Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Художественный Совет

  Все выпуски  

Классика в музыке, музыка в классике. Прекрасная Елена


Информационный Канал Subscribe.Ru

Прекрасная Подольчанка Елена

Ф.Ф.Преображенский, И.Петреев, Ю.Маковецкий, Ю.Амелюшкин Ф.Шанон, А.Волконская, А.А.Симплияров, М.А.Покобатько, Ксения В.
При участии «Подольский Альманах», cтудия «Штандарт», «Новый континент», клуб «Оригиналы», агенство спец. маршрутов «petreev.ru»



О музыке, поэзии, литературе, живописи, истории,

"В торговле мне нравится смелость и предприимчивость. Она не воздевает молитвенно руки к Юпитеру. Я вижу, как эти люди ежедневно делают свое дело бодро и отважно, делают даже больше, чем предполагают, и приносят, быть может, больше пользы, чем сами могли бы сознательно придумать. Я меньше удивляюсь даже героизму тех, кто полчаса простоял на передовой линии в Буэнос-Виста... Торговле присуща удивительная уверенность, спокойствие, бодрость, предприимчивость и неутомимость. К тому же она куда естественнее многих сентиментальных экспериментов и фантастических прожектов; вот откуда ее поразительные успехи. Когда мимо меня грохочет товарный поезд, на меня веет свежестью и простором; я ощущаю запахи всех товаров, которые он развозит на своем пути от Лонг-Уорфа до озера Шамплейн, и они напоминают мне о дальних краях, о коралловых рифах, об Индийском океане, о тропиках и о том, как велика наша земля..." Великий Торо         Вы скажете, Запад Европы, Америка, уж там все разглажено, бархатисто, обезжиренное молочко к черному кофию, сдобная булка, горные гряды товаров (предводитель монголов, утоляя голод, давал три дня на грабеж,здесь мало трех жизней, сполна посвященных разжиганию аппетита). Окраины корчатся от зависти к изобилию центра, но когда бы доходчиво объяснили им, какою ценой оно куплено, негры, азиаты, латиносы отшатнулись бы в ужасе. Беспрекословной работой – ею одной оплачен товарно-гастрономический праздник. Прямое фабричное рабство красных зорь накопления спустя годы явило ущерб, понадобилось что-то придумать взамен, и были взращены орды непонукаемо-искренних арестантов труда, постигших смысл своего назначения в том, чтоб спозаранку, без надсмотрщицких окриков и без будильника, по одному зову желания стремглав бежать на работу – и работать, работать,работать, до сверхприторной тяжести бременея трудом, как тяжелеет от нектара пчела. Населенные пункты Америки и населенные пункты Европы составлены их сомнамбулических толп, готовых отдать себя крокодилам, только бы невредимым осталось право на труд,только б не подмешали горчащих капель в зелье рабочего удовольствия, отведав которого уже не ищут другого. И всякий, кому не по душе эта радость, кто из-за порчи в мозгу или в теле безотчетно ее сторонится либо сознательно непочтителен к ней, заслуживает быть отторгнутым от продолжения своей жизни во времени – таких людей сразу замечают по запаху, цвету и вкусу. Третий мир должен честно задаться вопросом, готов ли он к получению удовольствия от труда, и если готов, ему впору приступать к работе по шестьдесят, по семьдесят часов в неделю, как адвокаты и финансисты, как принято в больших корпорациях,изведавших опьянение своим божеством.» Гольдштейн "Аспекты духовного брака"         Почему бы сегодня, во времена массовой безработицы, не посетить поселок "Большого Брата"? В Германии, где более 5,2 миллиона людей ищут работу, кандидатов в участники телевизионного реалити-шоу никогда еще не было так много! Более 25 тысяч претендентов, среди которых много безработных, изъявили желание пожить в гостях у Большого Брата! В этот раз речь идет уже не о квартире, а о целой деревне! Оцепленная колючей проволокой (чтобы не ходили любопытные), она построена как настоящая – с кафе, церковью, автомобильным гаражом и фермой. За всем этим наблюдают 100 телекамер. Как всегда бывает перед выпуском очередного телешоу, чтобы подхлестнуть интерес в нему публики, понадобился скандал. Продюсеру пришла в голову идея разделить пятнадцать кандидатов, живущих уже несколько недель в окрестностях Кельна, на три "социальных класса". На нижнем этаже социальной лестницы находятся бедняки. Они выращивают кур и свиней, им приходится кипятить воду, растапливая печь дровами, и спать в 30-метровой комнате. Кандидатам, попавшим в "средний класс", который также именуют "нормальным классом", повезло больше. Им отведена комната в 60 квадратных метров. Но они находятся в услужении "богачей"... устроившихся в 200-метровых апартаментах с садом! "Уникальный эксперимент". Однако принцип "социального лифта" позволяет богатым оказаться бедняками, а бедняков поднять на самый верх пирамиды. Те, кто убирает за свиньями, смогут тоже понежиться в сауне, если отличатся в играх на спортивной арене. А вот и настоящая новинка: кандидаты смогут жить в деревне так долго, как они того пожелают (если, конечно, телезрители не распорядятся их судьбой иначе...) Ведь новое германское реалити-шоу не имеет установленного срока окончания. "Это уникальный эксперимент", – уверяет голландская компания Endemol, являющаяся продюсером проекта. Итак, "Большой Брат" может стать вечным. Правда, в деревне пока кое-чего не хватает – кладбища. Кристоф Бурдуазо               А кто гонял эти караваны, кто исхлестал своими маршрутами весь земной шар? Да ведь агенты! И через сотни лет на поросших дикими травами пепелищах нашей безумной цивилизации новые первые трассы - пешие, конные или каких там посттермоядерных мутантов нам суждено оседлать? - нитки этих новых первых маршрутов протянут тоже агенты. Они повезут сквозь больные чащи европейских урочищ тюлений жир в старых баках от самолетного топлива и на одном из привалов настороженно познакомятся с теми, кто из-за Кипящего моря привез новым варварам зеркала - обожженные полусферы отражателей фордовских фар... И Mad Max будет гнать в Иерусалим последнюю цистерну бензина, а в ней опять окажется песок...         "Эти звуки приходят к нам как напоминание о пространствах, о наших пращурах: бродячих охотниках и собирателях, о предках кочевниках, которые ногами открывали неизученную планету... Никогда не придет время, когда человек будет равнодушен к сигналам дороги: гудкам, стартовым командам, реву оживших двигателей, как раньше он не был равнодушен к ржанию коней, стуку копыт и колес, сиплому крику караванных верблюдов".         невероятно любопытно, как бы развивались окружающие меня люди, если бы у них было достаточно денег, чтобы не зарабатывать их - достаточно даже на то, чтобы с комфортом поселиться в любом другом месте. Чем бы занимались, как бы себя проявляли. кажется, деньги - это сильное искушение стать никем и ничем. Ведь в наше время и в нашей стране совершенно не развита система взглядов на становление человека в чем-то, помимо работы/зарабатывания. Даже те люди, которые на работу/зарабатывания тратят не слишком много времени, оказываются почти ни на что не способны (хотя в юности подавали большие надежды). Очень трудно придумать какой-то проект без коммерческого основания, который бы провоцировал человека на каждодневные действия по его реализации. Кажется, максимум, в чем сейчас проявляются люди вне денежных интересов - это отношения, любовные или дружеские. Эмциональное потребительство. а при наличии денег многим придет в голову путешествовать: отличный способ достижения анонимности, вплоть до стирания себя из памяти людей и городов. dzenn         авто Форум       Форум недвижимость. Южное Подмосковье: Бутово, Щербинка, Подольск, Климовск, Чехов, Серпухов, Троицк, Домодедово ... online консультации: Приватизация, купля - продажи земельных участков в Подольском районе: процедура оформления документов, нормативная цена земель, налоги на землю и другая информация... ...

newcontinent.ru Интересная история 25 марта 2005г.













предложить новость «Словесин Предков»

Нелли Ржевская



«Самая лиричная татьяна...»

В дневнике Елены Сергеевны Булгаковой, который перечитывать готова с любой страницы, ибо все там пронизано любовью к Мастеру, набрела на любопытный факт.

До судьбоносной встречи с Булгаковым жила, оказывается, Елена Сергеевна в Большом Ржевском переулке, рядом с утопающим, по ее словам, в зелени храмом Ржевской Божией Матери. Обязательно надо там побывать - решила для себя. Если, конечно, суждено храму было устоять во времена достопамятных реконструкций.

Каюсь, церковь или следы ее пока так и не разыскала. Другая дневниковая запись надолго завладела моим вниманием и подвигла на поиски совсем иного рода.

27 апреля 1937 года Елена Сергеевна лаконично записала:

"Вечером на "Онегине". Хорошо поет Татьяну Крутикова."

Да, да, это та самая Елена Крутикова, знаменитая наша землячка, ставшая солисткой Большого театра и почти четверть века певшая на лучшей сцене страны. Исполнившая все ведущие оперные партии сопрано, обласканная сильными мира сего, удостоенная высших государственных наград и регалий.

К тому времени, когда чета Булгаковых слушала ее в "Евгении Онегине" Чайковского, Кругликова уже пять лет была солисткой, а партию Татьяны ей поручили в первый же год ее сценической карьеры, после успешного дебюта в опере Верди "Риголетто".

Прекрасная подольчанка, чье имя золотыми буквами занесено на мраморную доску Московской государственной консерватории, давно занимала мое воображение.

"Большой и красивый голос", "лирико-драматическое сопрано", "трудолюбие, горячая любовь к профессии", перечень спектаклей с ее участием - все, что находила в немногих искусствоведческих работах о ней, рисовало идеальный образ-схему. А хотелось вдохнуть в него жизнь, прочувствовать живое обаяние личности, такой, какой она виделась современникам в вершинные моменты своей творческой судьбы

Татьяна Кругликовой, отмеченная Булгаковыми, и стала для меня таким золотым "ключиком", который потом помог приоткрыть волшебный театр дорогих полузабытых теней, одарил неожиданными встречами и находками. Но прежде замечу: я не случайно здесь употребила множественное число - "Булгаковы", хотя отзыв об опере принадлежит самой Елене Сергеевне. Их миры - ее собственный и ее гениального спутника - удивительным образом совпадали, пребывали в постоянной гармонии. Можно не сомневаться: и в тот апрельский вечер на спектакле они были едины в оценке исполнительского мастерства певицы. Елена Сергеевна всегда четко улавливала и фиксировала малейшие оттенки в настроении мужа, тем более что год был для Булгакова не из лучших. Его имя исчезло с театральных афиш, пьесы снимались с репертуара. "МХАТ превратился в кладбище моих пьес," - горько сетовал он. Когда сжимался круг отчаяния, музыка, Большой театр были единственным утешением. Да еще неизбывная вера Елены Сергеевны в литературный дар и высокое предназначение Михаила Булгакова. И если еще одна Елена - Кругликова, сама того не зная, своим талантом хотя бы на несколько часов принесла отдохновение усталой душе Мастера, воздадим ей должное и проникнемся чувством благодарности.

Приблизительно в то же время, что и чета Булгаковых, а может быть, годом-другим позже слушал в Большом театре Елену Крутикову будущий академик Николай Доллежаль. Тоже наш прославленный земляк. Они даже учились в одной школе, только в разные годы. Доллежаль раньше - еще в реальном училище. Уже потом это учебное заведение стали именовать советской школой № 2 (потом - № 1). Но в юные годы они друг друга не знали. Познакомились потом и даже стали дружить домами, когда Елена стала уже знаменитостью.

Впоследствии, в своей итоговой книге жизни "У истоков рукотворного мира" академик назовет Елену Дмитриевну среди близких друзей, наиболее ярких и поистине благородных людей" из мира искусств - в одном ряду с И.С. Козловским, Г.П. Вишневской, Д.Д. Шостаковичем.

Книга эта, попавшая мне в руки, когда отмечался столетний юбилей патриарха отечественной науки, стала еще одной счастливой находкой. И загорелась я желанием почти фантастическим: из уст Доллежаля услышать хоть что-нибудь о Кругликовой тех лет.

Нет, недаром была потревожена тень Мастера! Невероятное стало возможным. Вместе с двумя подольскими коллегами мы-таки побывали в гостях у академика в подмосковной Жу-ковке, где он прожил последние полвека.

И первое, что я услышала от Николая Антоновича, как будто он сговорился с Булгаковыми, - "она была прекрасная Татьяна". И поведал: "Как-то на курорте в Ялте встретился с Козловским. И спросил: "Иван Семенович, признайтесь, кто был лучшей Татьяной?" Подумал Иван Семенович и говорит: "Наверное, Крутикова. Она самая лиричная Татьяна." Сам я очень любил слушать в ее исполнении русские романсы. Она знала их великое множество. Вот за этим роялем себе аккомпанировала. Какие романсы? "Вернись, я все прощу", "Утро туманное"... Любила нам устраивать концерты по заявкам. Я тоже играл немного на фортепиано. И мама моя, и бабушка. У нас в доме всегда был рояль."

... Мы сидели за овальным внушительных размеров столом. Александра Григорьевна, супруга Николая Антоновича, радушно потчевала нас чаем и яблочным пирогом собственного приготовления. За этим столом не единожды сидела и Елена Дмитриевна. А рояль, о котором говорил Николай Антонович, - в соседней гостиной. Там же большой уютный диван. "Девочки Ростроповичей, на нем выросли, - говорит Александра Григорьевна. - Дача Ростроповичей поблизости. А напротив нас -Шостаковичи ."

Такое вот музыкальное окружение было у создателя первого в мире промышленного атомного реактора. Без звучащей музыки, настраивающей душу на высокий лад, Николай Антонович себя не представлял.

- Знаете, как мы встречали обычно Новый год? Вначале у Шостаковичей. Потом шли к Ростроповичам - за пищей духовной. Потом - к нам, пить чай, - рассказывает он. А его супруга продолжает:

- Дмитрий Дмитриевич нам всегда присылал билеты на концерты в филармонию. У нас даже постоянное место было - в 6-м ряду. А в Большом слушали все оперные партии Елены Дмитриевны.

Обаятельным человеком была Елена Дмитриевна, любила компанию, петь для нее было так же естественно, как дышать. Упрашивать ее не приходилось. Порой устраивались прямо на полу у камина, на шкуре медведя. Обязательный ритуал - совместные субботние чаепития.

Александра Григорьевна и сама в молодости отлично пела. Тогда она жила в Киеве и с ансамблем Григория Веревки приезжала даже на Всесоюзный смотр художественной самодеятельности в Москву. Довелось выступать в присутствии самого Иосифа Виссарионовича.

...Новый, 41-й год встречали в Москве на квартире у Круг-ликовой. Жила она поблизости от Большого театра. Как водится, раскупорили шампанское. Не думалось тогда, что это будет последний мирный год.

Александра Григорьевна вспоминает еще один новый год, послевоенный, уже хрущевских времен:

- Договорились с Еленой Дмитриевной и ее друзьями, что они приедут к нам в Жуковку. А тут срочная депеша - Доллежалю с супругой явиться в Кремль. Вообще-то Николай Антонович не очень любил всякие официальные приемы, да и своих гостей подводить не хотелось. Но отказаться от приглашения генсека все-таки не осмелились. Решили побыть часок-другой в Кремле и побыстрее вернуться домой. Побыстрей не получилось. Только собрались незаметно исчезнуть, как Никита Сергеевич возжелал лично пообщаться с академиком.

Приехали в Жуковку глубокой ночью, а там и без нас веселье в полном разгаре. Стали вместе по новой встречать Новый год.

В последние годы музыка в доме Доллежалей звучала не часто. Иных уж нет, а те - далече... Правда, не забывал родной институт - НИКИ-ЭТ. Столетие корифея отмечали по полной программе - с музыкой, пением, стихотворными приветствиями.

Похоже, мы стали последними после Светланы Сорокиной журналистами, кому посчастливилось общаться с замечательным ученым, убежденным, что "соприкосновение" науки и искусства в одной душе обязательно, ибо, по его словам, возвышает и укрепляет дух, поднимает творческий тонус. Не в этом ли таится разгадка того, что и в столь преклонном возрасте он сохранил ясность ума, самоиронию, поразительную остроту памяти?..

Подольск своей юности он помнил в деталях. По школьной фотографии называл имена одноклассников, охотно рассказывал о наиболее ярких судьбах. Помнил и девичью фамилию Кругликовой - Малофеева:

"Ее муж, Кругликов, многое сделал, чтобы в Москве она получила хорошее музыкальное образование. Кто бы в Подольске заметил девочку Лену Малофееву из семьи сапожника и по-настоящему помог раскрыться ее таланту? - рассуждал Николай Антонович. И потом поведал драматическую историю, связанную якобы с судьбой Крутикова. Добавив, впрочем: "Это версия. Сам я в свидетелях не состоял. Заню только, что где-то в Бутове у Крутиковых была дача. Он, по-моему, был инженером МО-ГЭСа. Поспрашивайте у коренных подольчан. Крутикову они, наверное, не забыли..."

Конечно, не забыли, хотя можно бы и почаще вспоминать... Кстати, "замечена" была Елена в Подольске и в свои юные годы. Елена Дмитриевна сама называла своих первых учителей пения: Евпраксию Николаевну Прозорову и Ивана Зотовича Поповича, у которых пела в хоре в 1923-1924 г.г., занимаясь в подольском Пролеткульте. Им руководил Марк Местечкин, в то время молодой артист театра Мейерхольда, впоследствии народный артист РСФСР, профессор, главный режиссер Госцирка на Цветном бульваре. По совету своих учителей после 9 класса она поступила в музыкальный техникум им. Рубинштейна.. Но детали и подробности тех лет, естественно, можно восстановить лишь в самых общих чертах, собирая по крупицам.

"Все мы бывали подвержены некоей оптической аббера-ции: все высматривали нужный объект где-то вдали, а потом вдруг обнаруживали, что искомое - совсем рядом." Трудно не согласиться с мыслью, высказаной Николаем Антоновичем.

"Искомое" явилось, во-первых, в облике милейшей Юлии Николаевны Ябеловой, которая передала мне архив, любовно собранный ее мамой, Людмилой леонидовной Ретюнской, - газетные вырезки разных лет, где упоминается имя нашей прекрасной землячки.

...У меня в руках пожелтевшая страница "Известий" за 28 мая 1933 года, целиком посвященная 1 Всесоюзному конкурсу музыкантов-исполнителей. Елена Кругликова стала тогда победительницей этого конкурса среди вокалистов, продемонстрировав прекрасный голос и высокую технику исполнения.

Ее портрет - молодой, улыбающейся, с разметавшимися светлыми волосами, - какой-то очень неофициозный по тем временам, помещен в верхней части газетной полосы, рядом с будущими знаменитостями - Э. Гилельсом, С. Кнушевицким. Она буквально лучится радостью бытия. Все у нее впереди. Ей предстоит петь с Собиновым, Козловским, Михайловым, Давыдовой, равно блистая в классическом репертуаре и в современных оперных произведениях. Через три года ей присвоят уже звание заслуженной артистки РСФСР.

При всем том она останется такой же скоромной, доброжелательной, охотно откликающейся на приглашения земляков выступить с концертами - в ДК им. Лепсе, летнем театре городского парка культуры. Вот красноречивое свидетельство - заметка в "Подольском рабочем" от 3 июля 1937 года - "Концерт знатной землячки Е.Д. Крутиковой". Оказывается, исполняла она тогда арию Лизы из "Пиковой дамы", романсы, а в заключение сцену из "Евгения Онегина". А уже 5 июля газета получила письмо-обращение самой певицы к подольчанам. "Большое спасибо за теплый прием на концерте, - благодарит она земляков. - Сколько знакомых лиц, друзей детства увидела я в зрительном зале!"

Дальше - своеобразный творческий отчет: исполнила роль Татьяны в "Евгении Онегине", Эльзы - "Лоэнгрин", графини -"Свадьба Фигаро", Наталии - "Тихий Дон". Сейчас, к 20-й годовщине Октябрьской революции, готовлюсь петь партию Лушки

- "Поднятая целина".

Она стала первой исполнительницей этой роли в опере И.И. Дзержинского и получила высокую оценку за глубину и психологизм раскрытия яркого народного характера. Но Сталинской премии удостоилась все-таки не за отечественную оперу, а за блистательное исполнение Матильды в "Вильгельме Телле" Россини. Случилось это в 1943 году. Как видите, когда стреляли пушки, музы не молчали. Вождь всех времен и народов к театру все-таки питал слабость. Кстати, Елена Дмитриевна пела в его присутствии на концерте по случаю встречи легендарных покорителей Северного полюса - Шмидта, Водопьянова, Молокова и др.

В годы войны Кругликова, как и ее коллеги из Большого театра, считали своим святым долгом выступать в составе фронтовых бригад - в действующей армии и госпиталях. 3200 концертов - есть такая общая статистика в театре.

Вместе с Максимом Дормидонтовичем Михайловым Елена Кругликова давала концерты в прифронтовом лесу под Воронежем. Исполняли арии из опер Глинки, Мусоргского, песни советских композиторов. Об этом Елена Дмитриевна лично рассказывала Николаю Николаевичу Гарновскому, тоже нашему подольскому человеку-легенде, взрастившему сотни дарований. Свою встречу с певицей он описал в очерке "Путь в искусстве", напечатанном в октябре 1981 года в "Подольском рабочем". Тогда по просьбе Гарновского Елена Дмитриевна привезла много своих фотографий, в том числе и военных лет. Перебирая их, вспоминала, что выступать порой приходилось на войне не только днем, но и ночью.

Так случилось однажды, когда прибыло на фронт пополнение сибиряков. Утром им предстояло уйти в бой. Комбриг попросил артистов, устроившихся уже в землянке на ночлег, встретиться с бойцами. Разумеется, они с готовностью откликнулись. "Никогда не забуду, - говорила Е.Д. Кругликова, - с каким подъемом мы все выступали в эту ночь. А когда Максим Дормидонтович пел "Дубинушку", сибиряки, как по команде, подхватили припев."

... Вот какие славные истории хранят старые газетные вырезки. Еще одну - из газеты "Правда" за май 1951 года - беру особенно бережно, трепетной рукой. В годовщину 175-летия Большого театра СССР "Правда" поместила коллективный портрет ведущих артистов. Какие имена! Г.С. Уланова, Н.Д. Шпиллер, А.С. Пирогов, Н.С. Голованов, М.О.Рейзен, И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, М.Д. Михайлов, Г.М. Нэлепп, П.М. Норцов, М.М. Габович - одно их перечислениме заставляет учащенно биться сердце. Рядом с М.П. Максаковой и В.А. Давыдовой - Елена Дмитриевна, гладко причесанная, со скромным прямым пробором по моде тех лет. Исторический снимок...

Еще 5 лет продолжалась оперная карьера Крутиковой, а в 1957 году, когда ей исполнится 50, она покинет Большой. Почему это случилось, существуют разные предположения. Своя версия есть и у меня. Но об этом как-нибудь потом.

Дальше начинается активная педагогическая деятельность. Вначале в Гнесинке, потом в консерватории - доцентом по классу вокала. Елена Дмитриевна оказалась прекрасным воспитателем молодых дарований. Она ставила голос знаменитому болгарскому драматическому тенору Димитру Узунову, певшему впоследствии

во многих театрах мира. У нее занимались Георгиевы. Болгария, как известно, славится своими оперными голосами. И то, что россиянка Кругликова напрямую причастна к их "огранке", благодаря чему они засияли во всем блеске, - факт весьма примечательный.

А вот еще один факт, очень любопытный, поскольку имеет прямое отношение к нашему земляку, ректору Подольского института МГОУ Сергею Дмитриевичу Иванову. Оказывается, в свое время ему тоже посчастливилось брать уроки у знаменитой певицы. Более того, именно она убеждала его сменить "техническую" стезю и профессионально заняться пением.

- Бросай свою кандидатскую, - настаивала она. - Ну, защитишься, ну, станешь кандидатом, доктором - и что? Театр, сцена - вот твое. Будь решительней, не трусь. Ты готовый певец.

... Елена Дмитриевна часто приезжала в Подольск к Ивановым, была дружна с родным дядей Сергея Дмитриевича -Владимиром Сергеевичем. Заниматься к ней Сергей ездил в Москву. Жила Кругликова, по его словам, на Тверской, напротив Моссовета, в угловом доме, где книжкный магазин, в простор-

ной квартире.

Здесь часто бывал и Владислав Агафонников, которого, по словам Иванова, Елена Дмитриевна прямо-таки обожала. Она считала его талантливейшим концертмейстером и охотно под его аккомпанемент пела. И Сергея Дмитриевича приглашала участвовать в своих концертных

программах. Вспоминает, как исполнял несколько романсов Чайковского в ее концертах в ВТО и ЦДРИ. Можно только

догадываться, какие чувства тогда его переполняли.

Но... жизнь предъявляла свои счета, диссертация была на подходе. Наука тоже неотвратимо манила, и жизненный путь оказался, к счастью, успешным и плодотворным. Заслуженный деятель науки России, профессор, доктор технических наук, вице-президент Международной славянской академии - это все о нем, об Иванове.

Но тот, кому довелось услышать, как колоритно он исполняет "Блоху", "Вдоль по Питерской" и другие жемчужины российской классики, неизбежно придет к заключению: жаль, что такой голос звучит в камерных аудиториях. Ему бы большой полет...

Артистизм, певческая культура, классическая русская исполнительская школа - уроки Кругликовой не прошли даром. Чему все-таки и как она учила, интересуюсь у Сергея Дмитриевича.

- Она мне показала мой диапазон голоса. В молодости я брался петь все - от тенора до баса, от Фауста до Мефистфеля. Свободно брал "до" третьей октавы. Но знаете, как говорил студентам мой первый профессор в консерватории В.И. Садовников: "До", да не то". В общем, приди, приди, желанный звук (Иванов после школы поступил в консерваторию, но по семейным обстоятельствам не мог продолжать занятия - Н.Р.).

Учила меня Елена Дмитриевна правильному звукоизвлече-нию, умению владеть дыханием. Как стоять, двигаться на сцене, - тоже. У нее были разработаны специальные упражнения. Профессиональных тонкостей существует множество, и она ими щедро делилась. Никогда не раздражалась, и, несмотря на свои регалии, была очень простым, чрезвычайно доброжельным и отзывчивым человеком. Никогда не щеголяла своими знакомствами в верхах. Лишь однажды показала уникальный снимок: Сталин у нее в гостях на даче в Манихино.

Я так и ахнула, услыхав такое от Сергея Дмитриевича. Вроде бы вождь всех народов не особо любил покидать свою летнюю резиденцию. Но оснований не верить рассказанному нет. Эпизод со снимком запал Иванову в память. К тому же глаз у него острый, художнический - он даже помнит позу, в которой запечатлен Сталин. Вполне вероятно, что собеседником Иосифа Виссарионовича мог быть супруг Елены Дмитриевны. Вторым браком она была за Алексеем Никитовичем Лаврищевым, профессором, известным специалистом. Но обаянию и дару певицы вождь, как уже упоминалось, тоже отдавал должное.

Обаяние... Интересно, какое впечатление производила Круг-ликова в жизни? Оставалась ли такой же яркой, как на сцене, или становилась обычной, ничем не выделяясь из толпы. От эстета, тонкого ценителя прекрасного, Сергея Дмитриевича Иванова услышала следующее:

- Она, несомненно, была красивой женщиной. Я бы сказал -тип русской красоты: статная, отличная фигура, густые волосы, выразительный рот. А глаза... Когда Елена Дмитриевна пела, они зажигались каким-то магическим светом, вся она преображалась и дивно хорошела. Ей было уже под 60, когда мы особенно часто виделись, но теперь могу признаться откровенно: я, молодой тогда мужчина, вполне мог в нее влюбиться. И не только я...

С.Д. Иванову посчастливилось видеть и слышать Круглико-ву во многих ролях на оперной сцене и в концертах. И ее трогательную Машеньку в "Дубровском", и озорную Оксану в "Черевичках", и лихую Лушку в "Поднятой целине". О кругли-ковской Татьяне говорит восторженно: "Истинно пушкинская, мечтательная Татьяна". Но больше всего полюбилась ему Лиза из "Пиковой дамы" Чайковского.

Вспоминает, как Елена Дмитриевна в бархатном голубом платье с накинутым белым мехом на плечах, вдохновенно исполняла арию Лизы в ДК им. Лепсе. И вырисовался четко прекрасный силуэт на полузатемненной сцене, и таинственно мерцали из-под вуали ее глаза, а зал восторженно внимал серебряным переливам волнующего голоса. А потом шквал аплодисментов, цветы. Она с благодарностью их приняла, но больше на поклоны не вышла.

- Елена Дмитриевна, а почему? - допытывался тогда у нее Иванов.

- Надо уметь уходить, - ответила певица...

Не потому ли она так рано рассталась с театральными подмостками, чтобы навсегда остаться в памяти ценителей "самой лиричной Татьяной"?


Фотографии любезно предоставлены внучатой племянницей Елены Дмитриевны — В. Г. Филипповой.


* * *


Русский форум. Двор чудес     предложить статью.

Разрешается использование материалов рассылки
с обязательной активной ссылкой «Подольский литературный альманах» podolsk.org
и без внесения изменений, с сохранением всех ссылок.







Подольск. Подольский каталог.


Подвиг Евгения Родионова

Русские национальные Апрельские форумы



Propaganda is designed to appeal to the gut, not to the brain.


  • Демократия как игра в напёрстки

    vg_3000 : Имущественный ценз и отсутствие судимости предлагаются в качестве исключения из политического процесса люмпенизированных слоев общества, хулиганья и бандитов. Предполагается, что это стабилизирует пол. систему. Конкретный механизм реализации - при избрании Парламента, либо Президента, либо выборщиков - на суд сообщества форума. Тест IQ для выборщиков, премьера и Президента, при сохранении разделения властей, политических партий и альтернативных СМИ (большинство СМИ не может по закону принадлежать одному магнату, либо партии) считаю приемлемым. За образец предлагаю систему правления США (демократическая федеративная республика). Естественно, с доработками под местные условия.

    Panaev : Экая ненашенская глупость. Хорошо всё-таки, что таким прямым идеям "нивжизь" не осуществиться. Ни-ко-гда! И невдомёк соискателям истин от политического мироустройства, что и в США-то этой системы никодась, отродясь не было и не существовало в их англо-американской природе. А была только одна ловкая её видимость. Наподобие, как с ихними лунатиками - первооткрывателями. Тут не всегда враз сообразишь существуешь ли в самом деле - здесь и сейчас, а каково ж им то, Там-то и там, у такой-то ... На куличиках, На луне! Было себя осознать. Да было ли, не было, а все там будем. Так вот если и существовало, когда, хотяб жалкое подобие той химеры, что американской конституцией зовётся, так оно только на ихних американских мозгах с менталитетом зиждилось. А от него, от менталитета всё так и зависит в конечном итоге. По какому такому закону, и что кому должно принадлежать ... да вам самим то не смешно ли?! Должно принадлежать. Испокон веку кому должно, что принадлежать, тому и принадлежало. То бишь сильному и могущему отстоять своё право на то, чем он, по большей части опрометчиво, завладел. Cдуру! И дальше вся его отчаянная и теперь никчемная жизнь будет принадлежать идеи обронения ухваченного. Но нет в известной истории примеров, когда бы это добром для кого кончилось. Не для владельца, так для его потомков. И только абсолютно недалёкого ума люди не в силах видеть столь очевидные реалии нашего бытия. А всячески стараются подменять это разными измышлениями про ай-кью.
    ... далее - текст полностью


  • Презабавная это штука - буквы и алфавит

    begemot : Презабавная это штука - буквы и алфавит. Особливо при ближайшем рассмотрении.
    Оно конечно понятно, что иероглифы позамысловатей будут и посодержательней. Кто знает, может они - есть естественная последующая стадия развития всякого недоразвитого алфавита, наподобие латиницы всего из 26 универсальных буквочек. И чего это заумные, хитрые татары на них чуть было не подсели. В Кирилице то поболее будет.
    И вообще граждане Кирил и Мифодий довольно коварно поступили изобретая новую модификацию письменности. Тем самым они заложили многие и многие сонмы конфликтов на почве непонимания и недопонимания. И кто знает не они ли, тогда впервые серьёзно поделили известный мир, ну уж Европу то точно на Варшавский договор и натовских католиков. И определили грани духовного противостояния. Организовали, так сказать, игровое пространство. Разделили на Наших и ненаших.

    На Русских и немцов. Немцы - значит - немые. По нашему не разумеющие. Вот это Шовинизм первородный, нашенский, еще до зарождения самого его основателя.

    Ну ихняя women c W c обратным замковым M хотя конечно и симметричны по своей самой природе, но наша то Ж посолидней будет, хотя и несимметричны, по-правде и по-жизни сказать, и наша Жизнь и наши Женщины с нашей же Жестокостью.

    Ну а Меn на букву М - он повсюду на эту самую букву будет, как ни крути.

    А при еще более ближайшем рассмотрении этих забавных буквочек, так и еще больше открытий сделает средний пытливый ум.
    Вот секреты ментальности заложенные семантику буквочки.
    Посмотрите какая вся такая акуратная и пристойная буквочка i Человечек с головкой. И стоит себе смирненько. И законопослушно. И ничто его натуру не колышит.
    И напротив взгляните на нашенскую Я Чувствуете разницу? Стоит вот это вот, в поле. Перекособочась. И подбоченясь. Отставив ножку в сторону. И будто подрыгиваясь. Не иначе, как во чистом поле, пред очередной европской или азийской ордой. Ухмыляется и приговоривает себе там чего то под нос. Мол идите- идите.

    Давайте-давайте. А я то всё думал в детские годы, чего это наши коннармейцы «Даёшь!» орали. Может «Даёшь стране угля» уголька. Да, Нет.
    Идея, хоть как то более-менее разумно управлять таковским народом катастрофична в своей основе.
    Неужели же всё это случилось из-за двух пришлых составителей Русской АзБуки, Веди . . .

    Коровьев : Именно, именно благодаря Вам, дорогой Бегемот! и Вашенским языковым познаниям,
    я наконец увидел и осознал истинный смысл БУКВЫ М !!!
    И как это я раньше не замечал таких очевидных вещей ?
    Вот же Он стоит! Прямо передо мной стоит, на двух своих расставленных ножках.
    Стоит и в некоторых вариантах нечертания гарнитур явно делает что то совсем не потребное на чистой бумаге.

    Что Вы наделали, тут! Любезный коллега.
    Теперь я не смогу нормально воспринимать текст.

    Скобичевский: А я по такому случаю! Предлагаю устранить полностью букву М и её полное начертание. Вследствии полной ассоциативной непотребности.

    присоединиться ко «всеобщей такой-то декларации За отмену буквы М», как сегрегирующую по половому признаку


  • Недвижимость Подмосковья


  • Монголо-татарское иго

    Александр А. Ермаков : "а как вы объясните ярлыки на княжение"? А кто их, ярлыки видел? Где они, или их копии хранятся? Нет таких документов. Но в Западной Европе то Папа Римский, то Император Св. Римск. Империи выдавал соответствующий документ королю суверенной страны. Традиция такая. А в чём причина яростного сопртивления Козельска? Можем поставить вопрос по другому - а в чем причина ленивого сопротивления других городов, а то и безоговорочная сдача? С Козельском достаточно толково описал Бушков. Сидел там на княжении один из Ольговичей кн. Василий и противостояние имело принципиальный характер. К стати этот Василий при штурме погиб. Как и при каких обстоятельствах неизвестно. В добатыевой истории гибель князей можно посчитать на пальцах. Ярослав Всеволодович резал своих конкурентов без жалости, но не нарушая уложения Любечевского съезда - своих не убивать, разве на поле боя. Вот формально следуя традиции на Сити оставил обезглавленного(!) брата Юрия Всеволодовича, в Козельске Василия и т. д. Тогда с чего это историки пишут что князья постоянно ездили в орду за ярлыками. С чего это они взяли? Зачем им выдумывать это? А если нет, то куда, к кому, и зачем они ездили"? Все вопросы к историкам. Я за них, историков, отвечать не могу. А ездили как все правители, включая нынешних, в соседние страны с визитами, договора подписывали - кого и когда грабить будут. Обычная практика международных отношений. Помимо Козельска, яростное сопротивление оказал Торжок. Монголы его, якобы, уничтожили (брехня, но это сейчас неважно) и отправились к Новгороду. Испугавшись весенней распутицы (эко изучили рассейские природно-климатические условия) повернули вспять. Более попыток ограбить богатый город не делали. С чего это все? Очень просто. Торжок - ворота к Новгороду. Именно через Торжок новгородцы получали зерно из "низовых" т.е. южных княжеств. Овладев Торжком, методом хлебной блокады можно было диктовать новгородцам свои условия. За Торжок воевали в Всеволод Большое Гнездо и другие князья именно по указанной причине. Вот и Ярослав Всеволодович постарался установить этим традиционным способом контроль над Новгородом, взять которого военной силой в те поры было невозможно. А.
    Было?


  • Донос и предательство как норма жизни Предательство вообще трудноразлечимо в реалиях современной жизни. Один тяжело размышляющий о таких вопросах человек саркастически насмехался над традиционалистами в делах чести. И искренне возмущался базированием моральных норм на допотопных древних нормах замечательных героев Дюма. Однако, насладившись саркастическими нападками и немного поразмыслив, пораскинув мозги, я, по чести сказать, так и не нашёл ничего более подходящего и основательного для построения моральной базы простых человеческих отношений: Дружба, Верность, Понимание, Надёжность и так далее.
    ... Норма?.


  • Сталин: за и против.
  • Латвия: Неонацизм или комплекс
  • Воюем числом!
  • Україна
  • В 2005 году на вооружение российской армии поступит тяжелая боевая машина поддержки танков - БМПТ
  • Роман в романе. (или критика Латунского)
  • От курсанта до генерала. Петр Семенихин
  • Нельзя чтобы тебя за этим ловили - это непрофессионально
  • Тигровые пантеры и бутылочка смеси.
  • Лучшый танк 2МВ безусловно является Ил-2
  • Танки с танками не воюют или миф о Т-34
  • Вторая мировая война
  • ВАндрей Миронов. Вариант реформы российской армии
  • Контрактная или подневольная армия?
  • Питер Брейгель. Возвращение охотников. Январь. Времена года.
  • История зис-112 По следам бело-синих. Сергей Канунников
  • Социалистическое отечество в опасности или балаган с 23 февраля
  • Об утраченных возможностях, или загубленной жизни
  • Учителям Каббалы!
  • Прокати нас, Петруша, на тракторе
  • Слепящая тьма Великой Победы.
  • Хорошему танцору армия мешает или елка а вокруг дубы.
  • Поставщик Сталина с 1918 года.
  • Миллионы и Пуговкин.
  • Хота композитора второго ранг
  • Александр Македонский, Искандер и овечка Долли.
  • Т-34 или Тигр:
  • исторический тупик
  • В гостях у сказки.
  • "Cущность человека: Библейская концепция."
  • "Может ли заниматься полноценным творчеством - атеист?"
  • "Смысловой словарь Библейских терминов."
  • «Постоянно действующее заседание художественного совета»
  • Об утраченных возможностях, или загубленной жизни
  • Русские танки идут!
  • Таинственное оружие
  • Лучший современный танк
  • Гениальный пасквиль
  • Малявинские девки.
  • Красные птицы.
  • Льдинка, дубовая ножка и кучка.
  • Александр Македонский, Искандер и овечка Долли.
  • Значок или звезда?
  • Тихий ренесанс сталинизма
  • "В чем смысл жизни?"
  • Культурный терроризм (Аналитическая статья)
  • Нобелевская премия для Рихарда Зорге
  • Обязательно ли русский - православный христианин?
  • Может ли заниматься полноценным творчеством - атеист?
  • Канонизация Распутина. Какие святые у православных.
  • Донос и предательство как норма жизни
  • Уроки матрицы
  • Кутузов или Жуков?
  • Two Lines. Цикл Пролетарий.
  • Мужчина и Женщина. Брак. А стоит ли?
  • Романтика убийства в зеркале социалистического реализма
  • Национализм - благо России
  • НЛП как инструмент кодирования масс.
  • Исламо-фашизм.
  • Суворов/Резун - величайший военный историк современности
  • СПИД и 59 его тел
  • The review of Ara Baliozian. Canada
  • Центр целительства «Источник жизни»





    другие рассылки Subscribe.Ru
    Подольский Альманах.
    Афоризмы. Интересные мысли интересных людей. Рассылка 'Подольск'
    Подольск Рассылка 'Подольск'
    О музыке, поэзии, литературе, живописи, скульптуре, истории, философии, культуре. Рассылка 'Подольск'
    Интер-журнал о музыке, поэзии, литературе, живописи, скульптуре... истории, философии, культуре.
    Помочь разобраться в понимании характера и содержания музыкальных произведений, произведений живописи, скульптуры.
    Обсуждение литературных и поэтических произведений. Необычный взгляд на историю. О времени и пространстве.

    История войн и оружия. Анализ сражений. Стратегия и тактика. Рассылка 'Подольск'


    http://subscribe.ru/
    http://subscribe.ru/feedback/
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: culture.music.continentmusic
    Отписаться

    В избранное