Вокруг
бытового романса возникали коммерческие интересы. Издатели наперебой
предлагали сборники из репертуара Вари Паниной, Анастасии Вяльцевой и
Надежды Плевицкой - предреволюционных эстрадных звезд.
Гонорары
этих известных исполнительниц бытового, цыганского романса и русской
городской песни были ошеломляющими, а сборники, включающие произведения
их репертуара, выходили баснословными тиражами, распространяясь по
России. Популярности этих мелодий способствовали появившиеся
граммофоны и грампластинки.
В 1911 году вышло в свет 180 различных
сборников песен и романсов, появилась романсная «продукция», получившая
в свое время название за ярко выраженный мелодраматизм - «жестокий
романс». Русские романсы «Пара гнедых», «Не говори, что молодость
сгубила», «Ночи безумные», «Дремлют плакучие ивы» и многие другие у
критиков того времени получили эпитет «жестокого». Не выдерживая
конкуренции с эстрадой, классический романс тихо отступил в укромный
полумрак кабинетов, хоронясь от посторонних глаз, но продолжая свою,
пусть не такую активную, как раньше, художественную жизнь, удаляясь в
мир отвлеченных психологических исканий своих творцов, замыкаясь в
эстетском уединении, не слыша криков толпы, доносящихся с бурлящих
событиями улиц.