Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Импровизировать может каждый

  Все выпуски  

Импровизировать может каждый СЕМЕЙСТВО ДОМИНАНТНЫХ ГАММ


Информационный Канал Subscribe.Ru


СЕМЕЙСТВО ДОМИНАНТНЫХ ГАММ

Сегодня мы поговорим о разновидностях доминантных гамм. А точнее, о гаммах которыми можно обыграть доминантсептаккорд. Терция и септима (третья и седьмая ступени) - главные ноты в любой гамме и аккорде. Они указывают слушателю на качество (мажор/минор) и обозначают гармоническое движение. Терция говорит о том мажор это или минор. Септима определяет устойчивость (не тяготеет к переходу на другой аккорд) или неустойчивость звука (необходимо разрешение в устойчивый аккорд). Доминанта (пятая ступень) как правило разрешается в аккорд на чистую кварту выше (C7 разрешится в F, F7 или F-).Считаем, что тоника нам известна, иначе мы не смогли бы идентифицировать звук.

Любой из нижеприведённых гамм можно обыграть доминантсептаккорд который разрешается в аккорд, тоника которого лежит на чистую кварту (пять полутонов) выше тоники данного доминантсептаккорда.

ПРИМЕР: || C7 | C7 | F | F | Ab7 | Ab7 | Db- | Db- ||

В следующих гаммах альтерированные тоны выделены жирным. Они обычно разрешаются полутоновым движением в тон гаммы или аккорда. Это называется чередование напряжения и покоя. На этом держится музыка. Терции и септимы подчёркнуты.

ГАММЫ

1. ДОМИНАНТНАЯ = C7 = C D E F G A Bb C

Основное доминантное звучание. Аккуратней обращайтесь с четвёртой ступенью. Используйте её как проходящий звук.

2. БЕБОПОВАЯ = C7 = C D E F G A Bb B C

Играйте си-бекар как проходящую ноту. Она должна всегда приходиться на слабую долю, и ни в коем случае не на сильную.

3. ЛИДИЙСКАЯ = C7#4 = C D E F# G A Bb C

#4 - это была/есть любимая нота. Её называли b5.

4. ЦЕЛОТОННАЯ = C7+ = C D E F# G# Bb C

Гамма из шести нот. Эта симметричная гамма часто используется в музыке для мультфильмов, а также Дебюсси и Равелем. Содержит #4 и #5.

5. УМЕНЬШЕННАЯ = C7b9 = C Db D# E F# G A Bb C

Эта гамма состоит из 8 различных тонов. Она симметрична и также используется в музыке для мультиков. Мастером этого звучания является Майкл Брекер. Содержит b9, #9 и #4.

6. УМЕНЬШЕННО-ЦЕЛОТОННАЯ = C7+9 = C Db D# E F# G# Bb C

Содержит четыре альтерированных звука, что помогает создать напряжение. Это b9. #9, #4 и #5.

7. ИСПАНСКАЯ или ЕВРЕЙСКАЯ = C7(b9) = C Db E F G Ab Bb

Используется при игре в минорном ключе. Данный пример совпадает с фа гармоническим минором. Содержит b9 и b6.

8. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА = C7 = C C# D D# E F F# G G# A A# B C

Это наш музыкальный алфавит.

Каждый раз при появлении доминантсептаккорда экспериментируйте с этими гаммами. Адекватное их использование - часть того, что делает джазовую музыку такой привлекательной. Бесконечное разнообразие в руках мастера творит прекрасную музыку. Не стесняйтесь пробовать разные звучания. Возможно вам понадобится какое-то время, чтобы привыкнуть к звуку и аппликатурам этих гамм.

Спросите меня, откуда я это знаю.

Отвечу: прочитал в книге. А сейчас проверяю на практике.

Успехов!

 

Максим Борейко

 

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное