Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #023


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости "Машинного отделения"



Полных дискографий проекта MERZBOW не существует - с этим фактом придётся смириться. В сети время от времени обнаруживаются неплохие базы данных по релизам MA (например, Digital Merzbow Page), однако русскоязычных страниц, где была бы выложена информация о пластинках мэтра japanoise, и присутствовали (хотя бы краткие) рецензии, среди них нет. Машинное Отделение обязуется, по мере сил, восполнить этот недостаток. Периодичность и объём информации будут зависеть от ряда объективных причин: работы дистрибуторов, почты, имеющейся наличности и т.п.

Сегодня добавляются шесть рецензий: "Frog+" DCD (Misanthropic Agenda), "Merzzow" CD (Opposite Records), "Merzbeat" CD (Important Records), "Live Magnetism" CD (Caminante Records), "Yoshinotsune" CD (Clu Clux Clum), "Mini Cycle / Yoshino Tamago / Yonos Bigfoot" 3"CD ([OHM] Records). Продолжение следует.


MERZBOW

"Frog+" - 2CD
2002, Misantropic Agenda, MAR 004

Merzbow - Frog+
Амфибии вдохновляют творческих людей не впервые. Художники различных эпох и жанров так или иначе затрагивали лягушачью тему в своих текстах, полотнах, звуковых картинах. Но в отличие от, скажем, электроакустического композитора Полины Оливерос, MA не концентрирует внимание на особенностях sound, который производят земноводные, а, скорее, пытается погрузить слушателя в среду обитания лягушек посредством digital noise.

Беря в руки чёрный digipack, вы оказываетесь в ситуации Алисы, поддавшейся соблазну бутылочки со стикером "Drink Me". Привычные размеры резко меняются, земля уходит из-под ног и, закрыв глаза, вы понимаете, что находитесь на берегу пруда. Помимо искаженного всевозможным софтом квакания, которое просто обязано здесь присутствовать, вас окружает комариный писк, плеск воды, шелест травы и приглушённое пение птиц. Сложно назвать композиции "Frog+" нойзом - по настроению это, скорее, натуралистический ambient, фаршированный жёсткой электронной начинкой. Он то замирает, подобно цапле, на месте, то резко теряет устойчивость и срывается с места. Упругих и динамичных пьес немного, пожалуй, лишь открывающая релиз "Suzumebachi No Rinbi" может вызвать лёгкое головокружение при наблюдении за фигурами пилотажа, в ней запечатлёнными. Остальные композиции - идеальный background для "Путешествий натуралиста".

Надо отметить, что альбом "Frog+" - ни что иное, как дополненный вариант LP, выходившей ранее на этом же лейбле. На сей раз, помимо компакт-диска с оригинальными пьесами, в комплект вошел CD с 58 минутами дополнительного материала, коим стали треки с Frog-сессии и авторемиксы (а также screensaver для PC). Целесообразность такого шага выглядит неоднозначной. С одной стороны, мы получили в два раза больше за фактически ту же цену, но с другой… Если первый диск слушается на одном дыхании, то бонус утомляет. Самым интересным является 18-тиминутный эпос "Black Frog", который сочетает структуры статического radionoise и петли плотного гитарного звука. Последняя композиция - "Frog Variation #2" - присутствует ещё и на компиляции…

Итог таков: созерцательный материал, самый японский из всех альбомов MERZBOW. И не забудьте установить screensaver - по вашему монитору в сопровождении короткого хрустящего сэмпла будет дрейфовать, меняясь в размерах, раскорячившаяся лягушка.


"Merzzow" - CD
2002, Opposite Records, OPCD 001

Merzbow - Merzzow
"Merzzow" - что-то вроде "Акитаслон" - представляет не концептуальную работу, а подборку треков. В пользу этого мнения свидетельствует стилистический разнобой, присутствующий на пластинке, количество пьес (11!) и тот факт, что некоторые композиции публиковались отдельно. В то же время смею вас заверить - пропустить мимо ушей этот альбом MA - значит проворонить одну из самых интересных работ как самого мэтра, так и жанра japanoise в целом.

Композиции альбома можно разделить на три группы. Первая треть - это шумовые вариации на темы музыкального наследия Ближнего Востока и п/о Индостан. Острая приправа нойза вчистую сбивает ту приторность, что делает восточную эстраду непригодной к употреблению. Особо рекомендую заглавную "Elephant Song" и "Inside Looking Out pt.I". Головокружительный аудиотуризм с гидом-японцем.

Merzbow - Hummingbird
Идём дальше. Кроме Акиты, укутанного в пёстрый бухарский халат, обнаруживаем мы здесь и Акиту во фраке. В таком виде он манипулирует с сэмплами, надёрганными из пластинок с современной европейской симфонической музыкой. Получается, честно говоря, так себе, хотя нажитое с годами мастерство делает своё дело. Яркий образчик такого подхода - пьеса "Humming Bird" - уже была опубликована в качестве семидюймового сингла на LSD org. тиражом в 500 копий. Ночной кошмар выпускника дирижёрского отделения консерватории. В основе композиции использован сэмпл "Three Little Orchestra Pieses" пионера додекафонии Арнольда Шёнберга.

И последняя, самая немногочисленная диаспора конгломерата, населяющего дорожки этой кросс-культурной работы, это pure digital japanoise. На сей раз маэстро, похоже, чересчур увлекся использованием гитарного disrortion, который вязнет в мембранах барабанных перепонок.

И, в качестве довеска, немного фактического материала и полезной информации. "Merzzow" - первый (судя по номеру каталога) релиз лейбла Opposite Records. Всё оформление выполнено автором музыки, который, сдаётся мне, увлечён визуальным дизайном ничуть не меньше, чем созданием новых треков.


"Merzbeat" - CD
2002, Important Records, imprec002

Merzbow - Merzbeat
"I Love It Loud" - название старого хита KISS придётся здесь как нельзя более кстати. Очень ярко и динамично. Ни разу до выхода этого альбома MA не заходил так далеко на rock-территории. Во всём, от звучания до названий треков, "Merzbeat" - 100% rock-пластинка с ощутимым влиянием BLACK SABBATH (общая структура композиций) и LED ZEPPELIN (партии ударных). Всё предельно просто, без декадентских изысков и эстетства. Merzbeat-sound - это декорированные под hard-rock distorshion гитары, грубые барабанные петли, некоторое количество feedback и noise electronics.

Несмотря на то, что ритм-доминанта обозначена в названии пластинки, я бы не назвал партии ударных главными действующими лицами на этом пиршестве перегруженных каналов. Повторюсь: первую скрипку играют именно компоненты рок-музыки. Послушайте, например, "Forgotten Land", на три четверти состоящую из монохромного реверсивного рок-риффа. Или распробуйте коктейль "Shadow Barbarian", приправленный ускоренной dub'овой басс-линией и "индийскими" сэмплами. В прошлом своем воплощении эта композиция, если мне не изменяет память, именовалась "Kashmir" и принадлежала квартету Page / Plant / Johnes / Bonham. На оставшихся трёх (из пяти) дорожках музыка остаётся такой же тяжеловесной, монументальной и неповоротливой. А если учесть вопиющую неритмичность рока как такового, то мы вплотную подойдём к ответу на вопрос, который долгое время не давал мне покоя: "почему на прочих альбомах, где не то, что барабанов, даже откровенных повторений текстур отыскать практически невозможно, ритма, тем не менее, больше во сто крат?"

Последний - 66-й, если верить таймеру и 6-й, если прислушаться к голосу здравого смысла - трек диска является чужеродным элементом. Это изготовленный Jack Dangers ремикс на "Luxurious Automobile", финальную композицию с CD "Amlux", также выходившего на Important Records.

P.S. На этом история "Merzbeat" не заканчивается. В 2004 году на свет появился "Merzbird", который можно смело считать продолжателем традиций его предшественника. Угадайте, благодаря усилиям какого лейбла это произошло?


"Live Magnetism" - CD
2003, Caminante Records, CAMI 001

Merzbow - Live Magnetism
Материал альбома "Animal Magnetism", сыгранный MA вживую в Swiss Institute - Contemporary Art в Нью-Йорке в декабре 2002 года, ставший первым релизом Camonante Records. Весь сэт маэстро, как и полагается, записан одним треком, который длится чуть более 56 минут. На этом фактическая часть рецензии завершена и нам не остаётся ничего иного, как удариться в лирику.

На информацию о том, что "Live Magnetism" является продолжением "Животного Магнетизма" можно не обращать внимания. Концертная программа напоминает свой студийный аналог лишь в общих чертах: отличий, как композиционных, так и звуковых, гораздо больше, нежели сходств. Если оригинал был наполнен достаточно динамичными композициями, в которых наряду с куриным гвалтом и овечьим блеянием присутствовали и гитара, и жёсткий ритмический каркас, то клон представляет собой аморфный noise-ambient, в котором время от времени угадываются то задушенные фильтрами поп-мелодии, то жёсткий цифровой drone. Присутствия голосов животных зафиксировано не было. Единый трек делится на несколько смысловых частей, что позволяет композиции развить все присутствующие в ней в завуалированной форме нюансы.

Другими словами, если не знать истории возникновения этого релиза, то можно принять его за самостоятельную программу. Классический материал MERZBOW 2000-2004 гг. Единственный минус - низкое качество записи, что для цифровой музыки, вообще-то, редкость.


