Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Магический джаз

  Все выпуски  

Магический джаз - Рождение блюза


Среди избранного, вошедшего в лучшие альбомы Луи Арм­стронга, в «золотую классику» джаза, есть одна старая песня, которая называется  «Блэк энд блю».

…Глухо и тревожно бьют ударные. Всхлипывает кларнет. А труба пронзительным чистым голосом поет о чем-то своем, гневном и горестном. Потом песню трубы подхватывает хриплый голос. В голосе этом - отчаяние, стенание, горькое, как рабство, протест, вопль, обращенный к миру в надежде, что мир услышит и содрогнется:

«Блэк энд блю» можно перевести как «черный и печальный». «Блю» - слово, которое у американских негров в таком же ходу, как слово «блэк». «Блю» - «голубой», и «блю» - «пе­чаль», «тоска». Слово, скупое, как слеза. Слово, давшее родовое имя блюзам, песням этой исторгаемой из сердца, кричащей, хри­пящей, смеющейся, издевающейся печали, которая вдруг пред­стала во всей своей исповедальной наготе.

Негритянский поэт Ленгстон Хьюз замечал: «Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельно грустной музыки… Это потому, что в блюзах горечь не смягчена слезами, а, наобо­рот,  ожесточена смехом, абсурдным, противоречивым смехом».

Как говорил один слепой бродячий певец начала века, «блю­зы - наша месть». Если спиричуэлсы стали коллективным «социальным убежищем» негров, их духовной «крепостью», то блюзы превратились как бы в «личное подполье». В этих пес­нях-исповедях было все, что составляло жизнь и несчастье их творцов.

Обманутая любовь, разлука и страдания…

Все могло стать блюзом - и все становилось блюзом Были блюзы плантаций, ферм и доков, ночлежек и тюрем, рек и железных дорог. Блюзы, пропитанные потом, кровью, слезами блюзы в сельском рубище, в костюме на городской манер и в полосатом каторжном одеянии.

К 1890 году блюзы распространились по всей Америке но только несколько десятилетий спустя их стали изучать и записывать на грампластинки. К счастью еще живы были бродячие певцы, слышавшие старые блюзы в их первоначальном виде. Потом эти блюзы будут петь Биг Билл  Брунзи, Хадди Ледбеттер, Лайтнин Хопкинс, Джимми Рашинг, Джош Уайт и дру­гие в их первоначальном виде.

Не странно ли, что именно они, эти низкие, грубые, хриплые негритянские голоса, воззвавшие из глубинных недр Америки покорят мир и навечно останутся в грамзаписях, которые ныне столь же драгоценны, как редкие книги?

Не странно ли, что именно блюзы откроют величие и мощь этих голосов и станут, по выражению советских знатоков джаза В. Мысовского и В. Фейертага, «краеугольным камнем всего здания джаза»?

 Статьи о джазе на сайте: Магический джаз


В избранное