Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Радищевского музея

  Все выпуски  

Новости Радищевского музея


Информационный Канал Subscribe.Ru

Музей Радищева
   
О сайте
Партнеры
ART-Хроника
Музеи мира
Лента новостей
Книга отзывов
Афиша
Контакты
Ссылки

   

Новости музейной жизни

Информационный бюллетень №3 (183) Радищевского музея
январь 2005 год

отдел по развитию музея
radmuseumart@radmuseumart.ru

Содержание номера:
  1. От редакции
  2. Музей В.Э.Борисова-Мусатова в культурном пространстве Саратова
  3. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Отдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске мы знакомим Вас с одним из филиалов Радищевского музея - музеем-усадьбой В.Э.Борисова-Мусатова.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.


Музей В.Э.Борисова-Мусатова в культурном пространстве Саратова

Мемориальный музей В.Э. Борисова-Мусатова открылся в Саратове в апреле 2000 года, в год 130-летия со Дня рождения художника. Музей расположился в маленьком деревянном флигеле по адресу Вольская, 33. Именно в нем художник создал знаменитые на всю Россию живописные полотна «Водоем» (1902 год), «Изумрудное ожерелье» (1903 г.), «Автопортрет с сестрой» (1898 год), «Весна» (1901 год). Картины художника входят в постоянные экспозиции Государственной Третьяковской Галереи (Москва), Государственного Русского Музея (Санкт-Петербург). Жемчужиной в собрании Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева по праву считаются «Осенний мотив» (1899 г.) и «Девушка на балконе» (1900 г.).
В свое время семье Мусатовых принадлежала городская усадьба, состоящая из двухэтажного дома, выходящего фасадом на улицу Вольскую (бывший Плац-парад) и деревянного флигеля, расположенного во дворе. За флигелем был небольшой сад. К сожалению, в ходе реставрации музея не была решена проблема отселения жильцов из двухэтажного дома, выходящий фасадом на улицу Вольскую, 33 (бывший Плац-парад, 13). Дом, считающийся памятником истории и культуры второй половины ХIХ века, до сих пор остается жилым и нуждается в реставрации. Время также нанесло утрату мусатовской усадьбе: в 1930-1940 гг. осуществилось масштабное строительство промышленного объекта - мебельной фабрики. Фабрика занимает целый городской квартал, и с ее строительством исчез сад, который В. Э. Борисов-Мусатов считал своей «зеленой мастерской». Сегодня стены мебельной фабрики вплотную подходят к музею.
Тем не менее, в Саратове открылся новый музей, и городская усадьба В.Э. Борисова-Мусатова включена в список памятников истории и культуры Саратовской области.
В первые месяцы работы в музее отсутствовали телефон и охранная сигнализация, и все же было принято решение о работе музея в постоянном режиме, так как главной своей задачей музейные сотрудники считали явление нового культурного учреждения городу. Телерадиопередачи, газетные публикации дали возможность узнать саратовцам и гостям города, что музей В.Э. Борисова-Мусатова существует и работает. Проблемы телефона, сигнализации, благоустройства территории, создания интерьеров, приобретения необходимых для работы видеотехники, планирования выставок и мероприятий решались параллельно текущей работе с посетителями.
Молодой музей активно и с энтузиазмом включился в культурную жизнь Саратова и Саратовской области.
В самой большой и светлой комнате флигеля – мастерской расположилась мемориальная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова, которую так и назвали «Мастерская на Плац-параде».
Придавая большое значение популяризации творческого наследия В.Э. Борисова–Мусатова сотрудники музея решили каждый год проводить Областной конкурс детского рисунка и конкурс юных искусствоведов «Мир Мусатова». С успехом прошли три конкурса, в которых приняло участие около 900 юных художников и любителей искусства. 14 апреля, день рождения художника превратился в большой и красивый детский праздник. В это день проводится награждение победителей конкурса, а в залах музея открывается удивительная по красоте выставка детского рисунка. А накануне этих событий финалистам конкурса предоставляется особая честь: возможность работать в мастерской знаменитого земляка.
Ребята из Саратова и Саратовской области талантливо и проникновенно открывают для себя всю глубину и красоту Мусатовского мира. Мира гармонии, светлых чувств, счастья.
Ряд мероприятий, связанных с именем нашего меморанта в итоге подвел к созданию большого и длительного проекта, который так и получил свое название - «Мир Мусатова». В связи с этим, детский конкурс становится одним из этапов его осуществления. Проект родился в результате одного очень любопытного наблюдения: город сохранил исторические здания, игравшие ключевые роли в жизнью художника. Более того, в настоящее время во всех них расположены различные учебные заведения.
Так дом генерала Шахматова, где художник родился в 1870 году – театральный факультет Саратовской государственной консерватории (угол улиц Горького и Рабочей), первое здание Александро-Мариинского реального училища, где будущий художник учился, сейчас занимает Кадетский корпус (Мичурина, 89), второе здание училища – гимназия №1 (Мичурина, 88) бывший Мариинский институт благородных девиц, много раз посещаемый Мусатовым в силу дружбы с директором института Т.Б. Семечкиной, ныне средняя школа № 95.
В 2003 году состоялось первое творческое сотрудничество музея с педагогами и учащимися средней школы № 95. Осенний вечер памяти художника превратился в спектакль, в основу сценария которого были положены воспоминания близких друзей художника. А озвучить эти воспоминания довелось ученикам 11 «А» класса. Традицию таких вечеров продолжат идеи, совместно воплощенные с курсантами Кадетского корпуса, студентами Консерватории.
Когда – то В.Э. Борисов–Мусатов будучи всего на 8 лет старше своих младших товарищей – будущих известных художников Павла Кузнецова, Петра Уткина, Кузьмы Петрова-Водкина и скульптора Александра Матвеева горячо поддержал их в исканиях в области искусства.
Это послужило основой концепции для проведения цикла выставок современных молодых художников Саратова и области с общим названием «Художник ХХI века». В 2002–2004 годах прошло 6 выставок молодых талантливых авторов - Елены Слыщенко, Татьяны Маскаевой, Александра Козинцева, Антона Придворова, Валерия Гаврилина уже сказавших свое слово в художественной жизни города, заявивших о себе.
В январе - феврале 2004 года цикл продолжился выставкой Сергея Щурина «Научись писать письма…», главной темой которой является обращение к человеку, к его духовным исканиям.
Еще одним выставочным циклом стала тема художников - педагогов Саратова. Действительно, Саратов столь богатый художественными силами обязан этому людям, умевшим делиться собственным талантом со своими учениками. В 2002 году прошла выставка Григория Яковлевича Харькова. (1908-1995 гг.), несколько десятилетий отдавшего преподаванию в Детской Художественной школе г. Саратова. В феврале 2004 году открылась выставка преподавателя Саратовского Художественного Училища Владимира Антоновича Белоновича, воспитавшего не одно поколение Саратовских художников. Следующая выставка этого цикла будет посвящена творчеству Валентина Сергеевича Успенского, известного педагога СХУ имени А.П. Боголюбова.
Традицией музея становится проведение крупных акций. Одна из них оказалась приурочена к относительно новому на Российской земле празднику Дню Святого Валентина 14 февраля. Основная идея акции: в подарок любимому человеку и себе любимому тоже – подлинное произведение, вышедшее из руки живописца или графика. Акция получила название «Без подписи». В ней принимают участие художники-профессионалы, художники – любители, учащиеся художественного училища, детских художественных школ и студий. Приносятся небольшие работы, зарисовки, этюды главное условие участия которых: подпись только на обратной стороне. Все они приобретаются за одну цену: 50 рублей. Не важно, что это этюд заслуженного художника России или детская работа. Зрителю – покупателю предлагается интересная игра: угадать, чье имя скрывается за живописной картинкой. А основной критерий покупки – само произведение, ведь оно должно нравиться! Как правило, недовольных людей в этот день нет. Все находят себе работу по душе. Эта акция пользуется большой популярностью, как среди посетителей, так и среди участников - художников, а вырученные деньги идут на развитие молодого музея.
Пожалуй, если говорить о Саратове, музей Борисова-Мусатова – единственное культурное учреждение города, не имеющее прямого контакта с улицей, сокрытое от глаз посетителей стенами не отреставрированного дома и корпусами промышленного объекта, окружающего музей со всех сторон Главным ориентиром в поисках музея служит Глазная клиника, находящаяся через проезжую часть, напротив.
Одной из ключевых проблем в развитии музея является восстановление Мусатовской усадьбы в полном объеме. Это, безусловно, займет время, даже в случае активных действий по решению этого вопроса со стороны администрации города. Тем не менее, на наш взгляд, решить проблему восприятия мемориальной усадьбы в условиях современной урбанистической и индустриальной среды возможно уже сегодня в результате сотрудничества с нашими соседями. Так, например, совместная пи-ар деятельность музея и мебельной фабрики, а именно внешняя реклама, могла бы вынести музей за пределы объективно существующих территориальных границ, облегчить восприятие музея посетителями.
Сотрудничество, несомненно, подразумевает использование культурного ресурса самого музея для развития социокультурных акций с работниками мебельной фабрики, других учреждений, находящихся по близости, предъявление музея сообществу.
Более далекая перспектива развития музея, на прямую, на наш взгляд, зависит от развития данного микрорайона в целом. Для этого необходимо сохранение небольшой части дореволюционной застройки с угла улиц Вольской и Бахметьевской. Объективно этот пока сохранившийся уголок старого Саратова, современник художника, является охранной зоной музея. При наращивании культурного ресурса города, развитии туристического бизнеса, здесь могли бы расположиться небольшие кафе в духе Саратова рубежа ХIХ веков, книжные и антикварные магазины. Таким образом, в данном районе города сложилась бы своя культурная зона отдыха, тесно связанная его исторической средой.

Элеонора Белонович - зав. отделом музеефикации "Музей-усадьба В.Э.Борисова-Мусатова" Радищевского музея



Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 26-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников
отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. отделом по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
2002-2004 г.г.


<< Назад
   
Новости
Тема дня
Конференции
Ретроспектива
Шедевры
Ресурсы
Пресс-релизы
Фоторепортажи
Наши гости
   
Поиск по сайту:

Ключевое слово:
 

Подписка на новости, Ваш E-Mail:
 
 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.museum.radnews
Отписаться

В избранное