Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

4 главных инструмента сведения... и не только Начало: Панорама


"Во первых строках своего письма", приглашаю всех присоединиться, кто хоть каким-то образом занимается записью, звукорежиссурой и продюсированием. Для того, чтобы не быть голословными будем давать ссылки на свой музыкальный продукт, пусть аудитория оценит. А после этого мы обсудим хорошие стороны продукта, зададим вопросы автору, как он этого добился. Выявим негативные стороны и докопаемся до истины, что же стало их причинами.

Ну да ладно, это всё впереди, а теперь начнем собственно рассылку:

Начало

Уровень воздействия музыкального продукта зависит от четырех инструментов в студии – громкости, эквалайзеров, панорамы и эффектов.

Можно сказать, что главным является громкость, но с ней более менее понятно, поэтому вернемся к ней в последующих выпусках.

Достаточно трудным и субъективным кажется положение эквализации среди студийных инструментов, но это тоже не так, об этом мы поговорим позже.

Но начинать с самого сложного, а именно эффектов у меня тоже желания нет.

Поэтому остановимся на самом интересном, с моей точки зрения - панораме.

Панорама

   Из своего опыта я знаю несколько видов негативного воздействия с помощью музыки: раздражение(когда большое количество высоких частот является в плохом и грязном миксе), утомляемость (когда много "мути" в районе 300 Гц), даже проблемы с желудком и не только :) (влияние супер басов). Но недавно я открыл для себя эффект неправильной постройки панорамы - тошнота, именно натуральная тошнота, уже после прослушивания 30 сек материала в стерео, это меня ошеломило. Значит вызываемые эмоции от музыки это не есть что-то субъективное и зависящее от личности, а определенно физиологическое.

   Наша первая задача выявить, как нужно ИДЕАЛЬНО строить панораму. Перейдём к теории, а от нее к практике:

   Существует три уровня воздействия, создаваемые изменением ручек панорамы микшера. Во-первых, звук воспринимается совершенно по-разному, в зависимости от того, где он расположен – слева или справа. Для некоторых музыкальных стилей традиционное размещение определенных инструментов совершенно строго определено. Панорамирование также основано на соотношении конкретных инструментов к панорамированию всех остальных инструментов в миксе. Но когда вы создаете шаблоны панорамирования, вы создаете гораздо более мощное музыкальное и эмоциональное воздействие. Например, микс, смещенный влево или вправо звучит совершенно по-другому, чем сбалансированный. И, наконец, вращая ручку панорамы во время звучания песни, вы можете создать воздействие, сравнимое с землятресением. Необычное панорамирование создает некую напряженность, которая может быть весьма кстати в некоторых случаях.

   По истории звукозаписи любопытно проследить, как понаромировалась ударная установка. The Beatles помещали вокал – в один динамик, и всю остальную группу – в другой. Это было, конечно же, ошибкой. Это означало, что два трека должны были микшироваться в моно, и требовало большого мастерства от инженеров мастеринга. Многие джазовые группы также помещали ударную установку целиком в один динамик. Очевидным преимуществом такого подхода было то, что оставалось много места для остальной группы. Очевидным недостатком – то, что сводилось на нет разделение отдельных частей ударной установки.

   Образ басгитары обычно панорамируется в середину, из-за своей величины, как и бочка. В джазе и подобных музыкальных стилях басгитару панорамируют немного в сторону. Кроме того, бас обычно панорамируют в сторону, если исполняется соло. В этом случае бас звучит гораздо ярче и выделеннее. Когда бас звучит тускло, имеет смысл оставить ему больше место, разместив его немного в стороне.

   Стало уже чем-то вроде закона размещать лидер-вокал в середине. Большинство посчитает вас большим «новатором», если вы сделаете иначе. Но это может быть приемлемым, например, в случае, если песня – о поведении, выходящем за обычные рамки. Если вокал записывается в стерео двумя микрофонами, даблтреком или с помощью временного эффекта, полученные треки распределяются равномерно налево и направо.

   Панорамирование бэквокала часто зависит от арранжировки вокала. Если есть только оди бэк-вокал, он редко панорамируется в центр, поскольку он встретит на пути основной вокал. Вы можете сместить его немного в ту или иную сторону, но это сделает микс разбалансированным. Обычно, единственный бэквокал записывается в стерео двумя микрофонами, даблтреком или с помошью временного эффекта. Затем он панорамируется в стерео – таким образом получается сбалансированный микс. Если есть два бэквокала, поющие в унисон, и вы размещаете их направо и налево, то в результате у вас получится «линия» бэквокалов. Если бэквокал состоит из нескольких гармонических частей, у вас не получится «вытянуть» их вместе. Чем больше различий в звучании голосов, создающих гармонию, тем меньше они будут смешиваться, оставаясь разделенными. Если один и тот же человек споет все партии, то они смешаются гораздо лучше. Бэквокалы обычно записываются в стерео, даблтреком или с помощью временного эффекта, и затем распределяются слева направо.

   Солирующий рояль почти всегда панорамируется в стерео слева направо. Басы панорамируются налево, а более тонкие струны – направо, потому что таково расположение клавиш. Забавно, что это довольно строгое правило во всем, что касается панорамы. Вам лучше застрелить пианиста, чем панорамировать высокие струны налево. Вам это может показаться странным, потому что, если вы стоите перед пианино, то высокие струны окажутся слева. Тем не менее, даже при живом исполнении, с использованием усиления звука, низы роялей панорамируются налево. В миксе, рояль панорамируется обычно в полное стерео, потому что так он звучит наилучшим образом, если есть место для стереообраза. Стереообраз занимает много места в миксе; как бы то ни было, в определенных музыкальных стилях, таких как кантри, даже при очень плотном миксе – пианино панорамируется полностью слева направо. Иногда его немного «вытягивают» или смещают немного в одну сторону, оставляя больше места для других звуков. В особенно плотных миксах пианино панорамируют в одно «пятно», оставляя место всему остальному миксу. Панорамирование также зависит от типа части исполняемой музыки. Если много длящихся долго аккордов, то следует панорамировать в полное стерео. Если много отрывистых нот – можно панорамировать в одно «пятно». Если у вас недостаточно треков, чтобы записать пианино в стерео, вы можете панорамировать пианино слева направо, в зависимости от того, какие ноты играет пианист – нижние или верхние. Если нижние – панорамируйте влево, если высокие – вправо. Дешевое стерео, но это работает.

   Панорамирование гитар основано на тех же правилах, что и для пианино и клавишных. Часто гитару помещают на каком-то особенном месте, основанном на размещении там чего-то еще: множественный контроль. Если вы хотите, чтобы гитара зазвучала более интересно или «пристутствующе» - попытайтесь сделать «сгущение» в стерео.

   Любопытно, что духовые и струнные почти всегда полностью распределены в стерео слева направо через все стереополе. Духовые и струнные могут быть записаны более чем одним микрофоном, сыграны дважды, или с помощью временного эффекта может быть получено стерео. Духовые и струнные могут не распределяться полностью в стерео (частичное стерео или моно) – если в миксе недостаточно места.

   Дилеи, флейнджеры, хорусы, фэйзеры, гармонайзеры и ревербы могут панорамироваться отдельно от звука инструмента, который их породил.

   Когда время дилея больше, чем 30 мсек., то он воспринимается как самостоятельный звук. Эта отдельная «сфера» располагается обычно там, где есть для нее место (контроль толпы). Чем дальше от оригинального сухого (dry) звука панорамируется дилей, тем более интенсивное воздействие создается. Как бы то ни было, эффектом можно легко испортить всю песню. Иногда довольно эффективным бывает панорамировать дилей вправо наверх от оригинального сигнала. Если время дилея меньше, чем 30 мсек., звук как бы «растягивается» между динамиков. Как обсуждалось выше, этот эффект называется «сгущение». Первичное применение «сгущения» - увеличение продолжительности звука. «Сгущение» редко применяется на коротко звучащих нотах (стокатто). В этом случае создается впечатление, что эти коротко длящиеся звуки занимают слишком много места. Если вы все же собираетесь использовать «сгущение» на таких коротких звуках, вы не должны панорамировать их слишком широко – разве что в пределах 11:00 – 01:00 (или около оригинального звука, если он сам панорамирован всторону). С другой стороны, звуки с большой длительностью (легато) часто панорамируются полностью в обе стороны со «сгущением».

   Как только сведены бас и ударные, вы должны расчитать, какие инструменты будут растянуты в стерео со «сгущением», а какие останутся одним «пятном». Этот расчет основывается на музыкальном стиле, количестве инструментов в миксе, и как звучит каждый инструмент – стокатто или легато. После того, как сделан микс, вы можете поменять свое решение и добавить или удалить «сгущение».

   Флейнджер, хорус, фазер. Так как эти эффекты основаны на коротком времени задержки, так же, как и «сгущение», то их панорама основывается на тех же самых критериях. Единственно отличие – в том, что эти эффекты гораздо более заметны, так что они не могут панорамироваться так же широко, как «сгущение».

   Реверб в большинстве случаев помещается в стерео, полностью налево и направо. Это имитирует натуральное звучание реверба в помещении – везде вокруг вас, как при живом исполнении. Особенно это часто используется при ревере на ударных. Конечно же, вы можете поместить реверб везде, где хотите. Например, можно поместить гитару в левый динамик, а реверб от нее – в правый. Также, довольно эффективно, помещать реверб поверх необработанного звука. Например, поместить клавиши вправо, и реверб от них – тоже вправо. Особенно интересным может быть использование звуков с коротким ревербом и загейтованным ревербом. Любое размещение индивидуальных инструментов, отличное от вышеописанных норм, может быть расценено, как «новаторское» и «необычное», в зависимости от вашего к этому отношения.

   Общий шаблон, созданный всеми установками панорамы, более важен для стиля микширования, чем каждое панорамирование индивидуального звука. Тип музыки очень сильно влияет на то, как панорамируется микс. И, опять таки, определенные музыкальные стили имеют строгие правила, а другие – нет. К тому же, детали песни, особенно плотность аранжировки, могут влиять на размещение – вправо или влево. Чаще всего, чем больше инструментов в миксе – тем шире панорама. Существует несколько различных точек зрения на типы шаблонов, которые могут быть созданы. Мы можем строить общую панораму «натурально», а также «сбалансировано» - или «смещено», т.е. используя «контроль толпы».

   До того, как было изобретено стерео, миксы делались таким образом, чтобы все звуки могли быть услышаны безо всякого панорамирования. Об этом нужно помнить всегда. В действительности, вы должны дважды проверить свой микс в моно, до того как использовать панорамирование для того, чтобы придать ясность звучанию. Кроме того, слушатели чаще всего сидят в неправильной позиции, чтобы слышать правильное стерео.

   Если мы представим себе пространство между динамиками, как звуковую палитру, мы можем помещать звуки слева направо, заполняя это пространство таким образом, чтобы все работало. Существует бесконечное количество структур микса, которое мы можем создать простым панорамированием. Как бы то ни было, иногда панорама соответствует размещению музыкантов на сцене или в студии. Иногда ударные панорамируются в точности так, как они размещены. Часто музыкальный стиль определяет «натуральность» панорамы. Например, вы можете делать практически все, что хотите – в хип-хопе или техно. В случае big band важно панорамировать все именно в соответствии с расположением оркестра на сцене. Акустический джаз тоже иногда панорамируют в соответствии с расположением музыкантов при живом исполнении.

   Инженеры часто располагают музыкантов в студии так же, как и на сцене, чтобы они себя лучше чувствовали. Например, группа народных инструментов камерного оркестра обычно располагается полукругом в студии, и точно так же панорамируется в миксе. Технически, трудно вообразить что-то лучшее – меньше шансов получить вычет фазы или взаимопроникновение для инструментов, расположенных в натуральном порядке. Это помогает создать иллюзию живого выступления.

   В классической музыке существует особенно строгое правило, чтобы инструменты панорамировались именно в том порядке, в каком они расположены на сцене. В действительности, существуют свои особенные правила в том, как располагать оркестр на сцене, чтобы все могли корректно его услышать.

   Возможно, одно из самых сильных воздействий, которое может быть создано с помощью шаблонов панорамы – это разница между сбалансированным (симметричным) миксом …и смещенным (асимметричным) миксом.

   Симметричные миксы создаются с целью симметричного, сбалансированного воздействия, в соответствии с типом песни, например, балладой, и т.п. В то время как несимметричные миксы, как правило передают нервный, несбалансированный характер песни. Микс часто делают сбалансированным или смещенным в каждом частотном диапазоне. Например, если вы делаете симметричный микс, вы можете поместить хай-хэт влево, а шейкер и акустическую гитару – вправо, чтобы создать баланс высоких частот. В диапазоне средних, вы можете поместить гитару – влево, а клавиши – вправо. В диапазоне низких – бочку и бас следует поместить в центре. 

   С другой стороны, если вы создаете смещенный микс, вы можете собрать все высоко звучащие инструменты – влево, а инструменты в среднем диапазоне – вправо. Затем, для особо ужасающего эффекта – развести бас и бочку в разные стороны. Так как указанный микс далек от обычного, он создаст некоторое напряжение. Как видите, возможности имеют предел, упирающийся в саму песню и то, что вы с ней хотите сделать. Создание сбалансированной части несимметричного микса может быть особенно эффективно, если оно к месту.

   Так что же получается на практике: в последней композиции я попробовал панорамировать каждую ноту гитарного рифа (благо гитара синтезированная, если кто знает, как такое сделать с натуральной гитарой очень просим поделиться опытом), всего в одну октаву. Каждую крайнюю ноту рифа я поместил в отдельный канал, E 5-й октавы в левый и Е 6-й октавы в правый соответственно. Вычислил примерную панораму для каждой ноты рифа - эффект ошеломляющий, даже мороз по коже пошёл. Но не учёл я одного, что риф этот достаточно плавно повышается по нотам. Когда же я решил воспользоваться данным методом для рифа, в котором каждая следующая нота была в разных каналах, то после второго прослушивания, я понял, что "новаторство" это хорошо, но не в этом случае, лучше пустить этот кусок одним "пятном" и спать спокойно. Эффект тошноты не покидал меня до конца дня - какая бы хорошая песня не была записана с такой панорамой, кроме срама и полного провала ей будет нечего ждать.

   Поэтому возникает вопрос, теоретические предпосылки панорамы известны, но как сделать только позитивное отношение к продукту с помощью панорамы.

   В конце ещё раз прошу всех присоединяться, задавать вопросы и что более важно отвечать. Информация это самое главное и ценное, что есть в нашем технократическом мире. Именно благодаря ей мы есть те, кто мы есть и без нее мы не можем развиваться, а значит жить.

 


В избранное