Отдел по развитию Саратовского государственного художественного музея
имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске мы даем информацию о тех событиях, которые прошли или пройдут в нашем музее.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.
В декабре 2003 года Саратовский Государственный художественный музей имени А.Н. Радищева принял участие в Первом межрегиональном симпозиуме, посвященном проблемам изучения и каталогизации православной деревянной скульптуры.
Инициаторами конференции и ее организаторами стали Государственный Русский музей и Пермская государственная художественная галерея.
Не случайно конференция состоялась именно в Перми. Ведь ее галерея обладает знаменитым по качеству и количеству (около 400 памятников) собранием православной скульптуры и имеет богатейший опыт нескольких поколений по ее исследованию.
В музеях Саратовского Поволжья находится не многим более 20 резных деревянных образов. В их числе фигуры «Сидящего Спасителя», «Распятие», композиция «Возложение тернового венца», «Святитель Никола Можайский», ангелы.
Происхождение и бытование такой скульптуры связано с заселением земель вокруг Саратова, наиболее активном во второй половине XVIII столетия. Каждая фигура имеет несомненную самостоятельную ценность. Вместе они дают определенное представление о характере скульптурного убранства православных храмов в Саратовском Поволжье XVIII – начала XX веков.
В прозвучавшем на Симпозиуме докладе наряду со скульптурой были представлены документальные материалы. Сохранившиеся во многом благодаря деятельности Саратовской ученой архивной комиссии и ее преемнику Саратовскому обществу истории, археологии и этнографии (ИСТАРХЭТ), эти документальные источники помогают понять и почувствовать своеобразие церковной скульптуры, расширяют представление об ее истории.
Большая часть фигур, находящихся в настоящее время в собрании художественного музея имени А.Н. Радищева, поступила сюда из Петровского краеведческого музея. Для тех, кто проявит интерес к этой скульптуре и обратится к публикациям 1970–1980-х – годов о ней, заметим следующее: ранее предполагалось, что скульптура была обнаружена экспедицией Саратовского государственного университета в июне - июле 1923 года. Однако сейчас известно, что уже в марте 1923 скульптура находилась в городе Петровске – одном из районных центров Саратовской губернии. Нет сомнений в том, что экспедиция СГУ июня–июля 1923 года действительно нашла скульптуру. По воспоминаниям одного из ее участников, из-за трудностей перевозки фигуры оставили в одном из населенных пунктов (как предполагалось, временно). Жители нескольких сел, расположенных в северной части Саратовской и граничащей с ней Пензенской
областей, помнили «деревянных богов», которые в 1920-е, 1930-е и даже 1970—годы находились на колокольнях заброшенных церквей. Некоторые из фигур, по тем же воспоминаниям, в начале 1970-х были увезены в Москву.
Хочется надеяться, что пусть единичные образцы православной скульптуры Саратовского Поволжья сохранились в других собраниях. Будем благодарны за сообщения сведений о них.
Надежда Гаврилова.
VIII ФИЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ В МОСКВЕ
16–18 декабря 2003 года в Москве, в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева состоялась VIII научная конференция по проблемам русской художественной культуры XVII – первой половины XVIII веков «Филевские чтения». Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева представил доклад «Праотеческо – пророческий и Деисусный чины иконостаса XVII века».
Иконы поступили в музей в 1969 году. Вывезены экспедицией ГТГ в 1965 из церкви Михаила Архангела и Божией Матери Владимирской села Тучкова Селивановского района Владимирской области. Руководитель экспедиции Розанова Н.В. При поступлении в Радищевский музей находились под записью и профилактическими заклейками. Реставрированы. Первой в 1975 реставратором высшей категории ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря Г. В. Цируль раскрыта икона «Святой благоверный князь Федор». Основные реставрационные работы проводились реставратором высшей категории ВХНРЦ О. А. Пригородовой и при ее участии реставраторами музея.
Наряду с иконописными изображениями были продемонстрированы рабочие надписи на оборотах досок, благодаря которым удалось восстановить состав и порядок расположения икон Праотеческо-Пророческого и Деисусного чинов в деревянной церкви конца XVII века, а затем икон тех же чинов во вновь поставленном каменном храме. Перед перенесением в каменный храм иконы были поновлены. Об этом свидетельствует надпись, оставленная на обороте одной из них: "Сiи все иконы исправлены в 1877 году Г. Владимира Живописцомъ Н. И. Лапотниковымъ".
Иконы входили в состав экспозиции музея 1997 – 2000 годов. Представлены на сайте «Живопись России XV – начала XX вв. в экспозиции Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева», раздел «Икона XV – начала XX веков», по адресу http://www.sgu.ru/ogis/katalog/rus/frames3.htm
Ксения Федорова
АНГЕЛ ОБЪЕКТИВА
В мире Новый год традиционно встречают на улицах и площадях, где приближение астрономической даты ощущается значительно сильнее. И потом шампанское, танцы, фейерверк…
Рождество же - праздник домашний, сакральный. Чудо рождения удивительнее, чем Дед Мороз. Приятно собраться за столом с близкими людьми, предаться воспоминаниям, посмотреть старые фотографии…
Выставка, «Ангел объектива», открывшаяся в Доме–музее Павла Кузнецова – традиционно рождественская, теплая и волшебная, а главное, семейная; во многом это заслуга автора - Ольги Николаевны Бельской.
Экспозицию выставки составили старинные фотографии конца 60-х годов XIX века – 10-х годов XX века, из частных коллекций саратовцев, 200 из которых любезно предоставил коллекционер Ю. А. Сафронов. На них сценки из частной жизни: женщины в широких юбках и мужчины с большими усами, студенты и курсистки с книгами в руках, рабочие, крестьяне.
… Фотографии не подписаны, и поэтому статус людей можно определить, наверное, только по костюмам, ведь лица необыкновенно одухотворенные у всех.
Выставку украсили инсталляции с образцами фототехники, которой пользовались 100 лет назад.
Сюрпризом выставки стало фотоателье. Настоящее, как сто лет назад, со сменным фоном и костюмами, собственность коллекционеров и театра «АТХ». От фотосеанса не смог удержать никто. А кто не посетил открытие, добро пожаловать в музей в рождественские праздники.
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 26-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru