Саратовский государственный художественный
музей
имени А.Н. Радищева отдел по развитию музея radmuseum@renet.ruИнформационный бюллетень 15 (41) июнь 2003 годСодержание номера:
Отдел по развитию Саратовского государственного художественного музея
имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске мы даем информацию о тех событиях, которые прошли в нашем музее в последнее время, а также другие новости из музейной и культурной жизни.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.
Новости Радищевского музея
«ПЛАТЬЕ ОТ ШАРДЕНА» ХОТЯТ ПРИМЕРИТЬ В ГЕРМАНИИ
"Культура. Образование. Музей. Традиции России и Германии" - под таким названием 29-31 мая в Саратове прошёл Международный научно-практический семинар, организаторами которого явились Немецкий культурный центр им. Гёте в Москве и Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского.
В семинаре приняли участие сотрудники музеев Саратова, Энгельса, Маркса, Калининска, Пензы, а также представители Германии Объединения музеев города Галле.
От Радищевского музея было представлено четыре проекта Образовательного отдела, которые вызвали интерес, как со стороны российских коллег, так и со стороны музейщиков из Германии.
"Нетрадиционные формы работы с детьми в рамках проекта "Платье от Шардена" (Царёва Т., Жукова А.) заинтересовал своей сетевой основой, необычным способом подачи исторического материла, техническим оснащением заключительного праздника бала.
"Элементы этнопедагогики в занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста" (Ванесян Л.Г.) поставил акцент на использовании этнического материала, важности каждой национальности, что очень актуально в наше время.
"Занятия с детьми на выставке "Острые углы" (Козакова Е.А.) был признан грамотной методической разработкой детских занятий, которую можно использовать как модель другим музеям.
Сами же сотрудники Радищевского музея поделились своими впечатлениями от работы маленьких музеев: Пензенской картинной галереи им. Савицкого, Энгельсского музея Льва Кассиля. Какие интересные вещи рождаются у сотрудников-энтузиастов этих музеев.
В результате "Радищевцы" получили приглашение от Корнелии Циммерман, зам. Директора Объединения музее в городе Галле, рассказать о своих проектах немецким коллегам и презентовать проект "Платье от Шардена".
Удачной работы, Образовательный отдел Радищевского музея!
"А ЗА ЛЕНИНГРАД - С.ПЕТЕРБУРГ - ОСОБОЕ СПАСИБО". СЕРГЕЙ СТЕПАШИН.
2 июня Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева посетил Председатель Счётной палаты Сергей Степашин. Посещение музея входило в культурную программу Сергея Степашина в период пребывания в Саратове.
Тамара Викторовна Гродскова - Генеральный директор музея, проведя гостя по экспозиции, рассказала о богатой коллекции музея, о его создателе А.П. Боголюбове. Сергей Вадимович с интересом рассматривал картины, задавал вопросы, особо заинтересовался произведениями А.П. Боголюбова. Губернатор Саратовской области Дмитрий Фёдорович Аяцков - частый гость музея, добавил, что в экспозиции представлена лишь малая часть шедевров музея, чем вызвал новые вопросы гостя о художниках и их творениях.
Интересный диалог состоялся на выставке "Красуйся, Град Петров…". Петербуржец по происхождению, Сергей Степашин комментировал многие работы, узнавал на них городские улицы, рассказывал занимательные истории из жизни Санкт - Петербурга. После чего в Книге отзывов Почётных гостей написал: " А за Ленинград - С.Петербург - особое спасибо!".
Такие дружеские-деловые встречи в музее случаются довольно часто, и каждая даёт новые знакомства, новые контакты, помогает находить новые формы работы. И самое главное, если в музей стремятся гости, значит, музей располагает к этому. Недаром, прощаясь, Сергей Вадимович пожелал музею принимать как можно больше посетителей и гостей.
ВОССТАНОВЛЕНА РУССКАЯ ВЕРСИЯ ЭЛЕКТРОННОГО WEB-КАТАЛОГА РАДИЩЕВСКОГО МУЗЕЯ
В каталоге представлена информация, включающая более 400 живописных произведений от периода Древней Руси до 1920-х годов, состоящая из пяти разделов:
"Икона XV - XIX веков"
"Живопись России XVIII века"
"Живопись России первой половины XIX века"
"Живопись России второй половины XIX века"
"Живопись России первой трети XX века".
Каждому разделу предшествует аннотация, дающая представление о разделе. Статьи каталога включают имена авторов (с XVIII века), названия произведений, время создания, инвентарный номер, сведения о материале, технике, размерах, подписях и наиболее значимых надписях, об участии в выставках, а также иконографические справки.
Все статьи каталога сопровождаются изображениями. Каждое изображение может быть представлено в увеличенном виде. Имеются дополнения в виде фрагментов.
Большая часть изображений и материалов каталога публикуется впервые.
Новый адрес нашего электронного каталога в сети Интернет - http://www.sgu.ru/ogis/katalog/, куда мы и приглашаем наших виртуальных посетителей!
ПРАЗДНИК ЮНОГО ХУДОЖНИКА
1 июня в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова состоялся детский праздник. Были приглашены дети-учащиеся детской художественной школы, учащиеся Городского дома творчества юных, воспитанники детского сада № 104. Всех этих ребят объединяет одно: в течении учебного года они занимались живописью под руководством Наталии Михайловны Никифоровой. В первый день лета, а, следовательно, в самом начале школьных каникул состоялся фестиваль детского рисунка. Рисунки украсили стены музея, а также музейный дворик - цветы детского творчества в поддержку молодого возрождающегося садика музея Мусатова.
"Храбрый Бошняк" - так отозвался А. С. Пушкин в своей "Истории Пугачёва" о человеке, портрет которого хранится в коллекции Саратовского художественного музея. Работа была передана в музей в 1899 году правнуком изображённого на портрете Ивана Бошняка (1717 - 1791).
С полотна смотрит тучный мужчина южного типа. Массивная фигура, крепко посаженная голова, крутые дуги приподнятых бровей, сжатый рот, торчащие в стороны длинные усы, мешки под глазами, обвисшие щёки - всё рождает впечатление простодушной точности передачи. Выражение лица замкнуто и несколько брюзгливо. Весь облик говорит о характере упрямом, самоуверенным, сильном.
Художник, писавший портрет, был не очень умелым, зато внимательным и зорким.
Человек, изображённый на портрете, с 1771 по 1788 годы служивший комендантом Саратовской крепости, неразрывно связан с историей нашего города. Жаркое лето 1774 года… По всему Поволжью полыхает пламя крестьянской войны. Саратов, переполненный тревожными слухами, стал ареной столкновения двух амбиций - военного коменданта Саратова Ивана Бошняка и прибывшего в город гвардии поручика Преображенского полка Гавриила Романовича Державина - будущего великого поэта. В бесконечной перепалке бегут драгоценные дни. В ночь с 5 на 6 августа Державин уезжает на левый берег Волги, а днём 6 августа город занимает Пугачёв. Всё население тут же подчинилось ему, при Бошняке осталось лишь несколько десятков человек. Приближавшаяся ночь спасла их от гибели: успев захватить казну и документы, Бошняк с боем пробивается к Волге и бежит в Камышин. Положение коменданта незавидное. Город занят, гарнизон изменил
присяге. Державин обвиняет Бошняка чуть ли не в измене. Однако, разбирая спор, Екатерина II приняла мнение сторонников Бошняка и даже наградила его. Самолюбивый Державин подал в отставку. А в исторической литературе утвердилась версия героического сопротивления Бошняка тысячам восставших. Эту версию повторил и Пушкин. Таким он и остался в истории - "храбрый Бошняк". Известно, что настоящая фамилия Бошняка - Кондосколиди, происходил он из греческого дворянского рода. В 1732 году в возрасте 15 - 16 лет начал службу простым солдатом, участвовал во многих сражениях, был несколько раз тяжело ранен и неоднократно пожалован за храбрость повышением в чине. На музейном портрете (датируются 1760 - 1764 гг.) он изображён в мундире подполковника Новосербского Пандурского полка.
Мы сразу замечаем, что полотно написано художником, не получившим специального образования: он не знает анатомии человеческого тела, не умеет передать объём, воссоздать фактуру меха, металла, сукна. Его задача - передать внешнее сходство. И он её выполнил.
Профессиональный портрет этого времени - портрет по преимуществу дворянский и придворный, как правило, идеализировал натуру. Это невозможно для нашего художника (чьё имя мы, скорее всего, не узнаем), его восприятие непосредственно, он подмечает те черты, которые выделяют это лицо из тысячи других.
Портрет Бошняка является ярким примером провинциального портрета, который часто называют "примитивным". Однако яркость созданного образа позволяет говорить о художественных достоинствах работы.
Галина Фёдорова
У наших партнеров и друзей
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НОВОГО ЖУРНАЛА "ЭРМИТАЖ"
В апреле 2003 г. в Эрмитажном театре состоялось представление нового журнала "Эрмитаж", посвященного событиям одного из величайших музеев мира и культурной жизни России в целом. Издание журнала "Эрмитаж" совпало с 300-летним юбилеем со дня основания Санкт-Петербурга и празднованиями, проводимыми 27 мая 2003 г.
М.Б. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, отметил в своей вступительной статье к журналу: "Многослойность Эрмитажа неминуемо ведет к разнообразию форм его жизни. Выставки, работа с коллекциями, лекции и научные конференции - это традиционно. Но, кроме того, в Эрмитаже есть свой оркестр и своя музыкальная программа - "Эрмитажная академия музыки". Есть "Радио Эрмитаж", есть студия "Эрмитажный мост", на которой Александр Сокуров поставил уже ставшим знаменитым фильм "Русский ковчег". Есть две постоянные программы на телевидении. Есть издательство, прекрасный сайт в Интернете и электронный магазин. До сих пор не было журнала. Теперь он появился."
Главным редактором журнала является М.Б.Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, исполнительный редактор - Джеральдин Норманн, в прошлом корреспондент газет "Times" и "Independent", и первый директор Эрмитажных комнат в Сомерсет Хаусе, Лондон. Выпускающий редактор - Е.О. Гетманская, научный сотрудник Пресс-службы; редактор русской версии журнала - Ю.З. Кантор, советник директора Государственного Эрмитажа по проекту "Большой Эрмитаж"; фоторедактор - В.С. Теребенин, художник-фотограф Государственного Эрмитажа.
Среди авторов первого номера журнала "Эрмитаж" - Роберт Месси, лауреат Пулитцеровской премии, американский историк, рассказывающий об основании Санкт-Петербурга Петром I; Джон Рассел, почетный художественный критик New York Times, отдающий дань уважения Эрмитажу. Н.И. Тарасова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, представляет необычный материал о мемориальной коллекции Петра I. Е.Ю.Моисеенко, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, рассказывает о коллекции костюмов Петра I. Большой интерес вызывает статья Эдварда Люси-Смита, английского художественного критика, посвященная Тимуру Новикову, известному художнику русского авангарда.
В журнале впервые публикуется материал о рисунках из собрания Государственного Эрмитажа, которые существенно изменили представление о Хемптон-Корте, когда автор рисунков "Кэйпэбилити" Браун был королевским садовником этой старейшей английской резиденции в середине XVIII века. Два альбома этих рисунков, выполненных около 1780 года, были приобретены Екатериной II. М.Ю. Дединкин, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства, идентифицировал 149 рисунков Хемптон-Корта. О важности открытия этого собрания пишет и Девид Жак, известный английский специалист в области садово-паркового искусства.
Журнал также знакомит с культурными событиями, происходящими в других городах, включая различные выставочные и реставрационные проекты, археологические раскопки. Особый раздел посвящен международным связям музея, выставочным центрам за пределами России и обществам Друзей Эрмитажа в России и за рубежом.
Журнал будет издаваться дважды в год на английском и русском языках, информируя всех заинтересованных читателей о жизни музея и планов его развития. Тираж английского издания - 15.000 экземпляров (издательство Cuktureshock Media, Лондон), русского издания - 3.000 экземпляров (издательство "Слово", Москва).
Журнал будет распространяться среди всех обществ Друзей Эрмитажа, на это издание можно подписаться или приобрести в крупнейших музейных магазинах Великобритании, США и, конечно, в России.
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Дополнительную информацию о нашем музее Вы можете получить на сайте "Новости Радищевского музея". Если Вы хотите узнать о других музеях Саратова и Энгельса, то загляните на сайт Музей Волги - Саратовский регион. С архивом наших информационных бюллетеней Вы можете ознакомиться по адресу http://www.sgu.ru/ogis/museum/volga_museum/bl/sibr.html.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru