Не входя в дальнейшее обсуждение темы, которой посвящена статья И. Кувента «Мы не «горцы», а горские евреи….» («Новости недели», 16.6.2011 г.) по поводу, к сожалению, пропущенной нами нашей (в предыдущем номенре этой же газеты статьи «Без спасения – нет вознаграждения» (ибо будучи многолетним «бесплатным писателем» «Новостей недели», тем не менее, остаемся «платным читателем» ежедневных «Вестей»), ограничимся
ответом на некоторые из замечаний.
1. Как можно легко убедиться по параллельным публикациям этой статьи на других ресурсах (сайты isracaust.org, proza.ru, bat-yam.istaelunfo.ru и др.), фон Клейст аттестован именно как главнокомандующий войсковой группой «А», так что данный упрек либо не ко мне, либо, паче чаяния, — досадная техническая накладка.
2. Как указано в ряде использованных нами источниковисточников («ИзРус»-16.12.2011, «Едиот Ахронот»-16.12.2011,
«Вести»-21.12.2011 – со ссылкой на издание «Холокост на территории СССР». – М.: 2009 и др.), «горские евреи компактно проживали в особом квартале («Еврейская колонка»)… Был создан национальный совет татов (горских евреев) из пяти человек. В его состав вошли руководители общины, которые провели успешные переговоры с властями и экспертом по расовым вопросам из Германии о признании их одним из народов Кавказа. В начале ноября 1942 г. были убиты десять горских евреев из числа советских
партийных раюльниуов. Остальные члены общины уцелели. Это была самая крупеая еврейская община на территории РСФСР, пережившая оккупацию».
3. Это, таким образом, расходится с приведенной И. Кувентом иной версией относительно инициаторов данного решения, равно как и с его малоубедительным утверждением («насколько мне известно») о «назначенной на 4.07.1943 г. акции по уничтожению» (не встречавшейся нам в литературе, а вот что там да встречалось — это сведения
о проводившехся с первых дней оккупации акциях уничтожения ашкеназийских евреев, эвакуированных или бежавших от нацистов и оказавшихся в Нальчике). Но главное, — что, так или иначе, из первых все здесь остались живы. До 120!
4. Упоминание И. Кувентом жертв горских евреев среди почти 3 млн. б. советских евреев, оказавшихся под оккупацией в различных районах б. СССР, вызывает понятное сочувствие, но выходят за рамки рассматривавшейся нами темы – судьбы горских
евреев Нальчика.
5. Что до финансовой стороны дела (а речь, понятно, идет о ней), снова процитируем один из ранее названных источников: «Решение… принималось в управлении по делам переживших Катастрофу министерства финансов Израиля. Его суть – лишение (здесь и далее выделено нами. — Ю. Л.) евреев-уроженцев Нальчика ежемесячной компенсации в сумме 1700 шекелей, что было для них существенной прибавкой к пенсионному пособию.
Их перестали считать жертвами Холокоста…»
6. (Нужно ли напомнить, что и эти «пенсии» — как и все прочие «ренты» в этой бездонной сфере — из разных карманов все той же «Клеймс Конференц», которая столь стремительно отреагировала на «вновь открывшиеся обстоятельства»? Примерно, это же следует и из полученного нами ответа из упомянутого выше управления на наш запрос по этому поводу: «…нет законных оснований их дальнейшего получения ими указанного
пособия…»)
7. Упомянутая И. Кувентом «борьба за существенные изменения в законе о выплате компенсаций евреям Северного Кавказа» ведется вовсе не за судебные коллизии запутанного дела горскихевреев-неевреев» Нальчика, утративших бывший у них статус переживших Катастрофу, а за признание в таковом — «беженцами Катастрофы» (с выплатой соответствующей одноразовой компенсации из Hardship Fund) — эвакуированных и бежавших из этих мест евреев, где их ждала неминуемая
гибель (в том числе, б. жителей осажденного Орджоникидзе и населенных пунктов Орджоникидзевского, Садонского, Ирафского, Кировского, Правобережного, Гизельдонского и Дарг-Кохского районов б. Северо-Осетинской АССР в период с 13.09.1942 г. по 14.01.1943 г.)
8. И последнее. Использованные И. Кувентом «сильные» выражения (например, о нашей, чуть ли не преднамеренной, «лжи» по ряду небесспорных фактов) уместны не в газетной дискуссии,
а в зале суда по делам о защите чести и достоинства (что вовсе и не исключается — после окончательного завершения нынешних судебных слушаний по данному делу).