Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям

  Все выпуски  

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям // Muzeon Beth Ha'Shoah Bat Yam // Beg


Бег длиной 70 лет

Юрий Ляховицкий

   Бат-ямское объединение бывших эвакуированных и перемещенных лиц – выходцев из б. СССР «Беженцы Катастрофы» («Плитэй у-нифгаей ха-Шоа») с удовлетворением (если это слово подходит по существу) отмечает свой успех.

   Ведь именно его членами подготовлен
проект , законопредложения «О льготах нуждающимся беженцам Катастрофы», предусматривающий установление в Израиле соответствующего статуса для этого самого массового «вида» переживших Катастрофу на территории б. СССР.

   И не только подготовлен, но и передан ряду сотрудничающих с объединением депутатов кнессета (проф. М. Нудельман, д-р М. Солодкина, депутат Р. Коэн и др.), а также в министерство социального обеспечения – для включения в подготавливавшуюся им правительственную программу соцобеспечения переживших Катастрофу.

    Пока что достигнута вторая часть этой всеизраильской «акции».  

  Как известно, до позавчерашнего дня национальное законодательство (включая правительственные постановления) в области Катастрофы и статуса переживших Катастрофу («ницолей ха-Шоа») обходилось лишь тремя закономи: Законом о Дне памяти Катастрофы и героизма 1955 г., Законом об инвалидах нацистских преследований 1957 г. (устанавливающим специальные временные и медицинские критерии для этой категории потерпевших) и недавно ( и тяжело) принятым Законом «Льготы для нуждающихся переживших Катастрофу» (узники гетто / концлагерей и к ним приравненные).

    Здесь следует очередной раз напомнить, что бытующий в израильском законодательстве термин «ницолей ха-Шоа», означающий (исходя из смысла английского оригинала Survivors) — «уцелевшие (спасшиеся, выжившие, пережившие» и т. п.) в Катастрофе», на самом деле, лишен какой-либо юридической определенности и является обобщенным литературным определением всех тех родившихся до войны евреев, которым разными судьбами, но «чудом» — в силу нацистской политики тотального уничтожения евреев («эндлозунг») — удалось остаться в живых во время Катастрофы.

     По логике этого феномена, он в
 равной степени относится ко всем 6 официально признанных в Израиле (просредством отдельных законоположений) группам уцелевших в Катастрофе евреев, а именно:  1) бывшим еврейским узникам нацистских концлагерей/гетто; 2) евреям, скрывавшимся на оккупированной территории; 3) евреям – участникам рабского/принудительного труда в оккупированных или контролируемых рейхом областях; 4) евреям жителям присоединенных, находившихся под властью рейха или союзных с ним государств; 5) евреям — беженцам из Европы, определенных в Израиле как «инвалиды нацистских преследований» и 6) евреям – участникам военных действий в составе действующих армий (оказавшимся в плену или на оккупированной территории.

    Напомним здесь те существующие специальные законоположеннями, которыми определен статус групп этого перечня: групп 1-4 – законопроектом «Льготы для нуждающихся переживших Катастрофу, 2007», группы 5 – Законом «Инвалиды нацистстких преследований, 1957» и группы 6 – Законами «Инвалиды войны с нацизмом, 1954» и «О статусе выетеранов Вторпой мировой войны, 2000»).

    Таким образом, единственной, «не покрытой» каким либо юридическим статусом, оставалась седьмая, как раз самая массовая, группа переживших Катастрофу – «беженцы и
 эвакуированные».

    Именно на ликвидацию этой явной несуразицы (долгое время находившейся как бы в тени борьбы за статус бывших «лагерников), и была направлена «околозаконодательная инициатива» членов бат-ямских ассоциации бывших узников «Опаленные Катастрофой» и объединения эвакуированных и перемещенных лиц «Беженцы Катастрофы», которая, наконец, увенчалась успехом — как это следует из полученной объединением своего рода «декларации Ицковича» – письма генерального директора министерства соцобеспечения Нахума Ицковича.

    Заключается он, прежде всего, в
 том, что «беженцы и эвакуированные официально (правда, пока что только на правительственном, а не законодательном, уровне) включены в категорию «переживших Катастрофу» (напоминаем о неформальном характере самого этого термина), и на них распространены предусматриваемые этой программой социальные льготы.

    Не будем входить здесь обсуждение денежно-материальной части теперь уже обнародованной программы, касающейся льгот и их дифференциации для отдельных категорий переживших Катастрофу (ведь, как и обычно, решения всегда скромнее намерений).

    Отметим лишь, в частности, что согласно принятому минсоцобеспечения предложенного объединением определения термина «переживший Катастрофу» (здесь и здесь), выплаты предназначены для 120 тысяч переживших Катастрофу.

    Они должны отвечать следующим критериям: а) получателю исполнилось 70 лет, б) он получает пособие с
 социальной надбавкой («ашламат ахнаса») от «Битуах Леуми» и относится к одной из следующих групп переживших Катастрофу, подтвержденной получением соответствующих компенсационных пособий от «Клаймс Конференц», а именно: 1) находился во время Второй мировой войны на территории Германии; 2) находился на оккупированных нацистами территориях; 3) находился на территориях государств союзников нацисткой Германии; 4) бежал с оккупированных нацистами территорий незадолго до момента их фактической оккупации (объединение потребовало заменить «троянское» выражение «незадолго» однозначным: «после начала войны»).

    Более важным представляется следующее.

    1) Сообщить будущим получателям льгот, что, как следует из упомянутых выше сообщений, вся требующая заполнения документация на получение бывшими беженцами (и др. пережившими Катастрофу) доплаты к пособию по старости в соответствии с новой программой министерства соцобеспечения этой категории граждан поступит из уполномоченного на то государственного органа непосредственно на домашние адреса получателей доплат (с предоставлением бесплатной помощи по ее заполнению.)

    2) Предостечь их от уже ретиво распространяемых многочисленными добровольческими «опекунами» нерелевантных предложений о «выдаче анкет на получение доплаты к поособию», как, впрочем, и прочих льгот.

    3) Напомнить, в очередной раз, что «долги Катастрофы» — это не только материальная компенсация нашим государством перенесенных его гражданами страданий и лишений в годы Катастрофы, но и слишком уж затянувшееся усвоение им политологических, нравственных и образовательных «уроков Катастрофы», сущностных как для нас, израильтян, так и для евреев рассеяния.

    Другие рассылки

    Подписка на рассылку

    Написать автору:   bethshoah@013.net.il

 

 


В избранное