Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Импровизировать может каждый

  Все выпуски  

Импровизировать может каждый


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте все!

Приветствую новых подписчиков рассылки!

Вы практически не опоздали к началу. Это всего лишь восьмой выпуск рассылки "Импровизировать может каждый". Рекомендую не спеша прочитать архив рассылки. Если появятся вопросы, пишите.

В этом выпуске есть картинки. То есть, чтобы их увидеть, вы должны читать этот выпуск рассылки, находясь в режиме "он лайн". Если кто против картинок в рассылке, пишите

В случае каких-либо неполадок, картинки можно увидеть по адресу www.improvise.narod.ru

Подписчице этой рассылки Аннушке Блаженовой я обещал, что этот выпуск будет посвящён блюзу. Я сдержу это обещание в двух следующих выпусках, которые будут посвящены джазовому пониманию блюза. Надеюсь, никто не в обиде.

А в этот раз:

ЧИЖИК-ПЫЖИК И НАЧАЛА ГАРМОНИИ

Сегодня речь пойдёт об одном упражнении для тренировки слуха. Если вы помните, в одном из предыдущих выпусков рассылки говорилось об игре  несложных мелодий на слух от любой ноты. Я хотел бы остановиться на этом поподробнее, потому что это один из основных методов тренировки слуха. Плюс к тому, это даёт возможность досконально изучить свой инструмент. Так что этой возможностью ни в коем случае не стоит пренебрегать, что бы этому ни препятствовало (одна из отговорок, которыми оправдывают для себя своё бездействие начинающие - "это слишком просто").

Для примера возьмём народную песенку "Чижик-пыжик". Подберём её от какой-нибудь произвольно взятой ноты, скажем "ми". Я думаю, мелодию  все прекрасно помнят. Для начала нужно её спеть. Если вы не привыкли петь, лучше это делать в одиночестве, потому что петь придётся громко. Напевать "под нос" не стоит, пока вы не научитесь как следует управлять своим голосом. Спеть её  сначала можно в удобном для себя темпе, а затем в более медленном, задерживаясь подольше на каждой ноте и стараясь её запомнить. Когда вы будете уверены, что правильно спели все ноты (не забывайте себя слушать, для этого, правда, требуется некоторый навык), пора приступить к локализации этих нот на инструменте. Напомню, что это упражнение для начинающих. Для тех, кто занимался сольфеджио процесс существенно упростится, а людям с абсолютным слухом всё приведённое описание покажется излишним. Остальные, знайте - слух это навык, и он тренируется так же как и всё остальное.

Итак, вот что должно у вас получиться в нотной записи:

http://www.improvise.narod.ru/01.jpg

Обратите внимание, что я расставил значки аккордов над мелодией. Это одно из условий - гармонию надо обязательно себе представлять. Если её не удаётся "услышать" можно попробовать сделать это с помощью анализа мелодии. Чем чаще вы будете делать это упражнение, тем скорее вы научитесь "слышать" интервалы, аккорды, а возможно у вас выработается абсолютный слух. Тогда вам не составит труда точно повторять с первого раза только что услышанные мелодии, а значит вы приблизитесь к идеалу музыканта - играть музыку, звучащую внутри себя

Проанализируем же мелодию нашего примера. Первый такт - "ми" и "до", большая терция. Со всей очевидностью, в гармонии здесь аккорд "до мажор". Можно проверить этот факт, аккомпанируя себе на фоно или гитаре. Второй такт - нисходящее движение из трёх нот от ноты "фа". Зная тот факт, что песни мелодии которых нам кажутся простыми строятся по гармоническому принципу "тоника - субдоминанта - доминанта - тоника" (в дальнейшем T-S-D-T), я диагностировал здесь аккорд "фа мажор", который и является субдоминантой в тональности "до мажор". Хотя если вы хотите придать песне оттенок лёгкой грусти о легкомысленном поведении вышеупомянутого Пыжика, можно сыграть и "ре минор", это вполне соответствует мелодии (ноты "фа" и "ре" - терция и тоника аккорда "ре минор", "ми" приходится на слабую долю и работает как связка, проходящий тон). Третий такт - восходящее движение от первой к третьей ступени аккорда "соль мажор", и четвёртый - первая ступень аккорда "до мажор".

Начинающие музыканты часто большее внимание уделяют развитию навыков солирования и "отрываются от тылов". Наша цель - понимать, что мы играем и будем играть дальше, поэтому снимать гармонию нужно обязательно.

Здесь я хотел бы подчеркнуть, что если вы действительно хотите быть музыкантом, то без изучения нот, сольфеджио и гармонии вам не обойтись, а если вы ещё хотите быть лидером, полезным будет освоение "смежной специальности", ещё какого-нибудь инструмента, а лучше всех, которыми собираетесь руководить. Если вы не стремитесь к лидерству, сможете просто играть по нотам, и ваша ценность как музыканта сильно возрастёт.

Итак отвлечёмся от повествования о распространённости пьянства среди городского населения и поговорим о гармонии. Кто-то когда-то заметил, что для украшения мелодии можно применить многоголосие. Кто и когда неизвестно, поговаривают, что музыка древних греков была одноголосной. Впрочем этот факт я не проверял, так как я не знаю ни одного древнегреческого музыканта настолько близко, чтобы задавать подобные вопросы. Зато они придумали, точнее вычислили лады, в том числе мажорный и минорный.

Так получилось, что мажор обладает самым логичным и законченным звучанием в восприятии человека, воспитанного в духе евроцентризма (как я или почти я ). 

Довольно скоро заметили (может быть в средние века или раньше), что для украшения мелодии наиболее благозвучным интервалом является терция (большая или малая), то есть две ноты гаммы взятые через одну. Если взять две терции подряд, получится трезвучие - аккорд, отличающийся, что называется, полнотой звучания. Трезвучие может быть мажорным, минорным, уменьшенным или увеличенным. Построим трезвучия на ступенях мажорной гаммы. Вот, что получится:

http://www.improvise.narod.ru/02.jpg

Как видим, на первой (тонике, самому устойчивому звуку гаммы), четвёртой и пятой ступенях получились мажорные аккорды, на второй, третьей и шестой - минорные, и один уменьшенный аккорд - на седьмой ступени.

Напряжение, необходимое для того чтобы музыку было интересно слушать, можно создавать за счёт движения от четвёртой к пятой ступени. Эти ступени и называют субдоминантой и доминантой. В до мажоре это аккорды "фа мажор" и "соль мажор". Это движение, как я уже говорил, часто встречается в простых, народных песнях.

Сыграем  последовательность T-S-D-T в тональности "до мажор". На фортепиано это можно сделать так:

http://www.improvise.narod.ru/03.jpg

Сыграли? Ничего не напоминает?

В минорной тональности первая, четвёртая и пятая ступень приходятся на минорные аккорды. Например в ля миноре (белые клавиши фортепиано от "ля" до "ля") это "ля минор", "ре минор" и "ми минор". Большинство русских народных песен написано в так называемом гармоническом миноре, с мажорным аккордом на пятой ступени (доминанте). Это означает, что в мелодии может появиться повышенная седьмая ступень ("соль диез", если мы говорим о ля миноре). Существует ещё и мелодический минор. Этот термин означает повышенную шестую и седьмую ступень при движении мелодии вверх.

Для "закрепления материала" есть хорошее упражнение:

Построить от всех двенадцати нот хроматической гаммы мажорный и минорный лады. Сначала на бумаге, затем на инструменте. Можно подряд или в произвольном порядке, в зависимости от того, как вам проще. Помните основополагающий принцип любого обучения: "от простого к сложному". Начинайте с простого, но не задерживайтесь на нём слишком долго, а постепенно переходите к сложному.

Последовательность интервалов мажора: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Натурального минора: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Если вы одновременно с игрой гамм будете их петь, вы быстрее привыкнете к их звучанию, научитесь различать интервалы и фрагменты гамм, то есть ускорите развитие своего слуха.

Рекомендую также приобрести какие-нибудь учебники по элементарной теории музыки и гармонии. О многих вопросах, затронутых сегодня вскользь, там говорится более подробно.

Если вам понятно и не вызывает сложностей всё вышеизложенное, не забывайте выполнять несложное упражнение, рассмотренное в начале этой статьи. Если нет - задавайте вопросы.

Успехов!

Максим Борейко


ЮМОР

Перед экзаменом по теории в музыкальном училище сидят два студента класса гитары эстрадного отделения. Один другого спрашивает:

- Слушай, я чего-то забыл, какая в "фа" субдоминанта?

Второй на него смотрит:

- Ты что, с ума сошёл? "Фа" - это и есть субдоминанта!

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное