Саратовский государственный художественный
музей
имени А.Н. Радищева отдел по развитию музея radmuseum@renet.ruИнформационный бюллетень 16 (42) июнь 2003 годСодержание номера:
Отдел по развитию Саратовского государственного художественного музея
имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске мы даем информацию о тех событиях, которые прошли в нашем музее в последнее время, а также другие новости из музейной и культурной жизни.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.
Новости Радищевского музея
РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ ПРЕДСТАВИЛ СВОИ ДОКЛАДЫ НА КОНФЕРЕНЦИИ "ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРНЕТ - НА СЛУЖБУ ОБЩЕСТВУ"
11 июня 2003 г. сотрудники отдела по развитию музея вместе со своими информационными партнерами из ПРЦ НИТ СГУ и компании "Трайтек", приняли самое активное участие в состоявшейся в г. Саратове, на базе Саратовского государственного политехнического университета, конференции "Технологии Интернет - на службу общества".
Конференция проходила в рамках Фестиваля Интернет-проектов Российской Федерации и собрала очень представительный состав своих участников, как из Саратова, так и из многих российских городов.
От нашего музея в конференции принимала участие зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию - Мария Шпак, которая выступила с двумя докладами - "Перспективы развития новостного сайта музея" и "Сайт музея Льва Кассиля". Кроме этого, с совместным с сотрудниками музея докладом "Применение геоинформационных систем и ГИС-технологий в музейном пространстве" на конференции выступил Игорь Пролеткин - начальник отдела ГИС ПРЦ НИТ СГУ.
Все три доклада, судя по возникшим вопросам и завязавшемуся затем очень активному обсуждению, вызвали самый широкий интерес у слушателей, которые отметили оригинальный подход и очень интересные решения по внедрению и продвижению новых информационных технологий в Радищевском музее, а также предложенную нами модель по созданию информационных web-ресурсов музея. Нам приятно сообщить, что наши доклады были отмечены в числе лучших на заключительном заседании конференции и опубликованы в сборнике ее трудов.
Если Вас заинтересовала тематика этих выступлений, то Вы можете познакомиться с ними на страничке Публикации на сайте "Новости Радищевского музея".
ЕЩЁ ОДНА ДРУЖЕСКАЯ ВСТРЕЧА СОСТОЯЛАСЬ В ЗАЛАХ РАДИЩЕВСКОГО МУЗЕЯ.
На этот раз своих друзей и друзей музея собрал Народный артист России Лев Горелик на выставке Гавриила Гликмана «Я всё сказал…», открывшейся в музее 5 июня.
Среди почётных гостей музея был Ю.Л. Кочнев – Народный артист России, художественный руководитель Саратовского Академического театра оперы и балета, и его подарком собравшимся был концерт квартета Оперного театра, исполнившего произведения Д. Шестаковича и Бетховена.
Лев Горелик рассказал о том, каким человеком был Григорий Гликман, о том как он писал портреты, как выражал в них характеры людей.
Много тёплых слов было сказано Тамарой Викторовной Гродсковой - директором музея, Ефимом Водоносом – зав. отделом русского искусства, авторами выставки.
Ну и как всегда в компании Льва Горелика было много шуток, дискуссий и праздничных тостов.
КОНКУРС ДЕТСКОГО РИСУНКА "Я РИСУЮ ЛЕТО"
8 июня 2003 года в Городском парке Саратове проходил конкурс детского рисунка на асфальте "Я рисую лето", проводимый Банком "Экспресс-Волга" среди детей сотрудников и клиентов банка.
В жюри принимала участие Слухаева Елена Васильевна, зав. отделом экспозиционно-выставочной работы Радищевского музея. Юные участники конкурса уже не раз посещали Саратовский художественный музей, поэтому ещё одна встреча с Еленой Васильевной Слухаевой вызвала большую радость.
По итогам конкурса были проведены награждения:
1, 2, 3 место, поощрительный приз и диплом для детей от 3 до 8 лет среди детей клиентов банка;
1, 2, 3 место, поощрительный приз и диплом для детей от 9 до 14 лет клиентов банка;
1, 2, 3 место, поощрительный приз и диплом для детей от 3 до 8 лет среди детей сотрудников банка;
1, 2, 3 место, поощрительный приз и диплом для детей от 9 до 14 лет сотрудников банка.
Остальные дети-участники получили свидетельства об участии в конкурсе и призы. Особым подарком для детей и их родителей стали билеты на аттракционы "Лукоморье".
Шедевры Радищевского музея
М.В. Нестеров. Портрет Разумовой
Елена Павловна Разумова родилась в Саратове, получила высшее медицинское образование. В течение своей многолетней практики она лечила Чуковского, Мандельштама, Нейгауза, Мухину, Корина. Умный, талантливый человек, Разумова могла не только исцелять телесные недуги, так же умело врачевала души своих пациентов, для многих становилась добрым другом. Большая и крепкая дружба связывала Е. П. Разумову и знаменитого художника Михаила Васильевича Нестерова (1862 – 1942). Свидетельством этой дружбы и глубокого уважения стал портрет, написанный в 1936 году и находящийся в музее имени А. Н. Радищева
Портрет как основной жанр окончательно утвердился в творчестве Нестерова к середине 1930-х годов. Художник создаёт портреты современников, натур волевых и активных, чья жизнь, по словам Нестерова, была отражением «их мыслей, чувств, деяний». Таковы известные портреты академика Павлова, скульптора Шадра, хирурга Юдина. Но Нестеров сохраняет интерес к теме, определившейся ещё в его дореволюционных произведениях – изображению сокровенных движений человеческой души, тонкого, едва уловимого состояния человека. Как и прежде, для «лирических портретов» Нестеров выбирает женские модели, пытаясь именно в женской душе найти вечные нравственные начала способность к состраданию, особенную одухотворенность.
Портрет Е. П. Разумовой был создан в 1936 году, когда она переживала тяжёлое семейное горе. Печать напряжённых раздумий и волнений легла на лицо молодой женщины. Кажется, внимание модели обращено к собеседнику, но глаза полны печали, в них сосредоточенность на собственных мыслях и тревогах. Цветовая гамма портрета сдержанна и строга, в ней главенствуют холодные тона. Решающим становится контраст насыщенного по цвету, «весомого» фона и лёгкого силуэта фигуры. М. В. Нестеров запечатлел неповторимо индивидуальные черты Разумовой и одновременно подчеркнул в облике своей модели то, что делает её похожей на многих безымянных «нестеровских» героинь, остающихся прекрасными даже в горе. Камерность решения образа стала у Нестерова подлинно содержательной, не лишила портрет значительности, а, напротив, дала ему ноту неподдельной искренности и человечности.
Е. П. Разумова скончалась 21 июля 1971 года. По её желанию её значительная художественная коллекция была передана в Радищевский музей.
Елена Савельева - ученый секретарь музея имени А.Н. Радищева
У наших партнеров и друзей
В САРАТОВЕ НАЗВАЛИ ЛУЧШИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ, МУЗЕЙНЫХ И КЛУБНЫХ РАБОТНИКОВ
Состоялась церемония награждения победителей областных смотров-конкурсов профессионального мастерства на звание: "Лучший музейный работник 2002 года", "Лучший библиотекарь 2002 года", "Лучший клубный работник 2002 года".
Все конкурсы проходили в 2 тура: отборочный и финальный. В смотре-конкурсе "Лучший музейный работник года" нужно было представить: научные работы, методические разработки, фотоматериалы, аудио и видиозаписи. Клубным работникам на конкурс необходимо было представить сценарии массовых мероприятий, программы конкурсов, концертов, праздников, фотоматериалы, виде и аудиозаписи.
Лучшим музейным работником признан Константин Моржерин - старший научный сотрудник Саратовского областного музея краеведения.
Лучшим клубным работником 2002 года стала Людмила Соловьева - балетмейстер народного циркового коллектива "Арт-Алле" г. Маркса.
Лучшие среди библиотекарей определялись в трех номинациях. В номинации "Лучший библиотекарь 2002 года, работающий с детьми" победила Ольга Коленченкова - зав. детской библиотекой-филиалом N 7 централизованной библиотечной системы г. Балашова. "Лучшим библиотекарем сельской библиотеки-филиала 2002 года" стала Татьяна Слепова - зав. Сосновской сельской библиотекой-филиалом централизованной библиотечной системы ОМО Балтайского района. Победителем в номинации "Лучший заведующий методико-библиографическим отделом централизованной библиотечной системы 2002 года" признана Ирина Кононенко - зав. отделом инновационно-методической работы центральной библиотеки ЦБС г. Саратова.
ОТКРЫЛАСЬ ЭКСПОЗИЦИЯ КАРТИН ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЛЬВА ГОРЕЛИКА
В головном офисе банка "Экспресс-Волга" открылась экспозиция картин из коллекции народного артиста России Льва Горелика.
На выставке, названной "Истинное лицо кавказской национальности", можно увидеть работы грузинских, армянских и азербайджанских мастеров. Сюжеты картин напоминают о гостеприимстве, о веселых застольях, душевной щедрости и теплоте - о том, чем всегда был богат Кавказ.
Это уже вторая выставка из коллекции живописи Льва Горелика, проведенная банком "Экспресс-Волга". Первая экспозиция "Мерси, Баку!" представляла работы азербайджанских художников. Отличительной особенностью этой выставки стала ее повышенная декоративность, необычайная красочность, близость стилистики национального фольклора, которые характерны для работ таких именитых мастеров, как Тогрул Нариманбеков, Сатар Бухлул Заде, Расим Бабаев, Саттар Салимов, Ариф Алескероф и др.
Музей Прадо, или, как его уважительно величают испанцы, «Museo del Prado» - крупнейшее художественное собрание Испании. Львиную долю его составляют королевские и церковные художественные коллекции. Это не случайно: несколько столетий искусство Испании занимало особое положение среди художественных школ Европы, развиваясь под непосредственным патронажем короны и церкви. Величайшие художники Испании Веласкес и Гойя были официальными придворными живописцами.
Три художественные школы составляют славу музея Прадо: итальянская, фламандская и испанская.
Среди мастеров итальянской школы, представленных в музее, ведущая роль принадлежит протеже испанских королей - Тициану, а также Рафаэлю, которого испанский двор издавна считал величайшим мастером Италии. Так что заполучить в свое собрание полотно великого урбинца было для истинного коллекционера делом чести, и коллекция испанской короны не могла отставать от собраний грандов.
Жемчужины фламандского собрания — крупнейшая в мире коллекция картин гениального фламандского живописца Иеронима Босха, чья причудливая сумрачная фантазия заворожила Филиппа II. Он и приобрел эти шедевры для Эскориала - наследственного замка испанских королей. Лишь в XIX веке картины были перенесены в музей. Прадо располагает знаменитыми триптихами нидерландского мастера. Среди них прославленные «Сад наслаждений» и «Воз сена».
Визитной карточкой музея стало грандиозное полотно Питера Брейгеля Старшего «Триумф смерти». Еще два произведения фламандской школы принадлежит к ее лучшим образцам - «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена и «Поклонение волхвов» Ганса Мемлинга.
И наконец, Прадо - крупнейший художественный музей Испании - располагает грандиозным собранием произведений испанской живописи. Три величайших мастера Испании - Эль Греко, Веласкес и Гойя - представлены в музее с максимальной полнотой.
Среди картин Веласкеса наибольшей популярностью пользуется «Семья Филиппа IV». Это не парадный, а скорее камерный портрет королевского семейства, где мастерски использована игра с зеркальным отражением модели. Включившись в эту игру, художник на заднем плане изобразил самого себя за мольбертом, и король, восхищенный искусством Веласкеса, позднее собственноручно пририсовал ему на грудь крест ордена Сант-Яго.
Через 250 лет Франсиско Гойя напишет семью другого короля - Карлоса IV, и этот портрет, где испанские Бурбоны торжественно выстроились перед зрителем, также станет гордостью музея Прадо. Коллекция Гойи в Прадо насчитывает почти три десятка полотен и охватывает все периоды творчества живописца. С двумя из них - знаменитой парой полотен «Одетая маха» и «Обнаженная маха» - предание связывает герцогиню Альба, правнучку «кровавого герцога», ставшую, согласно легенде, возлюбленной художника.
Небольшая, но очень качественная немецкая коллекция Прадо также не может не привлечь внимания знатока. «Хиты» собрания - четыре полотна Альбрехта Дюрера, в том числе один из трех широко известных автопортретов (два других находятся в парижском Лувре и в Старой Пинакотеке в Мюнхене).
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Дополнительную информацию о нашем музее Вы можете получить на сайте "Новости Радищевского музея". Если Вы хотите узнать о других музеях Саратова и Энгельса, то загляните на сайт Музей Волги - Саратовский регион. С архивом наших информационных бюллетеней Вы можете ознакомиться по адресу http://www.sgu.ru/ogis/museum/volga_museum/bl/sibr.html.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru