Синтетический параллелизм имеет также огромное значение для
характеристики древнего поэтического творчества. Это — своеобразный прием
логической комбинации, особенная форма синтаксиса образов, которая сохраняется
в поэзии и до сих пор, как переживание, напоминающее о некогда существовавших
реальных отношениях. Распространенное в русской народной поэзии отрицательное
сравнение может служить примером такого параллелизма:
Не сырой дуб к земле клонится
Не бумажные листочки расстилаются
Расстилается сын перед батюшкой…
Формулятивность, косность в характере элементов песни,
всевозможные постоянные эпитеты, шаблонные сравнения, повторения формул,
являются значительно позже. В древнейшую пору песня имела крайне подвижную
форму. Музыкальный и ритмический элементы дополняли картину; оба были ещё в
зачаточном состоянии. Непрерывно повторявшуюся музыкальную тему нужно
представлять себе чем-то вроде музыкального речитатива простейшей конструкции.
Явственная мелодия ещё не успела выработаться; её заменяла декламация нараспев,
отвечавшая общему характеру древней речи. Известно, что корни слов,
обозначающих «петь» и «говорить», тождественны в различных языках (например,
нем. singen и нем. sagen), что указывает на близость самых действий; более
древним можно считать речь или, вернее, нечто среднее между речью и пением.
Текст песни имел свои логические ударения, по которым и
располагался ритм, то есть метрические и логические ударения совпадали. Слабое
ощущение правильной ритмической последовательности получалось лишь в силу
повторяемости определенного количества «вольных метров» или ритмических единиц,
в параллельных стихах или, лучше, коленах. Такова древнейшая метрика стиха. В
эту эпоху текст доминирует ещё над музыкальными элементом. Уже в эту древнейшую
пору истории песни мог зародиться процесс выделения личного певца из хора.
Более музыкально и поэтически одаренные личности выделяются из круга хоровых
певцов-исполнителей, становятся запевалами (нем. Vorsinger), а хор, отступив на
второй план, спускается постепенно до положения музыкального орудия: он только
подпевает солисту. Оркестический элемент выходит отчасти из компетенции
запевалы и остается за хором.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.