Александр Шульгин - "Представление". Взгляды и представления
Новый альбом Александра Шульгина «Представление» производит
двойственное впечатление. Вспоминая последние интервью с
композитором-отшельником, неизбежно настраиваешься перед
прослушиванием на лирическо-философский лад. Однако ничего
такого на пластинке в помине нет!
Есть очень энергичная, вся на эмоциях и переживаниях,
задиристая и даже хулиганистая музыка. Песни под отлично
прописанную гитару требуют к себе внимательного, вдумчивого
отношения. И вступают в бой со слушателем, не утруждаясь
предварительной рекогносцировкой или же мягкой подготовкой к
эмоциональным эскападам автора. Вопрос сразу ставится ребром:
Певицы ведь не совесть ждут
Певицы ждут, кто что подаст
Кто имя строчкой в хит-парад
А кто бургундского вина
А кто-то просто будет рад
Проснуться в туре с ней с утра
И так друг за другом 12 колючих песен, спетых Алевтиной
Егоровой (Лекой из подзабытого «FM») и Леной Никитаевой (в песне
«Одноразовая любовь»), да три инструментала (один - с солом
саксофонистки Елены Шеремет, наследующей традициям Гая Ломбарде
и Кенни Джи).
Апофеозом напора становится последняя песня «Реквием», лично
спетая Шульгиным, вовсе не оставляющая никаких вариантов к
примирению даже после смерти и воскрешения автора: «Я вернусь на
землю… может, вашей пустотой»…
Отсюда двойственность. Подборка красивых авторских
фотопейзажей, любовно показываемых под инструментальные пьесы на
DVD-аудио версии, подразумевает и в музыке что-то лиричное в
духе Dido или той же шульгинско-валериевской «Taiga Symphony».
Но нет. Ошеломленный встреченным напором слушатель может либо
сразу отторгнуть предлагаемый материал, либо влюбиться в эти
песни раз и навсегда. Третьего не дано.
А влюбиться есть во что. Как минимум три песни способны
взорвать радиоэфиры, коли программные директора оных станций
закроют глаза на старые конфликты с Шульгиным. В первую очередь,
«Крыльями белыми» - мелодичная красивая баллада, в первую
очередь рекомендуемая обозревателем для ознакомления с
пластинкой. Для ревнителей формата особо подчеркну, что ее
продолжительность 2:56. Энергичная «Небо над Питером» и
битловско-светлая «С добрым утром» также стоят самых добрых
слов.
А теперь перейдем к разбору полетов. Особенностью
композиторской техники Александра Шульгина на диске
«Представление» стало отчетливое доминирование куплета над
припевом. Иногда это слушается странно, но всегда необычно.
Куплет поднимает мелодию вверх, нагнетает настроение к началу
припева. Стартует припев, и… опускает основную мелодию на
кварту, а то и на октаву. Обычно-то все наоборот, как известно.
Зато следующий куплет продолжает движение в состоянии, на
порядок более разогретом в сравнении с предыдущим.
В результате Шульгин получил возможность реализовать
циклический сонетный принцип композиции. Для чего же это
понадобилось?
Ответ дают нам тексты. Разберем на примере песни «Теряю».
Куплеты песен полностью отражают бойцовский дух автора:
Я сама, наверно, падаю
Чтоб когда-нибудь взлететь…
На припеве энергетика и подростковый задор компенсируется
спокойной недетской оговоркой:
Теряю я тебя, чтобы найти
Найти тебя, но в ком-нибудь другом.
Следующий куплет поднимает градус задора:
Может я не современная
Иль мне просто 20 лет…
Градус поднимается, поднимается… И вновь остужается
вышеупомянутым припевом. Таким образом, столь необычный выбор
музыкальной композиции полностью продиктован самой литературной
основой. Тексты песен также написал сам Шульгин (поэтому,
собственно, альбом и называется авторским). Содержание приходит
в гармонию с формой.
Аранжировочные усилия приводят к скупому и точному
аккомпанементу сочно выписанной мелодии. Что лежит в стороне от
современных мировых тенденций, зато вполне в русле русского
академического мелодизма. Нет сомнений, что для российского
слушателя, согласного с идеологией песен, прослушивание песен
Шульгина окажется приятным и неутомительным занятием. И даже
вспомнится золотой фонд советской эстрады в лице Юрия Антонова
или ранней Пугачевой. А согласен с идеологией может быть любой,
кому не нравится современный отечественный шоу-бизнес. С которым
отчаянно и сводит счеты автор.
С вокальной точки зрения голос Алевтины Егоровой
небезупречен, она злоупотребляет придыханиями и неаккуратной
фразировкой. Зато прекрасно представляет себе содержание песни,
и полностью идентифицирует себя с ее лирическим героем. Чего
позволяют себе упускать многие и многие звезды на нынешней
эстраде.
Искренность и ершистость – первый плюс Леки. И непохожесть на
Земфиру – второй жирный плюс. Непохожесть на Земфиру нынче
дорогого стоит.
Резюмируя, первый авторский альбом Александра Шульгина
«Представление» собрал воедино песенный мир, полный страстей и
порывов. Рискнувшему зайти в этот мир - откроется великая тайна.
Тайна того, зачем-таки на обложке альбома Шульгин протыкает
своей гитарой потенциального слушателя. Разгадка в последней
песне пластинки.