Русская лирика в романсе - Великие композиторы и романс
Имена
Алябьева, Варламова, Гурилева, Булахова и других композиторов,
создавших яркие образцы русского бытового романса XIX века, живут в
истории отечественной музыки. Но их творчество лишь одна грань. Высшая
художественная форма русского романса - это классическая. И среди ее
творцов такие мастера отечественного музыкального искусства, создавшие
основу национальной музыки, как Глинка, Даргомыжский, Бородин,
Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Кюи, Чайковский, Рахманинов,
Танеев и другие. Это о романсах Петра Ильича Чайковского (1840-1893)
академик Б. В. Асафьев говорил: «…В чудовищных условиях российской
действительности, в особенности провинциальной… среди людей,
страдавших от мелочной и пошлой жизни… нужна была… музыка
непосредственного искреннего чувства, которая давала бы возможность
«отвести душу»… Музыка Чайковского пришла вовремя и открыла полную
возможность такого рода интенсивного эмоционального общения».
Романсы П. И. Чайковского - это маленькие человеческие драмы, рассказанные с подлинным вдохновением, страстным чувством.
Стихотворение Алексея Апухтина отражает стремление души, тревогу человека, обратившегося мыслями в прошлое.
Музыка романса написана
(предположительно) в 1870 году после перенесенной П. И. Чайковским
личной драмы - крушения сердечных отношений с известной французской
певицей Дезире Арто, гастролировавшей в те годы в России.
Спектакль, в котором пела Дезире Арто,
состоялся в конце ноября 1869 года. Этим временем помечено и создание
П. И. Чайковским цикла романсов на стихи А. К. Толстого, В. Гёте, Г.
Гейне (в переводе Л. Мея) и других поэтов, посвященных любовной лирике,
сложным психологическим состояниям души: «Не верь, мой друг», «Ни
слова, о друг мой», «И больно, и сладко», «Слеза дрожит», «Отчего?..».
Сдушая эти романсы более чем через сто
лет после их создания, мы невольно испытываем чувства, некогда
владевшие композитором. Образы его музыки увлекают нас, и это тоже одна
из особенностей романса - быть всегда правдивым, нести в себе радости и
печали, страсть и горечь переживаний своих создателей. И каждый раз с
оттенком личного сопереживания быть воссозданным певцом.
Эти свойства романса являются чуть ли
не главной его отличительной чертой. Романс всегда современен. Каждое
новое поколение слушателей и исполнителей как бы «прочитывает» его
заново, как классическую новеллу, драму, рассказ.
Разве не музыкальная поэма - романс Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943) «Сирень» на слова Е. Бекетовой?
Композитор горячо любил русскую
природу, русские традиции, русскую речь и все, что было связано с
Россией, было ему бесконечно дорого. Эта любовь проявилась во всей
музыке Рахманинова и особенно в его романсном творчестве. Как,
например, в романсе «Здесь хорошо!» на слова Г. Галиной:
Классический романс имеет всегда
высокий строй мыслей и такой же, отобранный, очищенный от прозаических
интонаций музыкальный язык. Классический романс - это высшая форма
музыкальной поэзии, и традиции, заложенные композиторами XIX века,
сохраняются в классическом романсе советской эпохи. Впрочем, как и
традиции русского бытового романса XIX века сохраняются в лучших
бытовых произведениях камерно-вокального жанра наших дней.