Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сибирская этническая музыка

  Все выпуски  

Сибирская этническая музыка - от архаики к традиции.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сначала - новости.
У этно-проекта "Буготак" вышел новый альбом "Сибирские сказки". В альбом вошло 12 трэков, общей продолжительностью звучания 46 минут. Это оригинальные композиции основанные на этническом музыкальном материале народов Сибири.
При обработке этого материала использованы минимальные аранжировочные приемы, на записи звучит много реальных живых этнических инструментов - комус, топшур, игиль, бубен, тростниковая флейта, дучэкэ, бубен, и др. Для голосового наполнения используются приемы традиционного, в т.ч. горлового пения - дзарин, каргыраа, хоомей, сыгыт и др. Все это придает диску очень аутентичное звучание, но грамотные аранжировки и сведение позволяют с интересом слушать композиции и современному слушателю - эта этническая музыка для всех, даже для тех, кто ее никогда не слушал.
Издание - коллекционное, с 12-страничным буклетом авторства Марии Дубровской (Якутск).
Этот диск можно купить в любой стране мира, а прослушать отрывки можно здесь или здесь.

Также приглашаю проголосовать за сайт Буготака на конкурсе этнических сайтов, организуемом "Сибтранстелекомом".

От архаики к традиции

Рано или поздно человек, извлекающий звуки из окружающего мира, начинает находить в них закономерности, проводить обобщения и какие-то свои классификации. Так уж получается. Звуковая культура, в отличие от музыки, не агрессивна, и поэтому долгое время люди получали лишь положительные эмоции от звукоизвлечения, которое постепенно усложнялось и принимало более современный вид.

Что касается высотности звука, после примитивных высотных пятен появились примитивные лады: олиготоника (набор близких по высоте нот), хазматоника (далеко расставленные по высоте звуки). Примитивные лады не имели жестко определенных интервалов между нотами, и исполнялись только голосом и в одиночку. Попросите спеть что-нибудь человека, не умеющего петь, и вы услышите типичную олигохазматонику, хотя и не представляющую какой-либо традиции.

Однако же на базе олигохазматоник традицию создать можно, и она была создана.
Акустическая традиция - это совокупность способов использования звуковой культуры, запоминаемых этносом из поколения в поколение и отличающихся друг от друга в рамках различных традиций или этносов. Традиция легко вычленяется даже посторонним человеком. Традиционны личные напевы, обрядовые песни и шаманские заговоры нганасан, традиционны и отделяемы друг от друга заговоры на козу, овцу, корову, благопожелания у теленгитов. Традиционна и игра на бревне-барабане во время медвежьего праздника у тунгусов.
Для традиции характерна преемственность во времени и продолжительность в этнопространстве: у соседних или родственных народов всегда можно найти продолжение одной и той же формы исполнения. Традиция, в отличие от архаики, имеет достаточно жесткую систему терминов у каждого народа.

Также четко отделяется от архаичной традиционная практика игры на инструментах, и впервую очередь, сами инструменты, которые в отличие от архаических требуют определенных навыков для своего изготовления, имеют каждый свое название и могут храниться достаточно долго.
Многие из таких инструментов приобрели сакральный смысл и табуированное использование (бубен, бревно-барабан, свистки из птичьей кости), другие же используются без каких-либо ограничений (ротовой лук, пищалки из тальника). Все вышеперечисленные акустические инструменты не имеют диатонического строя.

В традиции сибирских народов выделяют инструменты и вокальные стили присущие какому-либо народу (и существующие в различных вариациях) и т.н. уникаты - заимствованные из других культур, существующие в единичном виде и имеющие несмысловые для языка носителей традиции названия (например, китайская флейта лимби у бурят). При этом, хотя большинство инструментов овеществлено и активно используется, некоторые присутствуют только исторически в виде их названий в эпосах и других видах словесного творчества (например, инструмент сыбыскы в тувинском фольклоре или прямоугольный рамовый барабан табык у саха).

В архаике широко развито тембровое пение и звукоизвлечение на тембровых инструментах, а плотные, сжатые тембры склонны давать обертона. Обилие обертонов делает их слышимыми и разборчивыми, пригодными к отдельному воспроизведению другими способами. Первые, четные, наиболее слышимые гармоники образуют базовый музыкальный лад - пентатонику. Отсюда представляется закономерным, что первым музыкальным ладом в большинстве этнических культур является пентатоника (пример: гармоническая пентатоника от ми - E-G-A-B-D).

Пента-, диатонические лады хороши тем, что на их основе можно строить интервалы - двух-, трех- и более- голосие, которое будет звучать красиво, приемлемо для человеческого уха (обратно, наложения нечетных гармоник образуют диссонансы - низкочастотные биения). Пентатоника породила песенное искусство - ту традицию, которую современный человек уже в состоянии понять, и которая в настоящее время заняла большую нишу в культуре под именем world music. Очень показательны в этом отношении тувинские народные песни, исполняемые многими их коллективами - от Хунхуурту до Ят-хи. Все они - пентатонические. Более того, можно сделать однозначное суждение, что все тувинские песни, написанные в дорийском ладу, имеют гораздо более позднее происхождение (XX век, время заимствования имеющих диатонический строй гармошек).

В традиционной сибирской культуре пентатоника являлась единственным полифоническим ладом, а мажор и минор не зародились, но были привнесены в позднее время. Видимо, это уникальная ее черта, связанная с распространенностью варгана (хомуса) и обертонового (неправильно называемого горловым) пения. В европейской культуре диатоника развивалась, судя по общепринятым учебникам классической музыки, не зависимо от пентатонического расщепления гармоник, но через усовершенствование темперации. Китайская, закрепившаяся на флейтах лимби, пентатоника - это и не пентатоника вовсе. К тому же, оба этих лада (европейская диатоника - в досредневековье, т.е. нетемперированная, неравномерно темперированная) не опираются на октавное удвоение частоты базового тона. А в сибирской акустической культуре удвоение частоты основного ладового тона было закреплено изначально - в гармониках, которые просто не могут удваиваться дробно.

И наконец, раз уж я упомянул, о "горловом пении".
Безусловно, оно представляет собой южносибирский, в основном тувинский уникат, что особенно выражено в языковой культуре. Среднесибирское обертоновое пение дзарин, будучи гораздо более распространенным, не является тем не менее характеристикой способа звукоизвлечения как такового - оно обозначает некую смешанную стиле-манерно-песенную традицию. Обертоновое же пение имеет языковые термины, жестко привязанные к типу звукоизвлечения: каргыраа - это специфическое горлохрипение, сыгыт - специфический горлосвист у тувинцев. По периферии распространения обертонового пения, на Алтае, словоформа кай уже имеет смешанное значение - это не просто звук каргыраа, но в большей степени тип эпического повествования. То есть, к примеру, можно спеть "ой, мороз, мороз" с помощью каргыраа, но традиционно нельзя каем, потому что песня не эпическая, хотя способ звукоизвлечения один и тот же.
Еще больше отдаляется от привязки к звукоизвлечению алтайское понятие кожонг, кожонг вовсе не обязательно петь хоомеем, хотя он однозначно идентифицируется с последним.
Тувинское горловое пение заметно отмежевывается от другой музыки коренных сибирских народов. Считается, что оно пришло в Туву из Тибета, но было позже значительно изменено самими тувинцами. Кроме того, стили горлового пения сильно различаются у западных и восточных тувинцев, монголов и алтайцев, что говорит о ранней преемственности, но значительно более активном позднем, самостоятельном его совершенствовании у каждого из этих этносов.

Послушать экспедиционные записи традиционной акустической культуры тунгусо-манчжурских народов (с комментариями Ю.И. Шейкина) можно здесь. К сожалению, архив неполный и мне не удалось связаться с человеком, который его выкладывал.

Литература:

1. Шейкин Ю.И. - История музыкальной культуры народов Сибири - М., Наука, 2002
2. Анохин А. - Народное песенное и музыкальное творчество алтайцев, монголов и шорцев. 1908 скан., нерасп.
3. Мациевский И.В. Формирование системно-этнофонического метода в органологии. Л.,1983
4. Айзенштадт А.М. Песенная культура Эвенков. Красноярск, 1995

Искренне ваш,
Father Gorry


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.kai
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное