Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Импровизировать может каждый

  Все выпуски  

Импровизировать может каждый


Информационный Канал Subscribe.Ru


Всех с наступающим новым годом!

Желаю всем серьёзно продвинуться в своих начинаниях в новом году. И особенно в искусстве импровизации.

Импровизация – самый естественный способ заниматься музыкой. Задолго до изобретения печатного станка люди играли на всевозможных музыкальных инструментах, и каждый был творцом. Спустя столетия умение импровизировать на музыкальных инструментах постепенно уступило место умению читать с листа. В двадцатом веке традицию импровизации сохранили джазовые музыканты.

Современные джазмены не похожи на джазменов 30-х, 40-х или 50-х. Джазовое образование, звукозаписывающая индустрия, видео, джазовые фестивали делают музыку доступной огромному числу людей, что позволяет пробовать свои силы практически каждому, кто этого хочет.

Долгие годы миф о том, что «это либо дано, либо нет» превалировал в музыкальных кругах во всём мире. Если Вы хотели играть джаз, Вы должны были родиться в музыкальной семье или, по счастливому стечению обстоятельств, в ранние годы попасть в соответствующее окружение, чтобы впитать в себя информацию и развить музыкальный слух. Тогда Вы смогли бы звучать как джазмен.       

Время показало, что эти, некогда очень популярные идеи не соответствуют истине. Они никогда не были верны, но многие музыканты верили им, что и позволило этой точке зрения просуществовать так долго. Но в какой-то момент люди, не имевшие музыкальных корней и джазового окружения, начинали играть джаз и играли его хорошо. И  тем, кто мог это видеть, приходилось переосмысливать положение вещей, пытаясь понять, что происходит, когда кто-либо играет неплохое соло на стандартную последовательность аккордов. Такую как Green Dolphin Street, Confirmation или блюз.

Вот несколько элементов, которые делают человека хорошим солистом/импровизатором:

1.      Желание импровизировать.

2.      Серьёзное прослушивание джаза, в записи или на концертах.

3.      Методика занятий – чем и как заниматься!

4.      Наличие ритм-секции для занятий и репетиций (живая группа или фонограмма «минус один»).

5.      Самоуважение, дисциплина, настойчивость.

Когда я был тинэйджером, я не знал, смогу ли я когда-нибудь играть на своём инструменте мелодии, которые слышал у себя в голове. Некому было научить меня джазу, и я слушал радио или пластинки и пытался снять идеи великих джазменов, таких как Коулмен Хокинс, Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Сонни Ститт, Сонни Роллинз и многие другие. Если мне придётся начать всё сначала, вот чем я займусь:

Я начну с того, что сыграю на своём инструменте какую-нибудь простую мелодию, например Happy Birthday; Twinkle, Twinkle Little Star или Row, Row, Row Your Boat. Я выберу ноту в среднем регистре, скажем G# и начну мелодию с неё. Когда я наконец один раз сыграю её правильно, я сыграю ту же песню от другой ноты, к примеру, Eb.

Проделывайте это снова и снова, начиная с разных нот до тех пор, пока не будете играть мелодию без ошибок от любой ноты. Затем возьмите другую мелодию и упражняйтесь до тех пор, пока не сможете сыграть её от любой из 12-ти нот хроматической гаммы. Это превосходный способ заставить Ваше сознание и пальцы работать вместе, воспроизводя звуки, которые Вы слышите внутри. Это сокращает дистанцию между мыслью и пальцами.

Джазовые музыканты всегда играли музыку души – то, что они слышат внутри. Они не какие-то особенные люди, с рождения одарённые больше других. Просто у них было больше желания и дисциплины чем у остальных. Их способность слышать музыку внутри себя и затем играть её является результатом практики.

Если Вы чувствуете недостаток идей, слушайте других музыкантов. Удовольствие от прослушивания музыки в паре с Вашим воображением приведут Вас к свежим музыкальным мыслям. Ответ на любой музыкальный вопрос может быть найден на записях. Вот почему слушать музыку так важно для начинающего импровизатора.

Обычно импровизировать начинают с блюза в Bb или F и таких песен как Satin Doll, Maiden Voyage или Summertime. Подобные темы не содержат сложных ритмов и трудных гармоний. Это даёт возможность лучше их прочувствовать и относительно облегчает импровизацию.

Вот несколько упражнений, которыми, так или иначе, занимался любой профессиональный джазовый музыкант. Играйте их на гармонию любой темы, с которой работаете. Делайте это, прежде чем начать импровизировать.

1.      Играйте первые 5 нот звукоряда каждого аккорда.

2.      Играйте трезвучия (1-ю, 3-ю и 5-ю ступень).

3.      Играйте гамму целиком от тоники (1-й ступени) до 9-й вверх и вниз.

4.      Играйте септаккорд вверх и вниз (1, 3, 5, 7, 5, 3, 1).

5.      Играйте нонаккорд вверх и вниз (1, 3, 5, 7, 9, 7, 5, 3,1).

6.      Играйте гамму вверх до 9-й ступени и возвращайтесь вниз по ступеням аккорда.

7.      Играйте нонаккорд вверх и возвращайтесь вниз по гамме.

8.      Играйте гамму терциями вверх и вниз.

Однажды я слышал, как подобным образом перед концертом разогревался трубач Вуди Шоу. Я удивился, потому что думал, что этим занимаются только начинающие. Поразмыслив, я понял, что это самый рациональный путь освоить новую тему. Подобным образом Вы подготавливаете своё сознание и пальцы к гармонии, на которую будете импровизировать, когда придёт Ваша очередь. Это придаёт смысл импровизации.

Вы должны быть в состоянии выполнить эти упражнения на аккордовую последовательность каждой темы, на которую Вы собираетесь импровизировать. На какое-то время это должно стать для Вас стандартной практикой. Знайте гармонии того, что играете. Учите их наизусть. Знание мелодии, гармонии и звукорядов аккордов даёт свободу воображению.

Это был отрывок из Джазового блокнота Джеми Эберсолда.

Позволю себе слегка конкретизировать. Когда отойдёте от празднованияJ, Вам предлагается следующее:

1.       Выбрать несложную тему для занятий (именно несложную, это важно)

2.       Выписать её гармонию на бумаге, держать эту бумажку на виду.

3.       Выписать звукоряды аккордов в порядке их появления

4.       Записать аккомпанемент на звуковоспроизводящий прибор (магнитофон, компьютер) в удобном для вас темпе.

5.       Проработать тему по приведённой выше системе. Упражняться нужно без напряжения, играя гаммы и арпеджио так, словно вы импровизируете.

6.       Тем, у кого во время игры рот свободен J, обязательно петь в унисон (или в октаву) с инструментом.

7.       Не забывать играть на слух.

8.       Подбирать простые мелодии (типа «Чижик-пыжик») от любой ноты.

Эти задания не на один день или даже месяц. Поэтому не торопитесь. Но и откладывать с началом занятий не стоит.

В качестве примера простой темы рекомендую взять блюз в тональностях «фа» и «си-бемоль». Гармонии такие:

Bb:       / Bb7 / Eb7 / Bb7 / Bb7 /Eb7 / Eb7 / Bb7 / Bb7 / C- / F7 / Bb7 / F7 /

F:         / F7 / Bb7 / F7 / F7 / Bb7 / Bb7 / F7 / F7 / G- / C7 / F7 / C7 /

Как вы заметили, почти все аккорды являются доминантовыми. Им соответствует мажорная гамма с пониженной седьмой ступенью (к примеру, в до-мажоре си превращается в си-бемоль). В девятом такте встречается минорный септаккорд, обозначенный значком «минус». В западной музыке его принято обыгрывать дорийским минором (а не натуральным как в русской). Дорийский минор – звукоряд, построенный на второй ступени мажорной гаммы, он же натуральный минор с повышенной шестой ступенью. Не сильно запутал? J

Если у вас нет джазовой ритм-секции, которая записала бы для вас нужный аккомпанемент, придётся сделать это самому, играя гармонию ровными четвертями на фоно или гитаре.

Те, кто знаком с блюзовой гаммой, заметят, что она прекрасно ложится на всю гармонию блюза. Но злоупотреблять ей не стоит. Для нашей цели это не подходит. Подробнее о ней поговорим позже.

На сегодня всё! Успехов в новом году!

 

Максим Борейко

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное