Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русская лирика в романсе

  Все выпуски  

Русская лирика в романсе - Влияние октябрьского переворота


По-разному встретили Ок­тябрьскую революцию дея­тели русского искусства. Для одних   это   было   крушение надежд и творческих судеб. Для других - осмысление своей роли в общем революционном потоке, поиски свое-то места в новой жизни. Эти вторые все сделали, чтобы познать и принять революцию.

Чувством общности с народом и отличалась граждан­ская творческая позиция лучших представителей оте­чественного искусства и литературы в первое после­октябрьское время.

Многим из них пришлось решать важный вопрос: какое искусство нести массам? Ведь немалая доля их творчества была адресована классу имущих, избранных. Особенно остро этот вопрос стоял перед представителя­ми музыкального классического искусства и в первую очередь перед бывшими императорскими оперными театрами, в частности Большим театром в Москве, судьба которого оказалась в опасности.

В декабре 1919 года рас­сматривался вопрос «О закрытии театров в городе Моск­ве в связи с топливным кризисом».

«Чьи эстетические интересы,- говорил докладчик Галкин,- до сих пор обслуживают наши театры? Во всяком случае не трудового народа. Все те же буржу­азные оперы «Кармен», «Травиата», «Евгений Онегин» и т. п. …Ничего для народа, ничего для рабочих, ничего для красноармейцев. Уж лучше бы подмостки Большого театра были использованы для целей агитации и про­паганды…»

Речь оратора склонила многих к мысли о закрытии Большого театра, но когда вопрос был поставлен на голосование, председательствующий на этом собрании В. И. Ленин высказался в защиту театра, и этим была прекращена дискуссия о судьбе Большого и других импе­раторских театров.

Вскоре последовал «Декрет об объединении театраль­ного дела», по которому «театры, признаваемые полезны­ми и художественными», разделялись на несколько кате­горий,   все они  получили  государственную  субсидию,  а имущество театров - реквизит, костюмы, здания, библи­отеки - стало достоянием Республики Советов.

Лидия Александровна Фотиева, работавшая под руко­водством В. И. Ленина в секретариате Совнаркома, в своих воспоминаниях отмечает особую любовь В. И. Лени­на к искусству, к музыке, которую он, по ее словам, глубо­ко чувствовал и понимал. «…Владимир Ильич,- пишет Л. Фотиева,- урывал ми-нуты, чтобы послушать испол­нение крупных пианистов… Слушал в концерте пение знаменитой… Неждановой и восхищался им. Изредка бывал в театре, словом, пользовался каждой возмож­ностью насладиться искусством».

В театр пришел новый зритель. Он переступал порог его с особым трепетом, ожиданием чего-то сказочного, необычного и, как писал К. С. Станиславский, он отно­сился к актеру с «…трогательным чувством, заражавшим и актеров. Устанавливалась духовная близость сцены и зрительного зала».

В мягких креслах партера Большого театра уже не сверкание аксельбантов и золотых погон, а серые солдат­ские шинели, кожанки, бушлаты, часто перетянутые пуле­метными лентами (шла гражданская война). Люди, запол­нившие зал, воспринимали музыкально-сценическое дей­ствие с глубокой верой в подлинность свершаемого на сцене.

Особенно потрясала опера «Борис Годунов» с Ф. И. Шаляпиным в главной роли. В партитуре М. П. Му­соргского была восстановлена не исполнявшаяся из-за крамольного своего содержания до революции народная сцена «У Василия Блаженного».

Иной стала и концертная жизнь. Были пересмотрены репертуары оркестров, камерно-инструментальных кол­лективов, певцов. Из многих композиторских имен чаще других назывались имена Бетховена и Мусоргского - их творчество вызывало особенные симпатии революцион­ного народа.

 Путь развития и становления русской романтической песни


В избранное