Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Импровизировать может каждый

  Все выпуски  

Импровизировать может каждый


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

Здравствуйте все!

Это второй выпуск рассылки "Импровизировать может каждый". Как и первый, он является вводным. Он содержит перевод статьи Джеми Эберсолда, которая в оригинале называется VALUABLE JAZZ INFORMATION. Права на перевод мои :). В ближайших планах создание сайта в поддержку рассылки и выход на широкую аудиторию. Эта статья как и первая взята из бесплатного сборника Jazz Handbook. Оригинал ищите по адресу www.jazzbooks.com. Из текста я убрал рекламу недоступных в России услуг:

Основные элементы музыки это ГАРМОНИЯ, МЕЛОДИЯ и РИТМ. Назначение джазового образования – дать необходимую основу импровизации. Джазовый музыкант играет мелодии, которые сочиняет непосредственно перед исполнением их на музыкальном инструменте. В отличие от обычного композитора у импровизатора  нет стирательной резинки, чтобы исправить ошибку. Нужно долго и серьёзно упражняться, чтобы сделать своё тело и душу надёжными проводниками идей, возникающих в голове.

ЦЕЛЬ каждого джазового музыканта – петь или играть на своём инструменте то, что звучит у него внутри. Игра гамм, арпеджио, упражнений во всех тональностях повысит гибкость ума, что поможет выпустить на свободу идеи, запертые в голове. Попытайтесь сыграть то, что Вы мысленно СЛЫШИТЕ! На практике это значит: пропойте короткую мелодию мысленно или голосом и затем сыграйте то же самое на инструменте. Этот метод использует джазовый музыкант во время импровизации.

Занятия требуют дисциплины. Необходимо установить порядок занятия. Импровизация должна стать частью ежедневной практики. Воспроизводите всё, что играет в голове. Это может быть что-то из телевизора, радио, что-то, что Вы напеваете себе под нос. Это форма Тренировки слуха. Вы тренируете свой внутренний слух немедленно нацеливать Ваши руки на ноты, которые звучат в мозгу. Постепенно тренируйте свой слух по настоящему СЛЫШАТЬ музыку и все её составляющие, от которых зависит конечный результат. Слушайте внимательно каждого, кто играет джаз или просто импровизирует. Можно многое почерпнуть как из живых выступлений, так и из записей. Начните коллекционировать записи, слушайте всё, что записано за последние 70 лет.

Мнение о том, что умение импровизировать «либо дано, либо нет» - не более чем миф выросший из неграмотности, неспособности или нежелания тех, кто умеет играть передавать свои навыки другим - тем, кто думает, что этому нельзя научиться.

Автор ВСЕХ музыкальных идей – Сознание. Обычно голосом (пением) можно точнее, чем на инструменте (на саксофоне, трубе и т. д.) воспроизвести высоту и длительность звука, нюансы звукоизвлечения того, что слышит сознание. Так как выбранный нами инструмент является для нас предметом изучения, он в меньшей степени способен воспроизводить музыкальные идеи нашего сознания. Это поддерживает тезис о том, что музыкант, лучше подготовленный технически стоит ближе к тому, чтобы воспроизводить свои мысли на инструменте.

Одна из причин того, что мастера джаза звучат иначе чем Вы это то, что у них в распоряжении есть очень много средств (гаммы, аккорды, паттерны, фразы). «Перечень ладов» поможет Вам открыть новый звук. Выполняя предложенные упражнения  Вы заложите хороший фундамент умения играть в любом стиле.

«Джаз это свобода», сказал Телониус Монк.  Мы часто упускаем возможность воспользоваться мерилом роста и свободы нашего музыкального выражения. Игра джазовых грандов вдохновляет и развивает. Держите у себя в голове: упражнения, паттерны, фразы, гаммы и аккорды должны вести к большей творческой выразительности, а не к скуке.

Как начать импровизировать? Многие начинают, играя на слух (позволяя внутреннему слуху вести себя в выборе нот и ритма). Это стрельба наудачу, многие музыканты пользовались таким методом (до 1965 года) для обучения своему искусству. Этот метод развивает слух и является исключительно полезным. Нужно играть на слух каждый день. Чем быстрее Вы натренируете свой слух различать ноты, тем быстрее он поможет Вам делать музыку. Используя слух и знание необходимых ладов и аккордов, Вы будете импровизировать более уверенно.

Важно: не останавливайтесь, снова и снова играя упражнения и не пытаясь импровизировать. Не становитесь тем, кто прекрасно исполняет упражнения, но откладывает на потом реализацию своей творческой энергии. Делайте это сейчас – импровизируйте! Даже если Вы используете всего пару нот лада, начните с этого. Начните! Не откладывайте на завтра или на то время, когда Вы лучше освоите тональность. Делайте это сейчас! Длинное путешествие начинается с одного шага. Сегодня первый день остатка Вашей жизни. Длинная фраза начинается с одной ноты.

Вы не станете звучать скучно и монотонно потому, что играете гаммы, паттерны, аккорды и упражнения. Однако и великим музыкантом так тоже не станешь. Упражнения - это ещё не всё. Более чем на других составляющих, джазовая традиция основана на слушании. Прослушивание записей джазовой музыки должно быть частью ежедневной рутины каждого музыканта. Это не только развлечение, из них можно почерпнуть немало идей  и использовать их в собственных соло. Записи содержат ответы на многие Ваши вопросы.

Иметь хороший слух означает способность слышать тонику звучащего аккорда или тональности; способность слышать качество аккорда или тональности – мажор, минор (вид минора), пентатоника, уменьшенный, целотонный и т. д.; это означает способность определить какая ступень аккорда или тональности звучит в любом месте соло – ''это 4-я ступень разрешается в 6-ю и затем в 5-ю''; это означает слышать пианино, бас, солиста, ударные и т. д. всех вместе и каждого в отдельности.

Существует много уровней восприятия. Некоторые просто слышат. Другие действительно слышат. А кто-то, кажется, может расслышать и идентифицировать почти всё что сыграно. Такие люди могут пропеть или сыграть целые куски соло после того как один раз его услышат. Как у них получается слышать в то время как мы не можем определить ни тоники, ни тональности, ни наклонения, ни размера? Они хорошо поработали, идентифицируя всевозможные звуки, которые слышали изо дня в день. Они находят время перекладывать на свой инструмент то что слышат. Они тратят время и силы на то чтобы проанализировать это с точки зрения мелодии, гармонии и ритма. Небольшой хроматический камертон – полезная вещь, для того чтобы определять высоту звука, когда под рукой нет пианино или другого инструмента. Можно носить его с собой и тренировать слух на ходу. Никто не знает и не может себе представить количество труда вложенного каждым джазменом в своё ремесло/искусство.

Рекомендации к занятиям:

  1. Играйте с хорошим звуком/тоном. Духовые инструменты – поддерживайте звук, не играйте стаккато.

  2. Фразы должны звучать естественно; даже если Вы играете гаммы и упражнения.

  3. Пойте про себя упражнения, гаммы, паттерны когда играете их.

  4. Если упражнение трудно для Вас, играйте медленнее. Затем постепенно повышайте темп.

  5. Слушайте каждую сыгранную Вами ноту. Сравнивайте замысел и реализацию.

  6. Будьте терпеливы. Вы не первый, кто делает ошибки.

  7. Используйте джазовую артикуляцию, играя гаммы, упражнения и аккорды.

  8. Импровизируйте понемногу каждый день. Это действительно Вы. Играйте то что, слышите у себя в голове.

  9. Сделайте привычкой упражняться во всех двенадцати тональностях.

  10. Выучите блюз в тональностях Bb и F.

  11. Запоминайте всё что возможно. Знайте, что хотите сыграть.

Если бы все мы ждали, пока станем совершенными музыкантами, прежде чем взяться за инструмент, в мире не было бы музыки. Играйте на лучшем инструменте, который можете себе позволить, занимайтесь с лучшими преподавателями - теми, кто станет Вашим проводником в джазе и других музыкальных жанрах.

 

Включите своё воображение! Экспериментируйте и рискуйте!

Вы достойны творить! Работайте над собой.

 

 

Успехов!

Максим Борейко

 

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное