Словосочетание «Старая Машина»
способно вызвать любые ассоциации, кроме названия новой концертной
программы Макаревича. А ведь все именно так. Андрей Макаревич уже
закончил запись этой программы в студии, и вот показал ее на днях в
казино JazzTown.
- Сейчас мне кажется, что в молодые годы наши композиторские
способности опережали наши исполнительские, и мы не всегда могли
сыграть то, что сочинили. Сейчас такая возможность есть, - объясняет
появление старых песен «Машины Времени» в новых джазовых
аранжировках сам Макаревич.
Цветы складывают прямо на ступеньках, ведущих на сцену. «Прямо
как монументу», - иронично комментирует певец. К нему в этот вечер
пришла жена и находящаяся на последнем месяце беременности
телеведущая Татьяна Лазарева. Зал казино переполнен. Но на сцене,
кажется, еще больше людей: полный состав «Оркестра Креольского
Танго», отдельные солисты и солистки, а также вокальный ансамбль
A’Capella Express и оркестр Jazz Town Band.
Первую половину концерта Макаревич и его аккомпаниаторы играли
песни из последних альбомов, записанных с Оркестром Креольского
Танго, в том числе песни Булата Окуджавы. А во втором отделении
начались сюрпризы.
Дело в том, что альбом должен выйти осенью, и Макаревич нигде не
рассказывал, какие же именно песни из старой Машины обретут новое
звучание. Поэтому каждая следующая песня встречается с удивлением и
восторгом.
Начал Макаревич с песни «В маленьком городе», продолжил «Эпохой
большой нелюбви». Песни совсем разных лет. Следующая песня относится
к нетленкам или шедеврам, как угодно: «Он был старше ее», но никаких
особых различий по сравнению с уже ранее исполняемой на концертах
«Креольского Танго» версией услышать не удалось. Все тот же вязкий и
тягучий клавишный фон с вкрадчивой глуховатой трубой.
«Мы расходимся по домам» с мягкими опеваниями A’Capella Express
начала примерно обозначать контуры замысла Макаревича. По сути,
Андрей решил использовать возможности «Оркестра Креольского Танго» и
A’Capella Express, вкупе с духовой секцией Jazz Town Band, для
выпуска старых песен в легкой кабацко-джазовой обработке. Причем на
этот раз Макаревич взял самые мелодически сложные, напевные свои
произведения. Лишив их юношеского задора, Макаревич вложил в них
недвижимое, почти буддистское спокойствие и буржузное моралите.
Я не уверен, что большинству поклонников «Машины Времени»
придутся по вкусу эксперименты с дистилляцией молодой горячей крови
ранней «Машины». Даже уверен, что большинству они категорически не
понравятся.
Но, право же, Макаревич заслужил право на старости лет
производить любые эксперименты со своим творчеством.
Я вообще заметил, если уж быть откровенным, насколько самому
Андрею Вадимовичу нравится ощущать себя солидным ресторанным
«лабухом». Он получает удовольствие. Этот процесс для нас, зрителей,
явственно начался с клипа «Имитация». Помните этот задымленный
кабак, и смачную с расстановкой игру «машинистов»? Теперь это
фирменный стиль сольного Андрея Макаревича – на грани шансона и
джаза. Почему бы нет?..
«Имитация» тоже прозвучала, в респектабельном джазовом звучании.
Боюсь, в этой версии смысл трагических слов совсем утратился...
А вот «Музыка под снегом», например, получилась отчаянно удачной.
Нисходящие скрипичные пассажи, клавишные менуэты – не об этом ли
много лет назад мечтал юный Макаревич, писавший строчку «И соната
слышна едва-едва»... Теперь высокопрофессиональные музыканты смогли
сыграть ту самую сонату в зимнем лесу.
Песня «Время» (Нам уготовано, мальчик мой...) звучит почти
аутентично по отношению к плотно-клавишному перестроечному звучанию
«Машины Времени». «Картонные кралья любви» превратились совсем в
веселую джазовую пьесу. И просто фейерверк разных джазовых стилей,
от диксиленда до би-бопа, уместился в аранжировочном решении песни
«Старый корабль», что вполне логично, ведь поется про то, как «в
трюме посетить кафе и винный зал».
В новой жизни песни «Если в городе твоем снег» клавиши и
аккордеон рисуют протяжный эмбиент, неожиданно переходящий в
энергичный джаз-рок. И очень приятно, что Макаревич не забыл песню
«Забесплатно только птички поют», хотя и вложил в нее прямо
противоположный смысл, чем воспринималось в годы его романтичной
юности. С годами пришел житейский цинизм, и это надо воспринять как
данность.
Словом, ожидать выпуска нового альбома можно с тревогой. Скорее
всего, «Старая Машина» еще больше увеличит разрыв между теми, кто
любит исключительно «Старую Машину», причем в оригинальном звучании,
и не любит сегодняшнего буржуазного Макаревича.
Что не помешает остаться этим песням – великими песнями.