Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Музыка эпохи барокко и не только. Проект В.Самсонова. Интервью с Ольгой Мартыновой


Информационный Канал Subscribe.Ru

Добрый день, дорогие читатели и слушатели!

Сегодня - давно обещанное интервью с Ольгой Мартыновой, посвященное предстоящему концерту. 

Напомню, что речь идет о концерте "Музыка для лютни, исполненная на клавесине", который состоится в четверг, 26-го декабря, в 19:00, в Палатах Петровского монастыря (ул. Петровка, 28, метро "Пушкинская").
Заказ билетов: на странице http://parter.ru/event.asp?sect=23&event=884 
или по телефону 258-0000.

Как я и преполагал, Ольга отнеслась к выверке текста очень придирчиво и невероятно щепетильно, я привозил ей вариант за вариантом, и вот наконец - внесена последняя небольшая поправка, и текст предлагается вашему вниманию! Но сперва - немного собственно музыки: отрывок из красивейшей прелюдии для лютни И. С. Баха, исполненной на клавесине Ольгой Мартыновой в Рахманиновском зале Консерватории: (mp3, 241K) .

Итак, интервью с Ольгой Мартыновой (О.М.), 12-го декабря 2002 г., вопросы задавал Александр Морозов (А.М.):

А.М. Оля, первый вопрос совершенно естественный - предстоит необычный концерт, лютневая музыка на клавесине, и хочется узнать - почему именно лютневая? Откуда взялась идея? И если не возражаешь - будем говорить на "ты", хорошо?

О.М. Хорошо, конечно. Идея достаточно не новая, в XVII и в начале XVIII  века так делалось очень часто - музыка для одного инструмента исполнялась на другом. Например, И.С. Бах предлагал лютневые сочинения к исполнению на клавире, а скрипичные - на лютне. Робер де Визе, композитор XVII - начала XVIII века, чья музыка будет звучать на концерте, нередко перекладывал и оркестровые сочинения, и клавирные для других инструментов, есть даже отрывки опер Люлли в его переложении для лютни. В наше время замечательный лютнист Хопкинсон Смит исполняет на лютне и скрипичные сочинения Баха, и виолончельные. А идея концерта появилась просто - я очень люблю лютневую музыку. А поскольку на лютне я играть не умею - приходится играть ее на других подручных средствах, то есть на клавесине!

А.М. Ты сказала, что так делалось очень часто в те времена - но почему, по какой причине?

О.М. Причина очень простая - наличие инструмента. В те времена музыкант играл на том инструменте, который был у него под руками. И композиторы следовали этой практике. Снова пример Баха - он мог писать свои инструментальные сочинения так, что фактура их оказывалась далека от особенностей исполнения на инструменте, для которого они предназначались. Важно было достичь конкретной музыкальной цели, и не слишком важно - на каком инструменте это исполнять.

А.М. Можно ли предположить, что была и другая причина - та, что музыкантам XVII века было доступно мало музыки? В то время ведь не было больших типографий, ноты часто переписывались от руки, поэтому музыкант обычно знал композиторов только в своем городе, ну может в ближайших. Или композиторов в то время было много?

О.М. Композиторов было много. Важной особенностью эпохи было то, что композиторы не делились на явно первостепенных и второстепенных. Если уж человек писал музыку, то это практически всегда была музыка хорошего качества. Естественно, и лютневой музыки было много, так как лютня была безраздельно господствующим в XVII веке камерным инструментом, даже по сравнению с клавесином, она была инструментом номер один.

А.М.  Насколько я знаю, ты училась у Хопкинсона Смита, знаменитого лютниста. Можешь рассказать о нем?

О.М.  Да, конечно. Хопкинсон Смит - один из величайших музыкантов в барочной музыке, это не только мое субъективное мнение, но и совершенно объективное. Кстати, он начинал свою музыкальную деятельность с обычной гитары. Хопкинсон Смит играл во многих известных барочных ансамблях, записал большое количество различных дисков, его дискография включает практически весь лютневый репертуар. Не только широко известные вещи, но и очень многое, что существует только в рукописях, и никогда не было опубликовано. Таким образом, он озвучил многое из того, что вообще было недоступно. У Хопкинсона Смита есть такая уникальная вещь, которую можно назвать - ну, наверное, искрой божьей! Поэтому я, совершенно явно и нисколько не стесняясь, предпочитаю его многим и многим другим исполнителям. Таких людей вообще очень мало, независимо от профессии! Когда я в первый раз услышала его игру, я просто плакала от счастья! Именно тогда у меня спала последняя пелена с глаз, и я окончательно поняла, чем стоит заниматься в этой жизни.

А.М. Невероятно интересно!
          Не могла бы ты рассказать, что за музыка будет звучать в концерте?

О.М.  Конечно. Будут сочинения И.С. Баха, некоторые из них написаны им "для лютни или клавира", именно так он сам обозначил. Другие его вещи прошли более извилистый путь - это скрипичные сочинения, переложенные для лютни, которые могут играться на клавире. Затем - Сильвиус Леопольд Вайс, который был великим лютнистом своего времени. Он был почти полным современником Баха - родился на год раньше, а умерли они в один год. Его слава гремела, он был гораздо более известным и успешным композитором-лютнистом, чем, например, Бах. Сохранилось очень много его музыки, хотя не вся она доступна, издано не так уж много. Существуют переложения его сочинений для современной гитары. Рассказывать об этой музыке словами бесполезно, она замечательная, и, как ни странно, ее очень легко слушать просто как современную популярную музыку! Наконец, Робер де Визе - французская музыка, и уже поэтому достаточно своеобразная. По форме же - сюиты, сонаты, отдельные пьесы, т.е. обычные формы для того времени.

А.М. А по каким нотам ты будешь играть? Это ноты для лютни, или переложения для клавира, или что-то третье?

О.М.  Здесь существует важная вещь, которая, надеюсь, все объяснит. Для лютни писались табулатуры. Табулатура - запись более "физически" ясная, чем ноты для клавишных инструментов, потому что в ней нарисовано, куда пальцы ставить. Таким образом, лютнист имел нечто более конкретное, чем клавирные ноты, причем для разных видов лютни и табулатуры выглядели по разному. В этом смысле клавирная запись - ноты - гораздо отвлеченнее. Лютнист по нотам тоже сможет сыграть, но не знаю, насколько ему это будет удобно. Я же буду играть, конечно, по нотам - т.е. по нотной записи лютневых произведений.

А.М. Но эти ноты - не для клавира? Их еще надо разложить на две руки, наверное есть и какие-то другие особенности?

О.М. Да, конечно, часто и разложить на две руки, и не только это. Что-то приходится добавлять, а какие-то особенности вообще не поддаются переложению - например, когда две или больше лютневых струн звучат в унисон, на клавесине этого сделать просто невозможно. Но все это - обычная практика тех времен. Кто-то из писателей-музыкантов XVIII века писал о том, что Бах часто играл свои скрипичные сочинения на клавикорде, добавляя при этом недостающую гармонию. И это совершенно нормальный прием, можно и нужно делать добавление голосов, достраивание гармонии - для прояснения общей музыкальной картины.

А.М. Скажи, а в России играют на лютне? Можно ли у нас услышать лютневый концерт?

О.М. На лютне у нас играют, но я за последние годы не помню ни одного сольного лютневого концерта.

А.М. Это одна из причин того, что ты будешь играть лютневую музыку на клавесине? Или ты просто любишь делать что-то новое?

О.М. Честно говоря, я не знаю ни одного музыканта, который любил бы делать все время одно и то же. В данном случае я делаю то, что мне очень интересно. Я даже не задумываюсь, как отреагирует публика на этот концерт. Мне очень интересно это играть, и мне было бы очень интересно слушать, если бы это сыграл кто-то другой, вот и все.

А.М.: Оля, что бы тебе хотелось сказать слушателям, которые придут на концерт?

О.М.: Пожалуй, только одно - когда вы будете это слушать, не предполагайте, что у вас обязательно возникнут ассоциации с лютней. Все, что играется на другом инструменте - все равно звучит совершенно по-другому.

А.М.: Большое спасибо за интервью, и удачного концерта!

О.М.: Спасибо!
------------------

А теперь - наша самая последняя новость: только что стало известно, что следующий концерт проекта состоится 9-го января, в дни школьных каникул. И снова - сольный концерт Ольги Мартыновой! Билеты появятся в продаже в ближайшие дни. О самом концерте пока скажу коротко: будет самая-самая клавесинная музыка - И. С. Бах (Инвенции), Ж-Ф. Рамо, Франсуа Куперен. Легкая, изящная, очень образная музыка, особенно интересна она будет тем, кто учится в музыкальных школах (уж инвенции Баха играют, кажется, все, а вот как же они звучали на самом деле?) :)  

С наилучшими музыкальными пожеланиями
    ведущий рассылки Александр Морозов, baroque@parter.ru .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное