От древней песни до нас дошли только скудные «disjecta
membra», на основе которых приходится реконструировать произведение. Количество
сохранившихся текстов, в сравнении с исчезнувшими бесследно, крайне ничтожно. Добытые
из них прямые сведения могут быть, однако, расширены и дополнены двояким
образом:
Путем сличения их с показаниями писателей, далеко, впрочем,
не щедрых на разъяснения более обстоятельного характера (там, где тексты не
сохранились вовсе, метод этот является часто основным в анализе той или другой
категории песен), и путем сличения
древних материалов с живой народной песней, сохраняющей множество старых
традиций. Обоими путями исследования — прямым и косвенным — и пользуется
поэтика. При их помощи удалось восстановить внутреннюю историю песни, по крайней
мере в основных чертах.
В отдаленнейшую эпоху песня была чужда тех идеальных
художественных задач, которые она преследует теперь. Составляя одну из самых
существенных сторон древнейшего обряда, она удовлетворяла на первых порах одной
лишь практической потребности; только с течением времени эстетический элемент
был выдвинут в ней на первый план, и песня обратилась в художественное
произведение. Обрядовый момент обусловил собой и внутреннее содержание, и форму
песни. Содержание их было религиозное, не всегда торжественное по характеру и
построению, что зависело от свойств воспеваемого момента (сродни: различный
характер греческих Дионисий). Мотивы древнейших песен были крайне несложны.
Так, некоторые священные гимны первобытнообщинных племён состоят всего из
двух-трёх фраз, беспрестанно повторяемых, с незначительными изменениями.
Простоте содержания соответствовала и несложность исполнения. Примитивную песню
пели обыкновенно хором. Искусства от исполнителей не требовалось никакого:
центр тяжести древнейшей песни лежал в её тексте, пока ещё очень простом.
Иногда в зависимости от содержания при усилении
диалектического момента, вместо одного хора выступало два — обстоятельство,
которое, впрочем, могло обуславливаться и тем, что в пении принимали участие
мужчины и женщины. Антифонизм, следовательно, мог и не зависеть от содержания
песни. Обе формы исполнения находят себе фактическое подтверждение в псалмах евреев,
в античных гименеях и т. п. Исполнение песни двумя хорами играет крайне важную
роль в построении самого её текста: этим исполнением объясняется явление
параллелизма — одного из основных принципов построения древней песни. Пели два
хора или полухора; второй отвечал первому синонимическим, метрически
построенным целым, захватывая при этом часть предыдущего колена. Параллелизм не
имел ритмического значения, которое ему иногда приписывается. Каждый член
построен ритмично; стало быть ритм здесь не в одних мыслях. Синонимизм
параллельных членов объясняется вообще слабым развитием поэтической
изобретательности. При исполнении песни не только второй хор примыкал к
первому, но и первый постоянно придерживался мысли, развитой в только что
пропетой параллельной паре колен. Запас идей и образов в древнейшей песне был
минимален. Описанный параллелизм встречается в песнях самого разнообразного
происхождения: он может быть найден у египтян, у индусов, у евреев, у
ассирийцев, у славян и других древних и новых народов. Это параллелизм
аналитический или номинальный, не имеющий ничего общего с
параллелизмом-сравнением, синтетическим или реальным, на котором построены,
например, многие тирольские Schnadahüpfl, итальянские ritornelli или
strambotti, греческие дистихи, испанские coblas или peteneras, литовские damas,
венецианско-фриульские vilotte, древнеиндийские четверостишия Hâla и т. д.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.