Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Магический джаз

  Все выпуски  

Магический джаз - Первые блюзовые исполнители


Первые записи родоначальников классического джаза - Кида Ори, Кинга Оливера, Луи Армстронга - были блюзами. Между прочим, некоторые из них (конечно, в более поздних записях; - «Блюз западной окраины», «Блюз жестяной крыши» и другие - были воспроизведены на пластинке Луи Армстронга, выпущен­ной в начале 70-х годов советской фирмой  «Мелодия».

Первой  певицей  блюзов,  которую записали на пластинку 1920 году, была Мамми Смит, и эта первая пластинка называлась  «Безумный блюз».

Но не ей, «матушке Смит», и не другой «матушке» - Ма Рейни - суждено было стать «императрицей блюзов», хотя Ма Рейни и называли «первой из великих и матерью всех осталь­ных».

«Императрицей блюзов» была провозглашена ученица Ма Рейни - несравненная Бесси Смит.

Они были чем-то похожи, первые исполнительницы блюзов: полные, крупные, с тяжелой копной черных волос. Блюзы срод­нили их как сестер. Но лучшей среди них навсегда осталась Бесси Смит.

Первые пластинки с ее голосом - величайшая редкость. Они были сделаны в середине 20-х годов и сразу разошлись, полу­чив огромную популярность. Рассказывали, что эти пластинки спасли от банкротства знаменитую фирму «Колумбия». Их оста­лось совсем мало.

Бесси Смит родилась в Чаттануге, в девять лет осиротела, нигде не училась, играла в ничтожных водевилях в маленьких театриках, и, поскольку голос ее был груб, ей давали иногда мужские роли. Играла она плохо… Потом в каком-то спектакле ей надо было что-то спеть. Она запела блюз…

И блюзы стали жизнью Бесси Смит.

Первым был записан на пластинку «Блюз раздавленного сердца». Потом она записала «Блюз ненастья», «Блюз наводне­ния», «Кладбищенский блюз», «Блюз безнадежной любви», «Блюз пустой постели»…

Блюзы Бесси Смит - не только вся ее жизнь, это и анто­логия негритянских блюзов вообще.

Вскоре трон «императрицы блюзов» вскоре заняла «леди Дэй» - Билли Холлидей, певица столь же огромного таланта и обая­ния.

Историки джаза считают, что ее значение уникально: Билли Холлидей сделала для джазовых песен то же, что Дюк Эллинг­тон сделал для джазовой оркестровой музыки: она соединила живой природный дар с утонченностью большого искусства.

В девять лет Билли Холлидей впервые услышала блюзы Бес­си Смит. Она вспоминала:

«Моя мать считала такую музыку греховной и избила бы меня, если б поймала в ту минуту, когда я это слушала.

Мать и я голодали. Отец бросил нас и женился на другой. Мать не могла найти работы. Я пыталась скоблить полы, но выдерживала недолго.

А годы шли…

Мы жили в Нью-Йорке…

Однажды было так холодно, и я была так голодна, что отпра­вилась по Седьмой авеню, куда глаза глядят, лишь бы найти хоть какую-то работу. В конце концов я застряла у «Лог-Кэбин клаб» Джерри Престона. У меня не было ни гроша, но я зака­зала джин (я не различала, где джин, где вино, это была моя первая выпивка в жизни).

 Статьи о джазе на сайте: Магический джаз


В избранное