Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

4 главных инструмента сведения... и не только Панорама


   Открытый проект «4 инструмента сведения»

   Независимая студия S4kam

   Контакты: s4kam@yandex.ru        ICQ 457421239

   Для участия в проекте приглашаются все заинтересованные лица: желающие научиться и конечно же, желающие дать рекомендации и комментарии, профессиональные продюсеры и звукорежиссеры (вся информация от Вас будет строго именной с указанием ваших координат, что может послужить рекламой для Вашей студии, так что я думаю это взаимовыгодное сотрудничество не требующее от вас ресурсов).

   Самое главное, что преследуется в этом образовательном проекте – это разъяснение правил работы со звуком. Успешные звукоинженеры становятся продюсерами – спросите меня «почему ?». Потому что продвижение продукта в сфере Шоу-бизнеса любого уровня, напрямую упирается в качество «звука» (как показывает практика, дороговизна оборудования стоит вовсе не на первой ступени успеха). Вы можете сколько угодно кланяться в ноги редактору эфира на радио или арт-директору модного клуба, но единственное чего Вы добьетесь, так это узнаете, что Ваша музыка «неформат».

   «Неформат» в своей основе – это халтура, кустарная запись, непрофессиональная и более ничего, именно это они имеют в первую очередь, а не то, что Вы не талантливы или не интересны, это уже вопрос второй. Принесите тот же проект, сведенный «профессионалом», и разговор будет совсем другой.

   Прочитав свой первый выпуск, я понял, что некоторые слова могут быть непонятными для читателей, поэтому приведу маленький толковый словарик:

   «сгущение» - создание стерео из модификаций звука одного инструмента, возможно одновременно с «растягиваем».

   «растягивание» - задержка не заметная человеческому уху, менее 30 мк сек, очень эффективный инструмент для придания большего присутствия, лично я применяю ее для вокала.

   «пятно» - сигнал без панорамы, строго по центру.

   «натурально» - панорама с имитацией натурального построения инструментов, допустим, как располагаются музыканты на сцене.

   «сбалансировано» - панорама не натуральная, но гармоничная по расположению инструментов в каналах, они не конфликтуют между собой, количество их примерно одинаково на каждом уровне стереополя.

   «стереополе» - это расстояние от крайнего левого канала до крайнего правого, основные позиции на стереополе: крайне левый (-100%), середина левого (-50%), центр или «пятно» (0%), середина правого (+50%), крайне правый (+100%), это без учета громкости (если с громкостью, то количество позиций вырастет на порядок).

   «разряжён» - количество инструментов и/или нот в партиях достаточно мало.

   Продолжим разговор о панораме:

   Что же я подумал, если инструмент нельзя панорамировать каждую ноту в разный канал, то нужно стремиться сделать «пятно», но лучше выполнить «сгущение». Конкретно для гитары это будет выглядеть так:

   Снимаем звук чистой гитары, накладываем на нее эффект «дистошн» к примеру, и направляем в левый канал. Берем опять чистый звук, накладывая на него к примеру «Вау-вау» (вариаций множество, количество эффектов для гитары сегодня сотни) и направляем в правый, или наоборот. «Сгущение выполнено, чтобы получить оригинальный необходимый звук, крутим громкость на каждом канале (возможно изменить и панораму, не забывая, что можно сделать ее несимметричной, а это не всегда есть хорошо). Сразу оговорюсь, имитацию комбоусилителей используем программную (если нет, скачайте в Интернете).

   Струнные конечно можно пустить по всему стереополю, но я для себя предпочёл сделать их более «пятнистыми», а именно, крайние ноты партии струнных, я пускаю в канал не на 100% и -100% соответственно, а только на 50% и -50%, проще говоря делю на 2. Мощное стереофоническое воздействие остается, всё хорошо слышится, но не привлекает слишком большого внимания к струнным – действительно, ведь струнные у нас обычно являются только заполнением, а не солирующим инструментом. С другой стороны мой микс достаточно разрежен, поэтому если у вас более 10 треков в песне, Вы можете смело разводить струнные на полную.

   Натуральное панорамирование может быть, и натуральное, но в наши дни более привычно стало не располагать в миксе инструменты в точности так, как они расположены на сцене. Пространство между динамиками – не то же самое, что и живое шоу. Нужно использовать лучшие стороны возможностей. Так, большинство людей панорамируют какой-либо звук в то место, где он может быть услышан наиболее лучшим способом, вместо того, чтобы слышать это с того места, где пришлось встать музыканту. Таким образом, если мы рассуждаем о пространстве между динамиками, как о палитре, то панорамирование должно быть основано на «контроле толпы». Насколько близко члены «толпы» должны находиться друг к другу? Отстоять далеко, едва касаться, частично перекрываться или полностью накрывать друг друга?

   Вы можете панорамировать некоторые звуки настолько далеко друг от друга, насколько возможно, добиваясь полной ясности звучания. Это может соответствовать определенным музыкальным стилям, таким как акустический джаз, фольк. и bluegrass.

   С другой стороны, звуки могут микшироваться так, чтобы перекрывать друг друга, создавая «стену звука», более «связный» микс. Это обычно делается в heavy metall, alternative rock, new age.

   Кроме того, существует разница между тем, панорамируется ли микс широко… или не очень.

   Преимущество более широкой панорамы – в том, что она обеспечивает больше места между звуками, и это дает больше ясности. Недостаток – в меньшей «связности» звучания группы. Сдвигая границы звучания, мы создаем впечатление, что члены команды играют более «связно», вместе. Все это зависит от музыкального стиля и плотности микса.

   При использовании трех-мерных моделирующих процессоров (surround), у вас появляется еще больше места для размещения звука. Таким образом, возможности различного панорамирования и размещения еще более расширяются.

   Передвижения звука слева направо во время движения микса создает настолько интенсивное воздействие, что многие инженеры приберегают его для особых случаев.

   Существует несколько способов, с помощью которых звук может быть перемещен слева направо, и бесчисленное множество «шаблонов» движения. Во-первых, вы можете панорамировать звук на различных дистанциях – от коротких колебаний до полного перемещения от динамика к динамику.

   Также, вы можете менять панораму с различной скоростью, согласуясь с темпом песни, или кратно ему (в два раза быстрее, медленнее…).

   Изменение панорамы воздействует настолько интенсивно, что уводит внимание слушателя от самой песни. Тем не менее, если выполнять его умело, оно будет соответствовать музыке и выделять какой-либо инструмент. Если оно соответствует музыке, то это – великолепный эффект. Его часто использовал J. Hendrix, особенно в песне «Crosstown traffic». Led Zeppelin – в «Whole Lotta Love». Интенсивные движения панорамы стали довольно обычным делом в музыке техно и хип-хоп.

   Одной из самых интенсивных, забавных, и в то же время,  хаотичных вещей, которые вы можете сделать – это одновременное изменение панорамы нескольких инструментов различными способами. Такое интенсивное воздействие должно соответствовать исполняемому материалу и группе.

   Как видите, можно создавать различные эффекты с помощью ручек панорамы. Если вы следуете традициям, то эти эффекты почти незаметны, а если нет – то можно создавать довольно мощные воздействия на слушателя.

   Сбалансированный микс почти незаметен, а смещенный – становится как бы еще одной музыкальной частью песни. И, наконец, двигайте ручки панорамы во время звучания – если это соответствует песне.

   А на сегодня всё, удачи…


В избранное