер альбома - пьеса "Psiotic", сыгранная сразу на двух гитарах. Но даже здесь, в цирковом, в общем-то, номере, разительных перемен не произошло. Тембр стал богаче, логика событий утратила линеарность, но не более того. Здоровый консерватизм старой школы.


Derek Bailey & Milo Fine

"Scale Points On The Fever Curve" - CD
2004, Emanem, 4099

Derek Bailey & Milo Fine - Scale Points On The Fever Curve
Альбом заслуживает особо пристального внимания. Потому, что здесь играет Дерек Бэйли, "штокхаузен гитары", один из самых влиятельных музыкантов прошлого века, открывший массу доселе невиданных способов обращения с этим архаичным инструментом. Он начал с джаза, прошёл извилистыми тропами додекафонии и с середины 70-х, после выхода хрестоматийного "Improvisation", разбил лагерь на пустующей в те годы территории свободной музыки.

Особенно хорош Бэйли тогда, когда делит сцену со своими коллегами. Первая встреча с американским виртуозом Мило Файном состоялась в 1983 во время турне гитариста по Северной Америке и, нужно полагать, не прошла бесследно. Поэтому когда двадцать лет спустя Файна в очередной раз занесло из Миннесоты в Лондон, было решено воспользоваться случаем и запечатлеть процесс общения на плёнке. Заокеанский гость арендовал ударные и фортепиано, а также распаковал привезенные с родины кларнеты. Бэйли сохранил верность видавшему виды Gibson ES-175, оснащённому педалью громкости. В результате было записано около часа потрясающей музыки - предсказуемой и неожиданной одновременно.

Дерек Бэйли непреклонен - за три десятка лет его манера игры не изменилась ни на йоту, оставаясь импровизацией, втиснутой в прокрустово ложе личных предпочтений. Он упивается каждой нотой, извлеченной из инструмента, касаясь струн только тогда, когда выжмет всё возможное из предыдущего пассажа. Гитара звучит тихо, гипнотизируя и не отпуская ни на секунду. Мило Файн контрапунктирует ударными, в унисон стучит по клавишам электропиано и выдавливает диссонирующие ноты из кларнетов. Около часа записанного материала поделено на четыре неровные порции и издано на компакт-диске на английском Emanem. В результате сложно отделаться от мнения, что на всём, к чему ни прикоснётся Дерек Бэйли, с неизбежностью будет красоваться ярлык "классика импровизационной музыки".


Olaf Rupp / Tony Buck / Joe Williamson

"Weird Weapons" - CD
2005, Emanem, 4119

Olaf Rupp / Tony Buck / Joe Williamson - Weird Weapons
За контрабасиста Джо Вилльямсона крайне неловко. Он поставлен в такую же безвыходную ситуацию, в какой оказывается ребёнок, терзаемый вопросом: "Кого ты больше любишь, маму или папу?" Ответить - нанести обиду, проигнорировать - проявить неуважение, тем паче, что в роли оппонентов выступают немецкий гитарист Олаф Рупп и перкуссионист из Австралии Тони Бак. Компакт-диск с двумя пьесами международного трио издан лондонским форпостом импровизационной музыки - лейблом Emanem. Это весьма сумбурная, поминутно сбивающаяся с пути музыка. Акустическая гитара Руппа конфликтует с металлической перкуссией Бака, а по ничейной территории, примыкая то к одному, то к другому дуэлянту, мечется растерянный контрабас. Акустический нойз с редкими моментами затишья. Всё вместе напоминает битву льва с единорогом при стечении любопытствующей публики. За тот час, что длится эта ярмарка тщеславия, компромисс так и не был найден. Причина, как мне кажется, в уникальности каждого участника, их принципиальном нежелании плясать под чью-либо, пусть и трижды заслуженную, дудку. На то есть основания.

Олаф Рупп - давний клиент GROB, одной из самых влиятельных контор, занимающихся импровизационной музыкой. На его счету три полноформатных альбома ("September" GROB 006, "Life Science" FMP 109, "Scree" GROB 433), два диска пузырчатого нойза в составе дуэта BEASTIESHOPBEACH и несколько коллабораций. Тони Бак известен по участию в трио THE NECKS, обладающем весомым статусом в среде любителей свободного звукоизвлечения. Канадец Вилльямсон - завсегдатай фри-джазовых клубов. Все - не дилетанты, каждый - мэтр без малого. Но тевтонская коса нашла на канадский камень и бумерангом вдарила по австралийской провинциальности, а в результате вышел локальный - в пределах компакт-диска - международный конфликт. Потерпевшей стороной выступает слушатель, вынужденный продираться через непролазный бурелом саунда, оставленного после себя этой троицей. Контрибуцией служат несколько потрясающих кусков музыки, подаренных альянсом Рупп-Вилльямсон.




http://machine.radionoise.ru



В избранное