Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Загадки мира музыки - психология, теория, импровизация выпуск 8


Простая гармония

Итак, мы с вами говорили о том, какие бывают основные аккорды и как каждый из них построить. Теперь возьмем к примеру аккорд до-мажор и создадим гармонию, начинающуюся с него.
Ну, сам до-мажор у нас отстраивается от первый ступени одноимённой гаммы и называется в данном случае тоникой. Тоника показывает нам главную тональность гармонии, с неё мы начинаем квадрат, и именно к ней возвращаемся в конце. Теперь возьмем четвертую ступень, которой будет нота "фа" и, используя нужные интервалы (как мы делали в статье обозначение аккордов) построим аккорд фа-мажор, это будет наша субдоминанта, аккорды данной группы служат для развития гармонии. После субдоминанты идет доминанта, возьмем её от пятой ступени гаммы (ноты соль) - получим соль-мажор. Особенность доминанты в её напряженности, требующей разрешения в тонику, также её отличительная черта в том, что через неё осуществляется переход в другую тональность (или модуляция).
Как видите мы отстраивали от нужных ступеней одни и те же интервалы (б3+м3), получая при этом мажорные трезвучия.
Но было бы слишком скучно если бы для построения аккордов имели значение только три ступени, поэтому куждый из аккордов-функций рассмотренных нами имеет свою параллель. Определить её достаточно просто: праллелью для субдоминанты является вторая и шестая ступень, для доминанты третья и седьмая. От этих ступений также можно взять аккорды данных групп. Только и у них есть свои особенности: субдоминанта от второй ступени при минорной тонике отличается напряженностью (тоника в данном случае "говорит" нам о том, что нужно взять более напряженный аккорд - полууменьшенный, к примеру), при мажорной же, наоборот, мягкостью (берем обычный мажор, мажорное трезвучие, например...). Напряженность взятых от разных ступеней доминантовых аккордов также вариируется, от 7-ой ступени можно построить самый большой по напряжению.
читать далее


В избранное