"Yoshinotsune" - CD (ltd. 500)
2003, Clu Clux Clum, C3R 003

Merzbow - Yoshinotsune
Выпущенный лейблом со стёбным названием, этот альбом МERZBOW представляет собой дальнейшее развитие куриной темы. Я полагаю, что нам предстоит ещё не единожды сталкиваться с такого рода проявлениями орнитофилии, потому с этого момента предлагаю выносить информацию о любви MA к пернатым за скобки. Предадимся анализу музыкальной составляющей релиза. На нём зафиксированы три композиции, которые займут чуть более 52 минут вашего времени.

Открывает альбом эпос "Ushiwaka Kurama Iri". Не для красного словца словечко "эпос" поместил я здесь - понимать его следует буквально. Это почти полчаса грубого ритуального бита, состоящего из намеренно криво вырезанной барабанной петли, на фоне которой развивается сюжет трека. Цифровой noise и feedback, перемежающийся с искореженной акустической гитарой, сметаются со своего пути милитаризированным гулом. Звучит монументально, статично и пугающе, особенно по мере добавления в панораму птичьего карканья. Последняя треть композиции, впрочем, утрачивает своеобразие и постепенно превращается в классический для MA шумовой поток, скрывающий под собой бой неведомых тамтамов.

Я вот что думаю: неплохо было бы ввести в оборот термин "hard-noise"! Употреблять его следовало бы непосредственно по отношению к музыке MERZBOW. В противном случае охарактеризовать пьесу "Hashiman Taro No Uta" (да и многие другие) будет крайне сложно. А как иначе, если в массе шума слух упорно вычленяет классический рифф, которым заполнена не одна тысяча пластинок, выпущенных с 70-х гг. вплоть до наших дней. Ну, разве что чуть более смазанно, да немного пошумнее будет. "Rock'n'roll forewer", да и только.

"Yoshino No Yamazakura" - последний трек - выполнен, вероятно, не без влияния techno. Жесткие loops, шершавый звук и очень агрессивная форма подачи роднит его с детройтской модификацией этой музыки. Динамичный и яркий финал, в котором присутствуют все те элементы, которые составляют суть понятия "japanoise".


"Mini Cycle / Yoshino Tamago / Yonos Bigfoot" - 3"CD
2004, [OHM] Records, 1.5 OHM

Merzbow - Mini Cycle / Yoshino Tamago / Yonos Bigfoot
Трехдюймовый EP MERZBOW продолжает серию норвежского лейбла, в которой, по всей видимости, выходит исключительно live-материал, записанный представителями интернациональной noise-community. События, запечатлённые на диске, происходили в Осло 28 марта 2003 года в студии Radio Nova, после чего файл подвергся дальнейшей коррекции в домашней студии МА. Звук извлекался, само собой, из powerbook, использовались сэмплы, аналогового оборудования рядом с мэтром замечено не было.

Результат - почти 18-минутный трек - являет собой live-версию трех композиций, название которых и вынесено на обложку. Как минимум две из них являются продолжением "птичьей" темы, уже не первый год терзающей воспалённый мозг МА. А если учесть, что имя, вернее, кличка "Yoshino" встречается в дискографии MERZBOW не впервые, то смею предположить, что значительная доля альбомов, как вышедших, так и уже намеченных, ни что иное, как аудио-портрет домашнего питомца.

Несмотря на то, что трек один, границы композиций, в него включенных, без труда фиксируются на слух. Интродукция, которой является "Mini Cycle", демонстрирует кратковременный comeback MERZBOW к свои корням - коллажной музыке. На "Яшином яйце" ("Yoshino Tamago") в ход идут глубинные ритмические структуры, засыпанные пушистой стружкой цифрового шороха. Кульминация событий фиксируется на границе с "Yonos Bigfoot", после чего акустическое буйство постепенно сходит на нет. И, разумеется, практически на протяжении звучания всех трех композиций, слух (скорее самого МА, нежели наш) услаждают голоса пернатых - Yoshino & Yonos. Клинический случай.

Необязательный релиз, отсутствие которого в вашей коллекции никем замечено не будет. Оформление выполнил Lasse Marhaug.

Ссылки:
Merzbow (official site) - http://hatomasamune.easter.ne.jp/merzbow
Digital Merzbow Page - http://www.hut.fi/~omertalo/Merzbow.html
The Incomplete Merzbow Discography - http://www.oppositerecords.com/artists/merzdiscog.html
Important Records - http://www.importantrecords.com
Misanthropic Agenda - http://www.holyterror.com/misanthropicagenda
[OHM] Records - http://www.ohmrecords.no



http://machine.radionoise.ru



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.machine
Отписаться

В избранное