Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Dark Industry News Data

  Все выпуски  

Dark Industry News Data - выпуск от 28.01.2008. Svartedauen / Впечатления изнутри


DARK INDUSTRY NEWS DATA


Svartedauen / Впечатления изнутри

Вашему вниманию предлагается рассказ о двух событиях из российского тура SVARTSINN и NORTHAUNT. Автор первой части — 121, вторая представляет собой беседу D. I. Abigor и RadioNoizz.

121.
Svartedauen: К СВЕТУ ТЬМЫ / SVARTSINN / NORTHAUNT.
Екатеринбург, Музей истории города, 23.01.2008 г.

Это не слишком будничное для нашего города событие началось для меня с телефонного звонка организатора — дескать, «Не изволишь ли посетить? У нас тут скоро мероприятьице намечается, выступать ты, конечно же, не будешь... но если даже просто придёшь, то уже хорошо». Спустя некоторое время в Рунете появились анонсы десанта скандинавских резидентов Cyclic Law со списком городов, и я с удивлением нашёл там и свои пенаты. Так получилось, что за полтора года до этого я сделал вполне симпатичное интервью с Хэрляйфом из NORTHAUNT, и в то время как-то даже не помышлял о встрече с ним. Однако иншаллаh — карты легли так, что магомет пришёл к горе. Уральской.

По пути десант успел высадиться сперва в риге, а затем в перми. Судя по отзывам гостей о Перми, они столкнулись с нормальной такой российской сермягой — хавчиком «на отъебись» и антилюксовым ночлегом в ебенях… по крайней мере, на вопрос здешнего организатора о пожеланиях к послеконцертному ужину Ян aka SVARTSINN мрачно оскалился и пробурчал, что хотелось бы чего-нибудь посерьёзней, чем «ин Пёрм». Но об этом — после.

Случайно встретив Ворона на улице, один из организаторов сумел вызвать К СВЕТУ ТЬМЫ на разогрев к норвежцам. Этот (без сомнения — исконно уральский) проект умеет и любит играть живьём. Более того, учитывая вполне авторитетный статус гостей, вряд ли какой-либо иной местный самородок смог бы подтвердить своё и наше реноме должным образом. Стоит заметить, что эти уральские парни мало того, что доселе слыхом не слыхивали ни о каких Свартсиннах и Нортхонтах, так и после концерта вряд ли вспомнят, с кем они там играли — ну да, иностранцы какие-то… песдели не по-нашенски, гудели гулы и всё такое… да и хуй на них. К СВЕТУ ТЬМЫ чрезвычайно далёк от всех этих дел. Свой путь, свой кругозор. Прошлый их концерт был сыгран дуэтом в составе КСТ и Ворон, а на этот раз к процессу был с оказией привлечён их старинный приятель, барабанщик Миша Никотин. С давних лет он остаётся «на одной волне» с ними, так что никакой чужеродности в этом рекрутинге лично я не усмотрел.

Дабы развеять всякие ебучие домыслы относительно инструментария К СВЕТУ ТЬМЫ на этом концерте, я сообщаю следующую совершенно достоверную информацию: сам КСТ играл на своей фирменной препарированной скрипке, а также на флейте с кулисой, немножко — на трубе, а также от души несколько раз ухуярил обычной барабанной тарелкой по любовно уложенному паркету концертного, так сказать, зала. Никаких синтезаторов у него не было и нет. Ворон традиционно обошёлся камом — шаманским бубном  — и большой самодельной колотушкой, способной «выбить» из кожи кама действительно низкие и мощные вибрации. А Никотин и вообще обошёлся одной-единственной тарелкой. Все трое не брезговали петь, и делали это очень мощно. Играли они, естественно, «Мань Пупыкнёр» — и, естественно, преподнесли его совсем иначе, чем в прошлые разы. И ещё в предконцертной беседе КСТ поведал, что концертов уже давно не играл, а посему намерен в этот вечер дать просраться всем неверным.

Реконструированный музей истории екатеринбурга выглядит вполне достойно; в качестве зала был использован забавный концертный холл с кирпичными фальшстенами «под средневековье» и 10-метровым витражом вместо стены, через который прекрасно просматривалось оживлённое автомобильно-пешеходное движение по улице карлы либкхнета. Оттуда, в свою очередь, в зал ярко били жёлтые огни фонарей, а также смотрели, недоумевали и показывали пальцами всякие пешедохи. Ничего не могу сказать относительно акустической изоляции этого сооружения, в котором предписано ходит в мягкой обуви, слушать всякую классику типа моцарта и беседовать о высоком, но в целом помещение оказалось на удивление звучащим. Сцены в нём нет, а для нежных и не приученных к многочасовому стоянию (как на Heilige Feuer) зрителей натаскали стульев. Выступающие располагались спиной к улице, поэтому тамошние фонари светили из потёмок преимущественно в шары публике.

К СВЕТУ ТЬМЫ прибыли в зал слегка заранее, поэтому успели как следует позаниматься саундчеком, послушать чё к чему, и как они будут звучать вместе и по отдельности. Норвеги приехали на шапочный разбор, бродили, бубнили друг с другом, а когда сели отстраивать звук — выяснилось, что всё не так и всё не то… Справедливости ради стоит сказать, что аппарат был выставлен и в самом деле скудный и унылый — зал с грехом пополам прокачивался только на максимальной мощности, которая вызывала непристойные резонансы в порталах на верхней середине. Техническое копошение и попытки наладить взаимопонимание норвегов со звукотехниками на ломаном английском задержали начало концерта, в то время как дисциплинированная публика подтянулась к обещанным 19:00 и тусовала близ входа. Могу успокоить тех, кто прочтёт этот текст — ничего интересного в тот момент внутри музея не происходило… шло ленивое и негромкое шевеление немногочисленной музыкантской биомассы, которая либо решала свои насущные проблемы, либо неспешно песдела в уголку обо всём и ни о чём. Организаторы, например, гадали, дохуя или нет придёт публики, и насколько они встрянут по деньгам… а Ляйф aka NORTHAUNT постил очередную мессагу в свой блог. Я просто ждал начала.

Слушательское поголовье в итоге набралось числом под сотню, заняло все свободные места в зале и принялось ждать начала — про К СВЕТУ ТЬМЫ, думаю, на тот момент не знал почти никто из неверных, так что появление трёх фигур в чёрных накидках вряд ли оказалось событием ожидаемым. 22-минутный сет уральцев состоял из минусовки «Мань Пупыкнёра» и активного ритуально-шаманского эндорцизма на всех упомянутых раннее подручных приспособлениях… Всё началось мрачным дроун-эмбиентом в сопровождении флейты и вороньего шёпота. С каждой минутой плотность звука и потусторонности нарастала, Ворон начал играть свои фирменные гипнотичные грувы на каме, а КСТ сменил флейту на скрипку. Постепенно нашлось немного места и для холодных звуков трубы, тарелка под колотушками в руках Никотина начала «петь». Кульминация же наступила где-то минуте на пятнадцатой, когда Ворон поднял кам со стойки, и стал исступлённо бить в него, издавая глоткой при этом какие-то совершенно потусторонние звуки — в его лице Диаманда Галас нашла достойного последователя (можно было б вспомнить и Кристиана Вольца, да вот только его Ворон и не слыхал никогда). Горловое пение сменялось птичьим клёкотом, шёпотом, всхлипами и завываниями… Пели и двое других музыкантов. Темп ритуала нарастал, каждый удар кама натурально пробивал зал, КСТ же играл чётко в унисон с ним — скрипка в его руках является инструментом в большей степени ритмическим, и её стальной лязг придавал шаманскому груву твёрдость и тяжесть. Оставив ненадолго скрипку, КСТ с подвешенной на длинный кожаный шнур тарелкой вышел вперёд, и «от души несколько раз ухуярил... тарелкой по любовно уложенному паркету концертного, так сказать, зала» (с). Воздух гремел, пульсировал и гудел, публика зачарованно внимала действу, выступающие вошли в раж, а у меня по спине впервые пробежал холодок… Это смотрелось, это звучало, и я в очередной раз подумал о том, что К СВЕТУ ТЬМЫ действительно способны привести своего слушателя к Свету Тьмы — надо только следовать за ними. Мой зрительский опыт позволяет полагать этих уральцев одной из самых козырных концертных групп в когорте отечественных пост-индустриальных проектов. Своё выступление они закончили незадолго до окончания минусовки — просто ушли со своих мест, оставив слушателям минуту-другую на то, чтобы прийти в себя и перевести дух.

SVARTSINN устроил классический дарк-амбиентный сет — публика созерцает макабрический видеоряд, автор за ноутбуком неслышно шуршит мышью. Предлагаю отечественным industrial-промоутерам ноу-хау: берёте парочку каких-нить диджеев, которые в теме, объявляете о гастролях любых западных проектов (ну, например, DESIDERII MARGINIS и HOROLOGIUM; или MOLEBKA PVLSE и MELEK-THA… да мало ли их?), берёте два-три диска с их альбомами, подбираете видеоряд и устраиваете концерты вдали от москвы и питера. А, впрочем, можно и там играть… только свет в зале побольше приглушить. Вообще, первое впечатление Ян Рогер производит своей внешностью — здоровый и лысый ломоть с забитыми предплечьями и массивной мускулатурой. Лого EMPEROR на руке, свитхуд DEATH «Scream Bloody Gore» на первый взгляд никак не располагают к не-металлу — начинал-то он басистом в группе VANDØD, а на дарк-амбиентный путь его в своё время наставил Хэрляйф из NORTHAUNT. В итоге бас-гитара была забыта, а несколько лет занятий новой для него музыкой сделали Яна вполне авторитетной фигурой в своих кругах. В этом статусе он и прибыл к нам… Я соглашусь с тем, что Ян обладает как определённым талантом, так и правильным видением стиля. Играл он где-то с час, и действительно нагнал на зал мрака в изобилии. Правда, экранчик, повершенный прямо на витраж, был очевидно маловат — чтобы троллейбусы и прохожие не отвлекали внимание, внимание на нём приходилось усиленно концентрировать. Видеоряд был предсказуем — метания людей в потёмках и подвалах, вода, костыли, удушения кошек и всякие фразы типа «Leave me alone in the Dark» и «Shield me from the light of day». В общем, сплошной Дарио Ардженто… Ни на картинке, ни в музыке я не смог выявить никакой сюжетной линии — чередой шли ровные и достаточно мясные пласты гармоничных минорных пэдов, иногда в них врезались тревожные речевые сэмплы. КСТ между делом заметил, что местами это очень напоминает минусовку его «Мань Пупыкнёра». Ян пристально всматривался в свой ноутбук, иногда оборачиваясь на экран, шевелил мышой и покручивал ручки на переносном микшере. Некоторые слушатели ближе к половине заскучали, хотя непонятно — неужто они ожидали получить от SVARTSINN что-то другое? Конечно, динамики этому выступлению явно не хватало, но всё же прозвучало оно вполне уверенно и мощно. Катакомбно. Особенно если бы диффузоры не резонировали…

Пока Ян готовился к выступлению, Хэрляйф испытывал проблемы с гитарой — тюнера у него не оказалось, а настроить её в полевых на «ми» можно было только при наличии абсолютного слуха. Особенно если учесть, что гитара была электрическая, а комба под рукой тоже не было. Он даже было засомневался, стоит ли вообще использовать её в этот вечер; выручил его Ворон, который последние лет 20 обходится с гитарой на «ты». Перед своим выходом Ляйф ещё раз пробежался по струнам, вздохнул… и взял её с собой.

Эмбиент от СЕВЕРНОЙ ТЁТУШКИ оказался заметно более светлым, чем у SVARTSINN — этому впечатлению поспособствовал и видеоряд, в котором совсем не было никаких подвалов и тонущих кровавых кошек. Снежные просторы, ветер, бескрайнее небо и ледяная вода составляют суть стихии NORTHAUNT. Музыка у Ляйфа, соответственно более воздушная и прозрачная, а мягкие амбиентные звуки электрогитары делали её похожей на творческие изыскания Джеффа Пирса (Jeff Pearce) — хотя вряд ли кто из публики обратил на это внимание. Этот сет был разделён на три части сообразно видеосюжетам — сперва горы, снежные бураны и человечек, которому хуёво в таких условиях... затем небо с облаками и спецэффектами... затем вода. Музыка текла медленно, протяжно и мечтательно. Время от времени автор дышал в микрофон параллельно музыке, создавая дополнительный эмбиентный слой и начиняя звук новой фактурой. Многие их тех, кто начал скучать на предыдущем выступлении, заскучали ещё сильнее. Мне, впрочем, скучно не было — творчество Хэрляйфа мне вполне знакомо, и я услышал именно то, что ожидал. Атмосфера безлюдного Севера в его музыке передана очень убедительно. Так прошёл ещё один час, а заодно и весь остаток сейшна.

После выступления оба норвега выглядели изрядно уставшими, однако Яна ещё ждал лёгкий торт от Ляйфа — так случилось, что именно 23 января Свартсинну исполнилось 33 года. По такому случаю Ворон, собираясь в путь, подарил Яну самодельную цепь из гроверов — тот проверил её на звучание и пообещал использовать на концертах и в записях. До торта они снялись на фото с парой слушателей, подписали два постера и стали потихоньку свёртываться. За тортом возник разговор об ужине (см. второй абзац), в результате которого гостям города было предложено посетить ресторан русской кухни «Дудки» — переведено это было как «Pipes», и Ляйф от удивления даже глаза вытаращил… пришлось разъяснять.

По итогам же собственно концерта могу сказать, что К СВЕТУ ТЬМЫ безусловно показали высший концертный пилотаж — норвежцы и смотрелись, и звучали гораздо бледнее и обыденнее. Впрочем, общий уровень всех трёх выступлений оказался довольно высоким — все участники события знают своё дело, и откровенных ляпов не допустили. Из минусов вспоминается слабая аппаратная часть и уличный фон концерта, который никак не соответствовал музыке ни одного из проектов. Немаловажным итогом для локальной публики является и то, что организаторы, судя по количеству слушателей, остались после всего не внакладе, а значит — есть вполне реальные шансы увидеть новые концерты с участием заезжих музыкантов… которые пока что остаются экзотикой для Урала.

D. I. Abigor, RadioNoizz.
SVARTSINN / NORTHAUNT / ШУМЫ РОССИИ / LUNAR ABYSS DEUS ORGANUM
Санкт-Петербург, клуб Place, 26.01.2008 г.

Игорь Поцукайло: «Это не музыка, это просто шипение»

R.: Вопрос «идти или нет?» передо мной не стоял никоим образом: концерты зарубежных «звёзд» тёмного эмбиента происходят в нашей занесённой мокрым зимним снегом стране не так часто, чтобы относиться к их проведению чересчур избирательно. А уж если речь идет о питомцах столь уважаемого лейбла, как Cyclic Law — тут никаких сомнений не может быть априори.

В контексте обзора считаю нужным отметить один занятный факт: дорога к клубу «Place» пролегает среди весьма уважаемого в среде индустриальных фотографов северо-западного района Санкт-Петербурга. Разлагающиеся дома внимательно смотрят на проходящего мимо путника мёртвыми глазницами, не предвещают ничего хорошего тёмные парадные, выступают из ночной мглы титанические сооружения промзоны, вызывая параноидальные ощущения, весьма соответствующие музыке стиля «dark ambient».

A.: Через полтора часа после формального времени начала концерта (24:00) посетителей продолжали развлекать фонограммой последнего альбома ORDO ROSARIOUS EQUILIBRIO. Наконец на сцену вышел канонический викинг в черной футболке, отвечающий за проект NORTHAUNT. Фонограмма была выключена, и ещё примерно минут десять мы слушали монотонное шипение аппаратуры. У некоторых возникло подозрение, а не является ли все это уже собственно концертом? Неопределенность развеял Игорь Поцукайло (BARDOSENETICCUBE), авторитетно заявив: «это не музыка, это просто шипение». Дальнейшие события подтвердили правоту бывалого шумовика: через несколько минут на экране появились стремительно клубящиеся тучи и зал наполнился непрерывными раскатами небесного грома, шорохом дождевых капель, шумом ветра. Вполне реалистичная и объемная зарисовка свежего прохладного воздуха скандинавских просторов. Для завершения картины норвег извлек электрогитару и немножко побренчал на ней, оставляя в пространстве длинный тянущийся след ревера…



R.: Действительно, программа Хэрляйфа Лангоса своим содержанием напоминала последний альбом NORTHAUNT «Horizons»: в рамках этой работы норвежский композитор объединил в монолитное ландшафтное полотно немногословный мелодизм и природные полевые зарисовки с глубоким дроун-эмбиентом. Из личного общения с Хэрляйфом я уяснил, что впредь он намерен вернуться к минималистичному, в духе дебютной работы «The Omnious Silence», звучанию, более выразительному и мелодичному, но в то же время оставлять drone за пределами своего творчества не собирается. В минорную и лаконичную звуковую «минусовку» с помощью электрогитары с электронным же смычком музыкант неторопливо нагнетал объемные дроновые басы. Спустя некоторое время в его руках появился весьма необычный инструмент, а именно странная на вид металлическая цепь, которой Хэрлайф гремел возле микрофона, наполняя звуковой ландшафт на удивление атмосферными и мелодичными переливами. Прокрученный пейзажный видеоряд, выполненный в пасмурных тонах и холодных оттенках, как нельзя лучше соответствовал музыке. Особенно подходящими оказались фрагменты некого кинофильма о жизни полярников — суровый облик Хэрляйфа в эти моменты весьма гармонично сочетался с бесстрастными лицами полных героизма покорителей Севера.

A.: Так, в лучших традициях классического театра, повешенное в первой части данного репортажа ружьё (то есть цепь из гроверов, подаренная Вороном) выстрелило во второй. По всей видимости, Хэрляйф, уже имеющий опыт музицирования с помощью цепи, воспользовался сумраком клуба и умыкнул цепочку для своего сета. Теперь понятно, почему Ян (SVARTSINN) так внимательно наблюдал за выступлением коллеги — следил, чтобы не «заиграли» его подарочек.

R.: Подарок совершенно точно остался при владельце: я сам видел как Свартсинн ее после концерта бережно упаковал в рюкзак.

Вообще, посещенные в течение последних лет концерты стали приучать меня к восприятию эмбиента как неразрывного комплекса из звука и видеоряда. Видимо, в силу абстрактности, невыразительности эмбиентного саунда, видеоряд обладает существенным потенциалом для придания звуку той или иной смысловой окраски; оттого достаточно в принципе близкие по звуку выступления NORTHAUNT и SVARTSINN вкупе с видеорядом предстали в совершенно различных ипостасях. SVARTSINN — бритый наголо боец-тяжеловес с молотом Тора на цепочке — нагнал своим глубоким урбанистическим гулом и мрачным психоаналитическим сюрреализмом видеоряда совершенно реального, всеразрушающего ужаса.. Медленно, строчка за строчкой появляющийся текст повествовал о том, как страх парализует человеческий разум, мгновенно создавая на границе подсознания непробиваемую для рациональности стену, за которой начинается процесс параноидальный деструкции. Единственное, что я мог бы выговорить после завершения его сета — «Нам всем пришел пиздец!». И не очень удивился, услышав аналогичное сообщение от тебя — ещё до того, как успел высказать его сам.

R.: Не могу не согласиться с твоим мнением по поводу выступления SVARTSINN: концентрация навязчивой жути в его сете была максимально приближена к пределу — придя в себя по окончании программы мне удалось лишь сообщить «Мы все умрем» воздушному пространству перед собой. Симбиоз довольно мрачного видеоряда (нарезка сцен из какого-то винтажного триллера) и не менее угнетающей музыки (dark ambient в классическом его ключе) напомнило мне совместную работу LUSTMORD и американского режиссёра Чарльза Дикса «Zoetrope», представляющую собой короткометражный хоррор-фильм с пессимистичным философским содержанием, неуютным визуальным рядом и дарк-эмбиентным саундтрэком от Брайана Вилльямса. Сходство усиливали упомянутые выше субитиры, не блещущие оптимизмом. Возможно, зрители «Zoetrope» запомнили фразу «I offer you the emptiness which you seek» — так вот сентенции от Яна Рогера Петерсена были не менее тягостными («...in the swarm of innermost tragedies the fear burst to the surface...»). Единственный недостаток, который был замечен за SVARTSINN — перманентное использование фонограммы, что зачастую настораживает скептически настроенных и требовательных слушателей — в реальном времени Ян лишь пару раз тряхнул цепью, да эпизодически что-то бормотал в микрофон — впрочем, непосредственно во время сета этот факт не имел большого значения.

A.: После норвежцев пришел черед сводного оркестра под управлением Гоши Солнцева. Я для себя четко разделяю как совершенно различные явления коллективное творчество ШУМОВ РОССИИ и сольные выступления Солнцева, в том числе с привлечением сессионных участников из других проектов.. Поэтому не вижу никакого смысла путать себя и читателей, называя вещи не своими именами, и не буду этого делать. На сей раз к Гоше присоединились Вова Маневцов из вышеупомянутого BARDOSENETICCUBE по правую руку и Коля «Hladna» по соответственно левую.

R.: Ко второй половине мероприятия аудитория заметно поредела — наименее стойкие поклонники шумовой музыки разбрелись спать по домам. Оставшиеся в зале адепты индастриала, а также завсегдатаи клуба в большинстве своем втихаря посапывали по углам, не ожидая от дальнейших актов представления ничего выдающегося. Тем не менее, выступление сборной петербургского нойза развеяло все сомнения.

A.: Надо признать, поначалу трио не очень сыгралось, но финиш был превосходен. Полученный сплав оказался сколь необычен, столь же и характерен для всех последних выступлений Солнцева: мистический «качающий» эмбиент с четко прописанной супермедленной ритмикой, уже не в первый раз ассоциирующийся у меня с некоторыми записями INADE. Ритм, образуемый на фоне дроновых дифракций невообразимо длинными — секунд по 20-30 — и подчеркнуто осязаемыми петлями, одна из которых состояла, например, из бесконечно повторяющейся серии размеренного потрескивания, мне захотелось назвать этот звук низкочастотной микроволной. И ещё мелькнула мысль, что если все это ускорить раз в пятьдесят, получится своеобразный мягкий power noise. Видеоряд не впечатлил, но музыка зато зацепила сильнее, чем оба хэдлайнера.

R.: ШУМЫ РОССИИ на фоне скандинавских коллег выглядели вполне достойно. Во всяком случае, саунд — насыщенный, плотный и временами даже жёсткий — был даже более богатым. С учётом опыта соратников Гоши ничего удивительного в этом раскладе нет. С другой стороны, нойз, неожиданно нагрянувший на усыпленные эмбиентом головы слушателей, явно диссонировал со стилем хэдлайнеров фестиваля.

A.: Хм, я бы не назвал это нойзом — у меня это слово как-то ассоциируется с гораздо более жесткими и хаотичными вещами… А тут вполне себе структурированная композиция.

Последним сетом накрыл Женя Савенко a.k.a. LUNAR ABYSS DEUS ORGANUM. Расположившись, как и предыдущее трио, прямо на полу сцены, он взял в руки микрофон и выдохнул в него, электроника подхватила этот сэмпл, запустив его на бесконечное повторение, а Женя тем временем добавлял новые дыхания различной тональности и продолжительности, накладывая их друг на друга в виде многослойного паттерна. Через продолжительный промежуток времени почти незаметно возникла эмбиентная ткань звука, прошиваемая напоминающими своей непомерной продолжительностью предыдущий сет петлями. На экране лесные пейзажи лихо закручивались в головокружительный калейдоскоп. Женя из-под белого капюшона камлал, разговаривал сам с собой совершенно разными голосами, урчал, пел голосом чукотского шамана, хрипел. Из электронных шумов обильно синтезировались плеск воды, крики птиц, свист ветра в листве и тому подобное, да и вообще настроение музыки мне очень сильно напомнило NECROPHORUS.

R.: От Евгения я ожидал более бодрой и ритмичной программы — во всяком случае, поздний ночной (или слишком ранний утренний) час располагал к тому, чтобы растрясти аудиторию техно-шаманскими танцами. Ярые поклонники творчества Евгения без труда могли узнать фонограммы старых записей LUNAR ABYSS QUARTET, прокрученные с CD-плеера (в одной из них я угадал композицию альбома «Sleeping In The Sleep»), на фоне которых Женя мультяшно-шаманским голосом бормотал нечто необъяснимое и глубоко сакральное. На деле такой саунд больше напоминал экспериментальный этно-эмбиент-нойз КВАРТЕТА ЛУННОЙ БЕЗДНЫ, чем индустриально-шаманские перфомансы L.A.D.O., хотя сравнение с NECROPHORUS также имеет полное право на существование.

A.: Самым сильным и необычным психоактивным приемом, который использовал L.A.D.O., я бы назвал непривычно большую продолжительность выступления. Даже примерно не могу сказать, сколько времени все это продолжалось, но уж точно не менее двух часов. В какой-то момент я полностью ушел в транс, а вернувшись — воочию обнаружил себя объектом ритуала, связанного с неким лесным колдовством. К счастью, ближе к концу всё как-то само собой удачно разрулилось, иначе я бы сейчас не писал эти строки.

R.: Здесь, уважаемый коллега, я не могу не согласиться с вами — хронометраж преодолел все мыслимые границы. Под конец выступления я почти задремал, поскольку мне материал показался не гипнотичным, а весьма скучным и однообразным.

A.: В общем, у меня не было никаких поводов пожалеть о потраченных средствах и времени: норвежцы отыграли хорошо, а наши — ещё лучше. Клуб PLACE тоже производит самое благоприятное впечатление: похоже, это единственное из подобных заведений, где можно слушать музыку, не отвлекаясь на размышления о качестве звука. В ГЭЗе, например, акустики никакой нет вообще (как и громкости), в РЭДе регулярно что-то бренчит, бубнит, да и вообще саунд какой-то неприятный (и на улицу не пускают, подонки). А ещё призадумался я национальных особенностях нойза, и что у всех в последнее время слышанных на концерте питерских групп есть очень много общих отличительных черт, в частности, вышеупомянутый акцент на очень объемных и содержательных петлях. Вообще, мелькнула такая иллюзия, что выступили не 4 проекта, а два надпроекта (нацпроекта?) — гудящее-шипящий норвежский и трансово-зацикленный петербургский.

R.: К твоим рассуждениям об особенностях национального нойза могу от себя добавить следующую иллюстрацию. Хэрлайф и Ян с некоторым скептицизмом отнеслись к прозвучавшей программе ШУМОВ РОССИИ — по их мнению, такая музыка не несёт в себе ничего, помимо, собственно, звука, к тому же ещё и хаотичного, в то время как они, норвеги, предпочитают (кто бы мог подумать, глядя на их суровые лица и богатырский склад!) более эмоциональное и атмосферное творчество. NORTHAUNT поделился информацией о том, что в Норвегии не один десяток групп исполняют noise; Ян, в свою очередь, сообщил, что совсем не против организовать проект NOISES OF NORWAY. Таким образом, беседу с ними можно считать первым экскюзивным интервью с рожденным в холодной снежной России проектом скандинавских дарк эмбиент-скальдов.

Во мне посещённое мероприятие оставило исключительно положительные воспоминания. NORTHAUNT целиком оправдал личные прогнозы, отыграв вполне атмосферную, но не слишком искусную в техническом смысле программу. То же самое можно сказать о SVARTSINN — слабую техническую сторону концертного амплуа проекта сверх необходимости уравновесила невероятная выразительность материала. ШУМЫ РОССИИ своим плотным нойзом тщательно прочистили одурманенные нордическим эмбиентом мозги. Слишком пресным показался десерт в виде L.A.D.O. Впрочем, сопровождающие проекты были выбраны грамотно, да и выбор был невелик — dark ambient не очень хорошо прижился в болотистой почве Петербурга, не пустил корни мрака и отчуждения. Разочарований (за исключением отсутствия KAMMARHEIT) фестиваль не принёс, а посему я могу считать его удавшимся и завершаю на этом свои рассуждения.


Примечание: все материалы помещаются в рассылку без графических иллюстраций. Чтобы увидеть иллюстрации, посетите сайт.

Dark Industry
Dark Industry Communication Port


В избранное