Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Импровизировать может каждый

  Все выпуски  

Импровизировать может каждый Импровизировать может каждый! Выпуск 10


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте все!

Письмо:

Вот прочитал письмецо в рассылке, решил, что тоже надо написать. 

Антон не прав, ты сам знаешь, но напишу ещё раз. Я давно уж играю, но на несчастье ужасно ленивый или, может, типа того... 

Вобщем, я как-то уже пытался учить всё, что ты сейчас пишешь, но  почему-то оно не шло дальше... :( Не занимался я в школе, про всё приходилось узнавать самому, так что интереса большого не возникло. (если ты учился в музыкалке, навено, помнишь, что сам думал о д/з ?). А сегодня я пообоещал себе, что прочту весь архив рассылки, скачал его, и обязательно, обязательно что-нить полезное приобрету (типа  опыта). Следуя твоим указаниям, хожу вот по дому, демонстрирую сосеядм свой прекрасный голос, вобщем, делаю успехи. А пишу с благодарностью, что вновь пробудил во мне тягу к музыке. Я надеюсь, что стану когда-нибудь пусть не крутым, но вполне полноценным музыкантом. 

Ваня 

ps чижык - rules! :) 

Спасибо, Ваня, за поддержку.

Я чувствую, что нужно дать некоторые пояснения. В моём ответе Антону (см. 9 выпуск рассылки) не было ни иронии, ни сарказма, ни, упаси боже, личных выпадов. Я действительно благодарен каждому, кто даст мне обоснованный отзыв об этой рассылке. Не зная реакции читателей, я не могу двигаться дальше.

Восьмой выпуск был посвящён не подбору "Чижика", а описанию упражнения по подбору мелодий на примере "Чижика". Для человека с наличием хоть какого-нибудь музыкального слуха (а людей без оного я просто не встречал) нет никакого фокуса в том, чтобы подобрать эту песню, как и другие, более сложные произведения. Почему же я на этом остановился настолько подробно?

Вспомним, как обычно люди (не музыканты) подбирают песни. Как правило человек наугад (интуитивно) нажимает клавишу фортепиано (дёргает струну и т. д.) и слушает - похоже или не похоже. То есть информация передаётся по цепочке:

  1. ИНСТРУМЕНТ - МОЗГ 

    Используя алгоритм, описанный в восьмом выпуске рассылки, вы включаете в работу голос. Цепочка становится такой:

     

  2. ГОЛОС - ИНСТРУМЕНТ - МОЗГ

Но ведь голос связан с мозгом намного теснее, чем инструмент. Считается, что если вы имеете практику (то есть голос вас слушается) и достаточно спокойны, то вы вполне способны без ошибок спеть знакомую мелодию. 

То есть голос и мозг в данном контексте - почти одно и то же. 

Получается, что в первом случае звук исходит из инструмента, а во втором - из вас.

Понимаете к чему я?

Музыка - внутри вас. Достаньте её оттуда.

Анализ же помогает увязать слух и логическое мышление. Вы запоминаете как звучат интервалы и одновременно изучаете их расположение на инструменте. В общем я абсолютно уверен в том, что если ежедневно подбирать на слух с последующим анализом какое-либо музыкальное произведение или его фрагмент вышеописанным способом, очень скоро вы поймёте, что мелодии типа "Чижика" вы играете с полтычка, да и всё остальное вам не кажется таким уж сложным.

И ещё одно. Очень хочется всего и сразу. Поэтому многие начинают снимать сразу самую сложную и виртуозную вещь, корпят над ней трое суток, потом несколько месяцев пытаются сыграть её один в один или хотя бы в том же темпе, что и оригинал. Тоже способ. Только не самый эффективный. Я настаиваю на том, что ключ к успеху - постепенность. Планку каждый раз нужно ставить выше. Но только чуть-чуть.  К мировому рекорду подбираться приходится по сантиметру.

Что касается предложений Антона, я их принимаю к сведению. Некоторые из них мне уже приходили в голову (прежде чем открыть рассылку я всё-таки немного думал о её содержании :)). Но...

Одна из заповедей музыканта гласит:

Не играй всё что знаешь в одном соло.

Так что всему своё время.

Ещё мне пришло письмо с вопросом о компьютерной программе, позволяющей менять темп (скорость воспроизведения звукового файла) без изменения высоты тона. 

