Александр
Шульгин - "Представление". Взгляды и представления
06. 09. 2005
Новый альбом Александра Шульгина «Представление»
производит двойственное впечатление. Вспоминая последние
интервью с композитором-отшельником, неизбежно
настраиваешься перед прослушиванием на
лирическо-философский лад. Однако ничего такого на
пластинке в помине нет!
Есть очень энергичная, вся на эмоциях и переживаниях,
задиристая и даже хулиганистая музыка. Песни под отлично
прописанную гитару требуют к себе внимательного,
вдумчивого отношения. И вступают в бой со слушателем, не
утруждаясь предварительной рекогносцировкой или же мягкой
подготовкой к эмоциональным эскападам автора. Вопрос сразу
ставится ребром:
Певицы ведь не совесть ждут
Певицы ждут, кто что подаст
Кто имя строчкой в хит-парад
А кто бургундского вина
А кто-то просто будет рад
Проснуться в туре с ней с утра
И так друг за другом 12 колючих песен, спетых Алевтиной
Егоровой (Лекой из подзабытого «FM») и Леной Никитаевой (в
песне «Одноразовая любовь»), да три инструментала (один -
с солом саксофонистки Елены Шеремет, наследующей традициям
Гая Ломбарде и Кенни Джи).
Апофеозом напора становится последняя песня «Реквием»,
лично спетая Шульгиным, вовсе не оставляющая никаких
вариантов к примирению даже после смерти и воскрешения
автора: «Я вернусь на землю… может, вашей пустотой»…
Отсюда двойственность. Подборка красивых авторских
фотопейзажей, любовно показываемых под инструментальные
пьесы на DVD-аудио версии, подразумевает и в музыке что-то
лиричное в духе Dido или той же шульгинско-валериевской «Taiga
Symphony». Но нет. Ошеломленный встреченным напором
слушатель может либо сразу отторгнуть предлагаемый
материал, либо влюбиться в эти песни раз и навсегда.
Третьего не дано.
А влюбиться есть во что. Как минимум три песни способны
взорвать радиоэфиры, коли программные директора оных
станций закроют глаза на старые конфликты с Шульгиным. В
первую очередь, «Крыльями белыми» - мелодичная красивая
баллада, в первую очередь рекомендуемая обозревателем для
ознакомления с пластинкой. Для ревнителей формата особо
подчеркну, что ее продолжительность 2:56. Энергичная «Небо
над Питером» и битловско-светлая «С добрым утром» также
стоят самых добрых слов.
А теперь перейдем к разбору полетов. Особенностью
композиторской техники Александра Шульгина на диске
«Представление» стало отчетливое доминирование куплета над
припевом. Иногда это слушается странно, но всегда
необычно. Куплет поднимает мелодию вверх, нагнетает
настроение к началу припева. Стартует припев, и… опускает
основную мелодию на кварту, а то и на октаву. Обычно-то
все наоборот, как известно. Зато следующий куплет
продолжает движение в состоянии, на порядок более
разогретом в сравнении с предыдущим.
В результате Шульгин получил возможность реализовать
циклический сонетный принцип композиции. Для чего же это
понадобилось?
Ответ дают нам тексты. Разберем на примере песни
«Теряю». Куплеты песен полностью отражают бойцовский дух
автора:
Я сама, наверно, падаю
Чтоб когда-нибудь взлететь…
На припеве энергетика и подростковый задор
компенсируется спокойной недетской оговоркой:
Теряю я тебя, чтобы найти
Найти тебя, но в ком-нибудь другом.
Следующий куплет поднимает градус задора:
Может я не современная
Иль мне просто 20 лет…
Градус поднимается, поднимается… И вновь остужается
вышеупомянутым припевом. Таким образом, столь необычный
выбор музыкальной композиции полностью продиктован самой
литературной основой. Тексты песен также написал сам
Шульгин (поэтому, собственно, альбом и называется
авторским). Содержание приходит в гармонию с формой.
Аранжировочные усилия приводят к скупому и точному
аккомпанементу сочно выписанной мелодии. Что лежит в
стороне от современных мировых тенденций, зато вполне в
русле русского академического мелодизма. Нет сомнений, что
для российского слушателя, согласного с идеологией песен,
прослушивание песен Шульгина окажется приятным и
неутомительным занятием. И даже вспомнится золотой фонд
советской эстрады в лице Юрия Антонова или ранней
Пугачевой. А согласен с идеологией может быть любой, кому
не нравится современный отечественный шоу-бизнес. С
которым отчаянно и сводит счеты автор.
С вокальной точки зрения голос Алевтины Егоровой
небезупречен, она злоупотребляет придыханиями и
неаккуратной фразировкой. Зато прекрасно представляет себе
содержание песни, и полностью идентифицирует себя с ее
лирическим героем. Чего позволяют себе упускать многие и
многие звезды на нынешней эстраде.
Искренность и ершистость – первый плюс Леки. И
непохожесть на Земфиру – второй жирный плюс. Непохожесть
на Земфиру нынче дорогого стоит.
Резюмируя, первый авторский альбом Александра Шульгина
«Представление» собрал воедино песенный мир, полный
страстей и порывов. Рискнувшему зайти в этот мир -
откроется великая тайна. Тайна того, зачем-таки на обложке
альбома Шульгин протыкает своей гитарой потенциального
слушателя. Разгадка в последней песне пластинки.
Вадим ПОНОМАРЕВ,
NEWSmusic.ru