[01.04.2005]
Отчего этно-музыканты так странно
относятся к музыкальной критике? Ведь этно-музыканты крайне
возбуждены, почти всегда безапелляционны и суровы. Любое мнение,
отличающееся от их кланово-общепринятого, этно-музыканты готовы
приравнять к мандату на расстрел думающего.
Подробнее...
Юта
сыграла акустику с депутатом Госдумы и Олегом Сакмаровым 01. 04. 2005 30 марта Юта представила свою новую
акустическую программу в клубе «Б-2». Впервые в составе группы
появился легендарный флейтист Олег Сакмаров (экс-«Аквариум», «Ю-Питер»,
«Сак-мар»). И некоторым...
"Би-2"
скучает без симфонического оркестра 31. 03. 2005 Еще одни, второй по счету, концерт группы
"Би-2" совместно с симфоническим оркестром состоится в Питере 22
апреля в БКЗ "Октябрьский". На этот раз группа сыграет с новым
оркестром, но "старым"...
Армен
Григорян закончил отбор лучших ремиксов на песню "Агни-Йога" 31. 03. 2005 Наконец закончился отбор лучших ремиксов
на песню "Агни-Йога" с нового альбома Армена Григоряна. Выбирать
было нелегко, материала пришло очень много, и достойного — тоже
достаточно. Но Армен...
Фолк-клуб
"Вереск" открывается на новом месте 01. 04. 2005 Фолк-клуб "Вереск" наконец-то
перехал на новое место. 8 апреля он открывается на новом месте
- в клубном зале Арт-Центра на Плющихе. В честь открытия на
Плющихе состоится праздничный концерт.
Тувинский
шаман Ооржак нашел новое звучание с "Safety Magic" и Pan Asian
Ensemble 31. 03. 2005 28 марта в центре «Дом» прошел
вечер этнических импровизаций в необычном составе.
Потомственный тувинский шаман и мастер горлового пения Николай
Ооржак выступал вместе с «Паназиатским ансамблем» и
этно-джаз-рок группой «Safety Magic». Результат получился
также непривычным.
Николай Ооржак давно известен в музыкальных кругах Москвы.
Он часто приезжает из родного Кызыла, дает мастер-классы по
горловому пению и игре на бубне. А самое главное, дает
концерты и записывает диски с хорошими музыкантами. Например,
пару лет назад из концерта в «Доме» вместе с ансамблем ударных
инструментов Михаила Жукова получилась превосходная пластинка
world-музыки.
Теперь вот Ооржак встретился с очень качественной
концертной группой «Safety Magic», и решил выступить с ними
вместе. К ним присоединились фантастические музыканты из Pan
Asian Ensemble (ранее известного как экспериментальная группа
«Ва-Он»), специализирующиеся на свободной импровизационной
музыке на японских, китайских и прочих восточных инструментах.
Ооржак очень метко сказал перед началом концерта: «Вот сегодня
будут музыканты, которые играют свободно, а потом музыканты,
которые играют более аккуратно».
Николай Ооржак начал концерт с сольных номеров. Его конек –
разнообразные стили горлового пения, каковых насчитывается от
десятка до трех десятках. Смотря, кто и как считает. Ооржак
делит все жанры горлового пения на три основных. Низкий звук «Каргыраа»,
высокий звук «сыгыт» и мать всех звуков «хоомей». В свою
очередь, есть еще 9 специальных звуков для открытия чакр.
Все эти сложные термины и понятия разбиваются в прах перед
простым живым музицированием. Потому что сразу понятно, что
смысл всего занятия – сочетание обычного человеческого вокала
и имитация звуков птиц, ветра и прочих природных радостей
жизни. Всем этим искусством Ооржак владеет виртуозно.
Иногда он поет сквозь варган, и тогда получается особенно
«космический» тембр. Отличие от многочисленных других
тувинских музыкантов потомственный шаман Ооржак формулирует
просто: «Я пою народные истории». И действительно, он
исполняет древние тувинские баллады и эпические сказания.
Бубен, варган, колокольчики – в помощь истории, сюжету.
Паназиатский ансамбль присоединился незаметно. Музыканты
играют полностью импровизационную музыку, никаких квадратов и
жестких форм. Гул литавр и ветры флейт. Виолончель создает
нежные щипки, распространяющиеся сквозь нереальные
потусторонние звуки сангрен. Затем звук нарастает,
экзотические барабаны типа конгов начинают выстукивать ритм. К
нему присоединяются тяжелые арпеджио виолончели и, наконец,
хрипловатый голос Ооржака. Наконец, контрабас задает
ритмический рисунок, а китайская цитра и никулинская диджериду
– неповторимую атмосферу.
Ооржак совсем недавно познакомился с этими музыкантами в
московской консерватории, но уже вскоре должен выйти
совместный диск Николая Ооржака и Pan Asian Ensemble.
Услышанное на концерте позволяет предположить, что
дальневосточные мотивы этого действа будут слышны достаточно
выпукло. Остается дождаться выхода пластинки.
Голос Ооржака скользит между привычных тональностей, и
виолончель не сдерживается, тоже сползая в полутоновые
глиссандо, и скользит вслед за голосом. Чем-то напоминая
композицию произведений Шенберга, чем-то – Арви Пярта. Андрей
Романика на ударных поначалу нащупывает ритм, потом уверенно
задает полиритмическую структуру импровизации ансамбля.
Солируют чжень и сюнь, но сочетание шумового авангарда и
горлового пения дате совершенно непредсказуемые созвучия.
После перерыва к музыкантам присоединился «Safety Magic».
Собственно, часть музыкантов давно уж одновременно играет и в
«Safety Magic», и в «Pan Asian Ensemble». Петр Никулин выдает
на диджериду совсем ветряные свисты. Подключается нервная
скрипка Назара Аманова и осторожный длинно-интервальный бас
Миши Авшарова. Хрипловатый голос Ооржака приобретает новый
контекст, голос расцветает в другой долине звуков. На фоне
романтических наигрышей саксофона Ооржак применяет дрожащий
тембр варгана, и снова – музыкальная удача. Такого звука мы
что-то не слышали ранее, это находка.
Наконец, пошли магнетизирующие квадраты бас-гитары, и
устойчивый драйв нового дуэта Ооржака начался в полную силу.
Электронные семплы Аркадия Марто насыщают звук плотностью
металла. Иногда музыканты уходят в «неровные» размеры вроде
6/8, и снова возращаются к стандарту. Дановская тресс-гитара
подключается овердрайвом, и музыка обращается в шумовой
пейзаж.
Насколько я понимаю, вскоре нам ждать выхода пластинки и
этого дуэта, Николай Ооржак и «Safety Magic». Было бы
непростительной роскошью отказаться от записи такого
роскошного звука. Подождем.