Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русская лирика в романсе

  Все выпуски  

Русская лирика в романсе - Романсы А.Н.Вертинского


Многие бытовые романсы и песни той поры как бы разделялись на два эмоциональных потока: с одной сто­роны, безудержное веселье, ухарство, беспечность, свое­образное «трын-трава». С другой - разочарование, над­лом, душевные страдания, любовная тоска, ревность, безысходность.

В этом втором эмоциональном ключе было выдержа­но творчество талантливого поэта, композитора и испол­нителя Александра Николаевича Вертинского (1889- 1957), заявившее о себе после 1910 года.

Он выходил на сцену в маске Пьеро, символизируя уже внешними актерскими приемами существо своего номера, выражающее состояние жизненных разочарова­ний, нравственных утрат. По сути, искусство Вертинского предреволюционных лет - это отражение декадентства (от французского слова decadence - упадок), явления, распространившегося в русском искусстве вслед за Фран­цией, где оно и родилось в творчестве П. Верлена, А. Рембо и других.

Там это было вызвано крушением революционных идеалов Парижской Коммуны. В России - в связи с поражением народничества конца XIX века и послерево­люционной тиранией царизма.

А. Н. Вертинский нашел тот единственный путь к завоеванию симпатий многочисленной, бегущей от дей­ствительности в мир грез, интеллигентствующей публики, создавая свои многочисленные «Ариэтки Пьеро», а по су­ти, изысканные по музыкальному языку и форме вокаль­ные произведения, близкие салонному романсу.

Вертинского любили слушать представители художе­ственной среды, русское офицерство, буржуазия, студен­чество и самый широкий круг столичной и провинци­альной интеллигенции. Его романсы «Минуточка», «Ма­ленький креольчик», «Лиловый негр», «Попугай Флобер», «Кокаинетка», «Оловянное сердце», «Ваши пальцы пахнут ладаном» и другие пользовались большой попу­лярностью.

Музыкальная жизнь России до 1917 года складывалась не только из звучания камерно-вокальных жанров. В пол­ную силу функционировали императорские и частные оперные театры. На сцене Большого театра в Москве и Мариинского в Петербурге (Петрограде) звучали голоса многих замечательных русских певцов, в том числе - Федора Ивановича Шалйпина (1873-1938), Антонины Васильевны Неждановой (1873-1950), Леонида Виталь­евича Собинова (1872-1934), Григория Степановича Пирогова (1885-1931) и других. В 1916 году в эту пле­яду включилась молодая певица Надежда Андреевна Обухова (1886-1961), до театра выступавшая как кон­цертная певица. Все эти артисты, помимо оперных партий, пели камерный репертуар, в частности романсы. Напри­мер, в репертуаре А. В. Неждановой было более 700 во­кальных произведений концертного репертуара, песен, романсов, баллад, баркарол.

Концерты этих артистов были заметным явлением в музыкальной жизни России.

Звучала симфоническая музыка. Высокого уровня достигло хоровое искусство, особенно любительские хо­ры из рабочих, студентов, других объединений. Звучала музыка духовых оркестров, которые выступали в обще­доступных парках и садах, играя классические произведе­ния, популярные мелодии старинных вальсов, фантазии из опер и оперетт, марши и песни.

На этом фоне романс представлялся лишь одной из красок, но и в его судьбе отразились все противоречия времени.

 Путь развития и становления русской романтической песни


В избранное