Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русская лирика в романсе

  Все выпуски  

Русская лирика в романсе - Великие композиторы и романс


Имена Алябьева, Варламова, Гурилева, Булахова и других композиторов, создавших яркие образцы русского бытового романса XIX века, живут в истории отечествен­ной музыки. Но их творчество лишь одна грань. Высшая художественная форма русского романса - это класси­ческая. И среди ее творцов такие мастера отечественного музыкального искусства, создавшие основу национальной музыки, как Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусорг­ский, Балакирев, Римский-Корсаков, Кюи, Чайковский, Рахманинов, Танеев и другие. Это о романсах Петра Ильича Чайковского (1840-1893) академик Б. В. Асафьев говорил: «…В чудовищных условиях российской действи­тельности, в особенности провинциальной… среди людей, страдавших от мелочной и пошлой жизни… нужна была… музыка непосредственного искреннего чувства, которая давала бы возможность «отвести душу»… Музыка Чай­ковского пришла вовремя и открыла полную возможность такого   рода   интенсивного  эмоционального  общения».

Романсы П. И. Чайковского - это маленькие челове­ческие драмы, рассказанные с подлинным вдохновением, страстным чувством.

Стихотворение Алексея Апухтина отражает стремление души, тревогу человека, обратившегося мыслями в про­шлое.

Музыка романса написана (предположительно) в 1870 году после перенесенной П. И. Чайковским личной драмы - крушения сердечных отношений с известной французской певицей Дезире Арто, гастролировавшей в те годы в России.

Спектакль, в котором пела Дезире Арто, состоялся в конце ноября 1869 года. Этим временем помечено и создание П. И. Чайковским цикла романсов на стихи А. К. Толстого, В. Гёте, Г. Гейне (в переводе Л. Мея) и других поэтов, посвященных любовной лирике, сложным психологическим состояниям души: «Не верь, мой друг», «Ни слова, о друг мой», «И больно, и сладко», «Слеза дрожит», «Отчего?..».

Сдушая эти романсы более чем через сто лет после их создания, мы невольно испытываем чувства, некогда владевшие композитором. Образы его музыки увлекают нас, и это тоже одна из особенностей романса - быть всегда правдивым, нести в себе радости и печали, страсть и горечь переживаний своих создателей. И каждый раз с оттенком личного  сопереживания  быть  воссозданным певцом.

Эти свойства романса являются чуть ли не главной его отличительной чертой. Романс всегда современен. Каждое новое поколение слушателей и исполнителей как бы «прочитывает» его заново, как классическую новеллу, драму, рассказ.

Разве не музыкальная поэма - романс Сергея Василь­евича Рахманинова (1873-1943) «Сирень» на слова Е. Бекетовой?

Композитор горячо любил русскую природу, русские традиции, русскую речь и все, что было связано с Рос­сией, было ему бесконечно дорого. Эта любовь проявилась во всей музыке Рахманинова и особенно в его романсном творчестве. Как, например, в романсе «Здесь хорошо!» на слова Г. Галиной:

Классический романс имеет всегда высокий строй мыслей и такой же, отобранный, очищенный от прозаи­ческих интонаций музыкальный язык. Классический ро­манс - это высшая форма музыкальной поэзии, и тради­ции, заложенные композиторами XIX века, сохраняются в классическом романсе советской эпохи. Впрочем, как и традиции русского бытового романса XIX века сохраня­ются в лучших бытовых произведениях камерно-вокаль­ного жанра наших дней.

 Путь развития и становления русской романтической песни


В избранное