Отвечаю: любой серьёзный аудиоредактор это может. 

Я пользуюсь двумя программами, в зависимости от настроения - Soundforge или Wavelab. В личном ответе я перепутал название функции, о которой идёт речь. На самом деле, в Soundforge она называется Time compress/expand, а в Wavelab - Time stretch. В Wavelab удобнее регулировать конечный темп, зато нет функции Preview. Эти программы мне нужны для съёма импровизаций, они позволяют закольцовывать выбранный кусок песни и прослушивать его до тех пор пока не разберётесь. Вышеуказанный эффект также часто применяется студентами для снятия скоростных пассажей. Хочу сказать вам по секрету, что известный в Питере джазовый преподаватель и гитарист Александр Игоревич Старостенко этого делать не рекомендует (прямо скажем, запрещает). Я его рекомендации на 100% не следую, хотя в целом считаю, что он прав. Хороший музыкант обладает способностью разбирать очень быстрые пассажи, не прибегая к техническим уловкам, и эту способность мы тоже будем развивать постепенно.

Продолжая компьютерную тему, скажу, что у меня на компьютере установлены также программы AudioCatalist, для сграбливания музыки, т. е. перевода её из формата CD в компьютерный формат. 

Для многодорожечной записи я использую Cakewalk, для записи нот - Sibelius

Совсем недавно открыл для себя заново программу Band-in-the-box, очень удобный инструмент для создания минусовок - просто вносите буквенно-цифровые обозначения аккордов гармонии, выбираете стиль по вкусу и готово! Можно отключить часть инструментов, чтобы отрепетировать аккомпанемент. Можно создавать свои стили, но для этого нужно разобраться в программе.

Если кто-то из читателей может поделиться своими секретами, милости прошу.

И продолжим разговор о блюзе маленьким отрывком из Джазового блокнота Джеми Эберсолда:

БЛЮЗОВЫЙ ЛАД И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ

Блюзовый лад (он же - блюзовая гамма) состоит из следующего: тоника, пониженная третья ступень, четвёртая ступень, повышенная четвёртая, пятая и пониженная седьмая ступени. Пример: 

ФА блюзовый лад: F, Ab, Bb, B, C, Eb, F

Играя блюз в си-бемоль используйте СИ-БЕМОЛЬ блюзовый лад: Bb, Db, Eb, E, F, Ab, Bb.

Блюзовый лад можно использовать для обыгрывания минорного аккорда, если он звучит 2, 4, 8, 16 тактов или дольше. Пример:

Если ре-минор звучит 8 тактов, можно использовать РЕ блюзовый лад: D, F, G, Ab, A, C, D

Играя в минорной тональности можно чередовать блюзовый и одноименный дорийский лады. Пример:

Если ре-минор звучит 8 тактов, можно играть в РЕ-МИНОРЕ (дорийском), можно играть в РЕ блюзовом ладу, можно чередовать тот и другой.

Блюзовый лад используют, чтобы добиться звучания, характеризуемого словами Funky, Bluesy , а также Down-Home или Earthy. Два последних означают "домашний", в значении "родной" и "приземлённый", что не совсем понятно русскому человеку, для нас родными являются другие песни - М. Б.

Ритм-энд-блюзовые и блюзовые исполнители  применяют блюзовый лад очень широко. Не загоните его в могилу чрезмерным употреблением! Экспериментируйте со всеми двенадцатью блюзовыми гаммами, применяйте их к различным типам аккордов. 

После того как вы освоитесь с блюзовой гаммой во всех двенадцати тональностях, попробуйте прибавить к ней несколько нот. Это добавит разнообразия. Пример в тональности "фа" (добавленные ноты подчёркнуты):

F, G, Ab, A, Bb, B, C, D, Eb, F

Эта гамма звучит странно, если играть её тупо вверх и вниз. Джазмены, обычно используют фрагменты или отдельные ноты этой гаммы вперемешку с фрагментами других гамм. Со временем вы захотите транспонировать эту гамму во все двенадцать тональностей, а пока выучите её в ФА и в СИ-БЕМОЛЬ.

На сегодня всё!

Успехов!

Максим Борейко

На письма отвечаю лично или через рассылку. Если не хотите, чтобы письмо было опубликовано, указывайте это в тексте письма.

 

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное