«Лучший
Подарок». Метафизический опыт мелодекламации
14. 09. 2005
Мелодекламация - чтение текста с музыкальным
сопровождением – обрела новое дыхание в последние
годы и стала чрезвычайно модной в определенных
кругах богемной интеллигенции. Многие поэты и
прозаики вдруг осознали, что слушатели готовы
воспринимать их алхимические тексты только в том
случае, если они соединены с привычной уху
музыкальной составляющей.
Интереснейшие опыты с мелодекламацией
демонстрирует нынче поэт Дмитрий Воденников; поэт
и прозаик Александр Дельфинов известен
оригинальными опусами «Rhythm-n-Poetry».
Тем интереснее и свежее слушается новый подход
к чтению прозаического текста, осуществленный в
проекте
«Лучший Подарок». Автор, имя которого
тщательно скрывается, соединил в своем дебютном
альбоме напряженный грохочущий нойз с нарочито
ровным и бесстрастным голосом чтеца. Перед
слушателями предстает удивительный сплав
атмосферного дарк-эмбиента и ровного текста –
историй любви и историй смерти.
В отличие от распространившейся по странам и
континентам «читки рэпа», в отличие от элитарного
европейского речитатива немецкой дивы Лидии Ланч,
голос на пластинке
«Лучший Подарок» не навязывает слушателю своих
оценок и эмоций. Чтец сообщает нам информацию и
только. Есть факты и события от первого лица, есть
признания лирического героя от третьего лица.
Создается вязь переживаний и поступков: «Он
подумал», «Я схватился за голову»… Тем временем
тревожный музыкальный фон придает слову
драматургическую динамику и эмоциональный
контекст. Гулкие звуки баса сотрясают, и вызывают
буквально физическое ощущение неуютности.
Прифузованные гитары жонглируют минорными
аккордами, и выжимают из слушателя воспоминания о
парализующе-беспощадном саундтреке к «Мертвецу» с
упрямой гитарой Нила Янга.
Магический реализм текстов «Подарка» требуют
именно такого энергичного фона, помогающего нашему
лирическому герою решить множественные
метафизические проблемы. Он пересаживает сердце
постаревшего фашиста в молодое тело русского парня
(трек 11), ищет имя подруги на памятной стелле в
списке павших (трек 1), участвует в дуэли с
любовником собственной жены (трек 2), спорит с
демоном в вагоне метро (трек 4) и соотносит свое
пребывание в дУше с душОй себя-младенца (трек 7).
Тем не менее, одиночество лирического героя
абсолютно и непререкаемо, вне зависимости от
количества окружающих его персонажей.
Слушатель невольно ощущает себя то актером,
играющим ту или иную роль, то участником
загадочной игры под названием «Лучший Подарок». А
что еще наша жизнь, как не игра!
Вадим ПОНОМАРЕВ,
NEWSmusic.ru